об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилья



Дело № 2-2805/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                                                          05 октября 2011 года

Судья Тракторозаводского районного суда г.Волгограда Щелконогова С.С.,

при секретаре Мун В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Волгограда о признании недействительным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Саввина В.М. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о признании недействительным постановления главы администрации г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма». В обосновании исковых требований указав, что она является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, ветераном труда, 40 лет проживает в трехкомнатной <адрес>, которая находится в муниципальной собственности, вместе со своими детьми и их семьями. В указанной квартире проживают 4 семьи, зарегистрировано 5 человек. Ее дочь, которая является нанимателем указанной квартиры, внучка и бывший зять занимают две смежные комнаты квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., в третьей комнате проживает она вместе с 56-летним хронически больным сыном инвалидом, у которого <данные изъяты>. Из-за больного сердца к ней часто приезжает медицинская скорая помощь, но у нее не имеется возможности отгородиться от сына, и переодеваться в комнате. Кроме того, из-за частых головокружений, больного сердца и больных ног она практически не выходит на улицу из дома, поскольку указанная квартира находится на 4 этаже четырехэтажного дома, в котором отсутствует лифт. В марте 2010 года она обращалась в отдел учета ТЗР, Управление по жилищной политике с тем, чтобы ее поставили на учет как нуждающуюся, однако ею не была предоставлена справка о разводе ее сына инвалида, поскольку у сына не было времени сделать указанную справку из-за ухудшения здоровья. После этого, она письменно обратилась в администрацию Волгограда и попросила улучшить ее жилищные условия. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, где она проживает, приходила комиссия и составила акт, который подтверждает, что она проживает в комнате <данные изъяты> кв.м. вместе со свои сыном. Однако, комиссия составившая акт сделал вывод не об обследовании ее жилищных условий, а об обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека в квартире. После чего, ей пришел отказ в постановке на очередь нуждающихся в жилье, поскольку превышен норматив по общей площади жилого помещения при учетной норме по Волгограду, равной 11 кв.м. на человека. Просит признать недействительным постановление главы администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; обязать администрацию Волгограда устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав; обязать администрацию Волгограда поставить ее на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом РФ «О ветеранах» и предоставить жилое помещение для отдельного проживания согласно Указу Президента № 714 от 07 мая 2008 года.

Истица Саввина В.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушанья дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с тяжелым состоянием здоровья, с участием ее представителя по доверенности Мартыновой С.А. (л.д. 20, 77).

