отстранение от работы, взыскание компенсации



Дело № 2-2317/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волгоград                                                                     16 августа 2011 года

                   Тракторозаводский районный суд г. Волгограда

в составе :

председательствующего судьи Малышевой Е.А.,

при секретаре Тихоновой Я.А.,

с участием истца Усачевой Т.А., представителя истца Батаевой Л.В.,

представителей ответчика Дрямовой Л.А., Сиваш Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2011 года в г. Волгограде гражданское дело по иску Усачевой Т.А. к МУЗ «детская поликлиника » о признании приказов об отстранении от работы незаконными, взыскании заработной     платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

                                               У С Т А Н О В И Л :

           Истец Усачева Т.А. обратилась в суд с указанным иском, в обосновании указав, что с 01 июля 1997 года она работает в МУЗ «Детская поликлиника » в должности <данные изъяты>. На основании приказов главврача поликлиники от 23 мая 2011 года и от 21 июня 2011 года она была отстранена от работы <данные изъяты> в связи с тем, что у нее отсутствует действующий сертификат по специальности «<данные изъяты>». Истец считает данное отстранение от работы незаконным, поскольку у нее имеется необходимое средне специальное (медицинское) образование, а также сертификат по специальности <данные изъяты>, срок действия которого законом не установлен, и свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации по специальности «<данные изъяты>». Кроме того, трудовым кодексом РФ не предусмотрено отстранение работника от работы в случае отсутствия у него «действующего» сертификата. В связи с отстранением от работы ей был причинен материальный и моральный вред, так как ответчик незаконно лишил ее возможности трудиться. Поэтому истец просит признать приказы от 23.05.2011 года и от 21.06.2011 года об отстранении ее от работы незаконными, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 23 мая 2011г. и по день вынесения решения суда, а также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

           В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали, дополнительно пояснили, что просят взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере 10 600 рублей.

           Представители ответчика МУЗ «детская поликлиника » в судебном заседании каждый в отдельности исковые требования не признали, суду пояснили, что Усачева Т.А. с 2003 года и по настоящее время работает <данные изъяты>, не имея сертификата на право выполнять эту работу, что согласно нормативным актам, действующим в медицине, не допустимо. В 2008 году Усачева Т.А. проходила обучение на курсах повышения квалификации по специальности физиотерапия, однако, сертификат, подтверждающий ее право на выполнение этой работы, ей не выдан, так как ее медицинское образование по специальности «<данные изъяты>» не позволяет ей получить этот сертификат. Для получения этого сертификата ей необходимо получить среднее медицинское образование по специальности «<данные изъяты>». В отсутствие указанного сертификата Усачева Т.А. не имеет право выполнять работу медсестры физиотерапии, поэтому она и была отстранена от выполнения этой работы, поскольку Усачева Т.А. отказалась от перевода на другую работу.

            Суд, выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования Усачевой Т.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

      Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях :, в том числе, приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья; а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

    Согласно ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.1993г.(в редакции 1993 года) право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения РФ, - также сертификат специалиста и лицензию.

    Как следует из содержания ст.54 вышеназванного закона (в редакции ФЗ № 15 от 10.01.2003г.) право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Согласно письма заместителя министра Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 6915-ВС от 12.09.20008 года Минздравсоцразвития России считает, что лица, допущенные к занятию медицинской деятельностью в соответствии с Приказами Минздрава СССР от 21.10.74 N 990, от 13.07.89 N 418 и начавшие работать в период действия этих Приказов, могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения прежние должности, проходить повышение квалификации по специальностям, соответствующим этим должностям, и получить (подтвердить) сертификаты специалиста. В случае недостаточности профессиональных знаний и навыков упомянутых выше средних медицинских специалистов в сложившейся ситуации корректнее принятие решения об их переподготовке, финансовое обеспечение которой может быть осуществлено за счет средств субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а не личных средств работников (л.д.20).

    В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

             В судебном заседании установлено следующее :

             Усачева Т.А. (до брака Шайкина Т.А.) с 01 июля 1997 года и по настоящее время работает в МУЗ «Детская поликлиника » в должности <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки и трудовым договором (л.д.7-10,11,12).

             Усачева Т.А. имеет среднее медицинское образование, что подтверждается дипломом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Волгоградским медицинским училищем , по окончании обучения Усачевой Т.А. присвоена квалификация <данные изъяты> (л.д.13).

            В 1992 году, в 1998 году, в 2003 году, в 2008 году Усачева Т.А. проходила специализацию и повышение квалификации по специализации «<данные изъяты>», что подтверждается свидетельствами от 1992г. (л.д.15), от 1998 года (л.д.16), от 2003 года (л.д.17), от 2008 года (л.д.18).

            В феврале 1999 года Усачевой Т.А. (Шайкиной) был выдан сертификат сроком на 5 лет, из которого следует, что ей присвоена специальность «<данные изъяты>» (л.д.19).

            Решением аттестационной комиссии Комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области от 13 сентября 2007г. Усачевой Т.А. присвоена высшая квалификационная категория по специальности <данные изъяты>, о чем Усачевой Т.А. выдано удостоверение, которое действительно до 13 сентября 2012 года, (л.д.14).

    Приказом главврача № 14 л/с от 23 мая. 2011 года Усачева Т.А.<данные изъяты> временно отстранена от работы на период с 23.05.2011 года по 20.06.2011 год, при этом, в обосновании отстранения в приказе указано : с целью исполнения ст.54 ФЗ № 5487-1 от 1993г. «Об основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», письма Минздравсоцразвития РФ от 10.06.2008г. и в связи с отсутствием продленного сертификата по специальности «физиотерапия» (л.д.5).