Представитель истицы Саввиной В.М. по доверенности Мартынова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что Саввина В.М. нуждается в улучшении ее жилищных условий. Как ветеран войны Саввина В.М. проживает в муниципальной квартире, в которой все коммуникации в плохом состоянии, в связи с чем, она обращалась в компетентные органы с требованием произвести ремонт, но ей было отказано из-за отсутствия средств. Саввина В.М. обращалась в администрацию Волгограда письменно и попросила улучшить ее жилищные условия. В апреле 2011 году к ней приходила комиссия, которая составила акт о жилищных условиях. Согласно Указу президента РФ, должны исследоваться условия жилья ветеранов. По составленному акту обследования можно увидеть, что условия проживая истца следующие: трехкомнатная квартира на четвертом этаже без лифта, сама квартира муниципальная. Саввина В.М. является членом семьи нанимателя и проживает в одной комнате вместе со своим больным сыном на общей площади <данные изъяты> кв.м. Вывод комиссии о необходимости улучшения, сводится к норме 11 кв. м. на одного человека, установленной по городу Волгограду, но каким образом рассчитывалась общая площадь на 1 человека не известно. В квартире зарегистрировано пять человек, в том числе четыре семьи. Однако, комиссией не были приняты во внимание иные факторы. Так, сын истицы страдает тяжелыми заболеваниями, которые не распространяются на то, чтобы выделить ему дополнительную площадь. Само заболевание «<данные изъяты>», которым страдает сын истицы опасно, так как помимо Саввиной В.М. и инвалида в указанной квартире проживают иные члены семьи. У Саввиной В.М. больное сердце, ей приходится часто вызывать скорую медицинскую помощь. В оказавшейся ситуации Саввина В.М. беззащитна, так как при обследовании ее сын видит всю процедуру осмотра, и для переодевания ей приходится уходить в ванну. Кроме того, дом, в котором она сейчас проживает без лифта, поэтому само поднятие на четвертый этаж представляют большие трудности. Саввина В.М. обращалась в Управление по жилищной политике, была на личном приеме, где ей было сказано, что согласно действующему ЖК РФ улучшением ее жилищных условий должны заниматься ее родственники, с которыми она проживает. В связи с чем, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Волгограда по доверенности Мальцев Р.Н. в судебном заседание исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии с Указом № 714 от 07 мая 2008 года, а также с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», ветеранам ВОВ и иным, установленным законом категориям граждан, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, однократно предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Саввиной В.М. было подано заявление в соответствии с требованиями ЖК РФ с просьбой о предоставлении ей жилья. Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15 июня 2005 года № 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» с 01 марта 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека. В соответствии с указанным, администрацией Волгограда было установлено, что Саввина В.М. обеспечена жилым помещением. Уровень обеспеченности исходил из общей площади квартиры <данные изъяты> кв.м. в соответствии с требованиями закона, что подтверждается соответствующим актом обследования. Обеспеченность граждан высчитывается на количество зарегистрированных граждан, таким образом, на Саввину В.М. приходится <данные изъяты> кв.м., то есть более учетной нормы. В связи с чем, Саввина В.М. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, Саввина В.М. является членом семьи нанимателя, зарегистрирована в квартире члена семьи нанимателя. Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Кроме того, в материалах дела нет соглашения, либо иного документа, который бы свидетельствовал о том, что Саввина В.М. не пользуется какой-либо частью жилого помещения. Из смысла закона по данной категории дел, следует, что заявитель должен действительно нуждаться в жилом помещении. Соответственно, получить квартиру в ином случае он не может. Кроме того, действующее постановление № 19/342 от 15 июня 2005 года, определяющее минимальную учетную норму не изменено, не отменено. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица - комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по доверенности Александров А.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав представителя истицы Саввиной В.М. по доверенности Мартынову С.А., представителя ответчика - администрацию Волгограда по доверенности Мальцева Р.Н., представителя третьего лица - комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по доверенности Александрова А.М, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования не обоснованным и не подлежащие удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» подлежат обеспечению жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

На основании ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что Саввина В.М. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта истицы (л.д. 32), справкой МУ ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78).

Согласно копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ и справки МУ ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, нанимателем указанной квартиры является ФИО1, которая приходится истице дочерью. Кроме нее и истицы зарегистрированы: Акопян Р.Ш. бывший муж нанимателя, Акопян А.Р. – дочь нанимателя, Саввин В.Р. – брат нанимателя (л.д. 10, 78.)

Из справки МУП БТИ Тракторозаводского района города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Саввиной В.М. собственного домовладения и приватизированного жилья в Тракторозаводском районе не числится, что также подтверждается уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое и сделок с ним (л.д. 10-11).

Саввина В.М. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, что подтверждается копией удостоверения серия (л.д. 12), справкой Серии (л.д. 13).

Из ответов администрации города Волгограда, адресованных Саввиной В.М. усматривается, что истица неоднократно обращалась в администрацию города Волгограда, Департамент жилищной политике администрации Волгограда, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для улучшения своих жилищных условий, но ей было отказано (л.д. 46-54, 67-70).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к временно исполняющему обязанности главы Волгограда с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 79).

Согласно акту обследования жилищных условий граждан от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 занимает жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящее из 3 комнат. Нанимателем указанной квартиры является ФИО1 (дочь). Со слов Саввиной В.М. и Мартыновой С.А. в смежных комнатах проживают дочь Якуба Е.Р. и внучка Акопян А.Р., в комнате площадью <данные изъяты> кв.м. проживает Саввина В.М. и ее сын Саввин В.Р., бывший муж дочери Акопян Р.Ш. в квартире прописан, но не проживает. Комиссией был сделан вывод, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет более учетной ставки (л.д. 9).

Управлением по жилищной политике администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ было дано заключение, что инвалид Великой Отечественной войны Саввина В.М. обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы (11 кв.м.), установленной Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 года №19/342 не подлежит принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 1 человек (л.д. 80).