           Как следует из показаний в судебном заседании представителя ответчика Дрямовой Л.А. приказом от 23.05.2011г. Усачева Т.А. отстранена от работы медсестры до 20.06.2011г., то есть до поступления Усачевой Т.А. в медицинский колледж для обучения по специальности «сестринское дело», дающей право работать по должности медицинской сестры с получением специализации по физиотерапии.

           Приказом главврача № 18 л\с от 21 июня 2011 года Усачева Т.А. была отстранена от выполнения работы медсестры физиотерапии с 21.06.2011г. по 22.08.2011г. по тем основаниям, что у нее отсутствует действующий сертификат по специальности «физиотерапия», «в рамках ст.54 ФЗ № 5487-1 от 22.07.1993г.» и на основании ст.76 ТК РФ (л.д.6).

           Как следует из показаний представителя ответчика Дрямовой Л.А., приказом от 21.06.2011г. Усачева Т.А. была вновь отстранена от работы, поскольку Усачева Т.А. не захотела поступать и не поступила в медицинский колледж для получения соответствующего среднего медицинского образования, которое давало бы ей право работать медицинской сестрой по специализации «<данные изъяты>».

           Однако, как следует из содержания п.5 ч.1 ст.76 Трудового кодекса РФ отстранение от работы допускается в случае приостановления действия на срок до 2-х месяцев специального права работника (лицензии, другого специального права и т.д.) в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

           Судом установлено, что право Усачевой Т.А. на выполнение работы в должности медицинской сестры физиотерапии на срок до 2-х месяцев никем не приостанавливалось. Кроме того, как следует из показаний в суде представителей ответчика федеральными законами или иными нормативными правовыми актами в области медицины не предусмотрено приостановление на срок до 2-х месяцев право медицинской сестры на выполнение работы по указанной должности из-за отсутствия действующего сертификата по определенной специальности, например, по физиотерапии. Само по себе отсутствие действующего сертификата по специальности, например физиотерапия, у медицинской сестры, по смыслу ст.76 ч.1 п.5 ТК РФ, не является основанием для отстранения работника от обязанностей медицинской сестры, поскольку такое основание отсутствует в ст.76 ч.1 п.5 Трудового кодекса РФ.

          Из показаний в судебном заседании представителей ответчика также следует, что иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе в области медицины, не предусмотрены случаи отстранения медицинского работника от работы, а поэтому основания для отстранения Усачевой Т.А. от работы, предусмотренные п.7 ч.1 ст.76 ТК РФ, также отсутствуют.

           С учетом изложенного, учитывая, что отсутствуют предусмотренные законом основания для отстранения Усачевой Т.А. от работы по должности <данные изъяты>, суд находит, что приказы от 23 мая 2011г. и от 21 июня 2011 г.об отстранении Усачевой Т.А. от работы изданы в нарушении требований ст.76 ТК РФ, в связи с чем эти приказы следует признать незаконными.

            Доводы представителей ответчика о том, что у истца в 2004 году закончилось действие сертификата, выданного ей в 1999 году, на право работать по специальности «<данные изъяты>», в связи с чем у истца нет специального права для продолжения работы по указанной специальности, - суд находит не имеющими отношения к рассматриваемому спору, поскольку отсутствие указанного сертификата у истца не является основанием для отстранения ее от работы.

            В соответствии со ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате, в том числе, незаконного отстранения работника от работы.

Как следует из показаний сторон в период отстранения истца от работы с 23 мая 2011г. по 17 июля 2011г. и с 15 августа 2011г. по 16 августа 2011г. Усачевой Т.А. заработная плата не выплачивалась. В период с 18.07.2011г. по 14.08.2011г. включительно Усачева Т.А. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, что подтверждается приказом от 04.07.2011г. (л.д.64).

Согласно справки, представленной ответчиком, за указанный период отстранения от работы заработок Усачевой Т.А. составил бы 10 600 рублей 39 коп. (л.д.62-63).

При таких обстоятельствах, с учетом требований ст. 234 ТК РФ, суд находит, что за указанный период отстранения Усачевой Т.А. от работы с 23 мая 2011г. по 16 августа 2011г., за исключением периода отпуска, с ответчика подлежит взысканию заработок за время вынужденного прогула в размере 10 600 рублей 39 коп.

    В связи с незаконным отстранением истца от работы Усачевой Т.А. по вине ответчика причинен моральный вред, а поэтому с ответчика в пользу истца следует взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, а не 10 000 рублей, как просит истец. В остальной части в иске о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.

    При решении вопроса о взыскании с ответчика госпошлины по делу суд учитывает недостаточное финансирование муниципальных учреждений, в том числе детской поликлиники , а поэтому считает возможным снизить размер госпошлины по делу, подлежащий взысканию с ответчика в доход государства, до 400 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                          Р Е Ш И Л :

Исковые требования Усачевой Т.А. удовлетворить частично.

Признать незаконными приказы главного врача МУЗ «Детская поликлиника » № 14 л/с от 23 мая 2011 года и № 18 л/с от 21 июня 2011 года об отстранении от работы Усачевой Т.А..

Взыскать с МУЗ «Детская поликлиника » в пользу Усачевой Т.А. заработную плату за время вынужденного прогула за периоды с 23 мая 2011 года по 17 июля 2011 года включительно и с 15 августа 2011 года по 16 августа 2011 года включительно в сумме 10 600 (десять тысяч шестьсот) рублей 39 коп.

Взыскать МУЗ «Детская поликлиника » в пользу Усачевой Т.А. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

В остальной части в иске о взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Взыскать с МУЗ «Детская поликлиника » госпошлину по делу в доход государства – 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд гор. Волгограда.

Судья :                                                          Е.А. Малышева