На основании указанного акта и заключения было вынесено постановление главы администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» в отношении ФИО2 (л.д. 7-8).

В соответствии с требованиями п.п. 1, 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с п. 1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15 июня 2005 года № 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» с 01 марта 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

Указанное постановление Волгоградского городского совета народных депутатов принято в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ.

Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 24 апреля 2006 года № 455 утверждены Методические рекомендации для органов местного самоуправления по определению норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения (далее - Методические рекомендации).

Согласно разделу 2 Методических рекомендаций для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения могут использоваться сведения органов государственной статистики, органов, осуществляющих регистрацию граждан по месту жительства, организаций, (органов), осуществляющих учет объектов недвижимого имущества, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, других организаций.

Для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения необходимо определить:

    а)    количество граждан (с учетом несовершеннолетних детей), зарегистрированных по месту жительства в жилых помещениях, предоставляемых гражданам по договорам социального найма(К);

    б)    суммарную величину площади всех жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма (Sм);

    в)    суммарную величину площади жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания (Sн);

    г)    общую площадь пригодных для проживания жилых помещений муниципального жилищного фонда (Sп):

Sп (кв. м) = Sм - Sн.

Достигнутый в муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещения ми, предоставляемыми гражданам по договорам социального найма (Уо), определяется путем деления общей площади пригодных для проживания жилых помещений муниципального жилищного фонда (Sп) на количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилых помещениях, предоставляемых гражданам по договорам социального найма (К): Уо (кв.м./чел.) = Sп/К.

Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения <адрес>, приходящегося на одного человека (Уо) составляет <данные изъяты> то есть более учетной нормы, утвержденной п. 1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15 июня 2005 года № 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде».

Довод представителя истицы Саввиной В.М. по доверенности Мартыновой С.А. о том, что Саввина В.М. является нуждающейся в жилищном помещении, поскольку квартира, в которой она зарегистрирована и проживает находится на четвертом этаже четырехэтажного дома, в котором не имеется лифта, и отсутствуют иные условия для ее комфортного проживания, суд не может принять во внимание, поскольку указанные обстоятельства не основаны на законе и не являются предметом спора.

Так же не может быть принят во внимание и довод представителя истицы Саввиной В.М. по доверенности Мартыновой С.А. о том, что Саввина В.М. не имеет в собственности отдельного жилья и для ее личного пользования в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, не имеется даже <данные изъяты> кв.м.

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Саввина В.М. является матерью Якубы Е.Р.нанимателя <адрес>, что подтверждается актом обследования и пояснениями сторон. Из пояснения представителя Саввиной В.М. по доверенности Мартыновой С.А. следует, что дочь истицы добровольно прописала ее в своей квартире, решения суда о вселении Саввиной В.М. в указанную квартиру не имеется, порядок пользования жилым помещением между Якуба Е.Р. и Саввиной В.М. не определен, в связи с чем, вышеуказанные доводы судом признаются голословными.

Также судом не может быть принят во внимание и довод представителя Саввиной В.М. по доверенности Мартыновой С.А. о том, что Саввина В.М. нуждается в жилом помещении, поскольку проживает в одной комнате с сыном, имеющим заболевание «<данные изъяты>».

В соответствии с ч. 4 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным.

В указанном перечне не отражено заболевание «<данные изъяты>», как тяжелая форма хронического заболевания, при которой не возможно совместное проживание граждан в одной квартире. В связи с чем, указанный довод не может послужить основанием как для постановки истицы на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, так и для признания постановления главы администрации города Волгограда ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» незаконным.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Саввиной В.М. о признании недействительным постановление главы администрации города Волгограда ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма»; обязании администрации Волгограда устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав; обязании администрации Волгограда поставить на учет ФИО2, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом РФ «О Ветеранах», и предоставлении жилого помещения для отдельного проживания ФИО2 согласно Указу Президента № 714 от 07 мая 2008 года, не законными, не обоснованным и не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к администрации Волгограда о признании недействительным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - отказать.

            Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня провозглашения в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд города Волгограда.

Судья:                                            С. С. Щелконогова

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 10 октября 2011 года.

Судья:                                                    С.С. Щелконогова