О возложении обязанности заключить договор на передачу в собственность жилого помещения (решение вступило в законную силу 19.11.2011 г.)



Дело № 2-3325/2011 « 08 » ноября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Карташовой Е.В.,

при секретаре Гончарук И.В.,

с участием истца Атамуратова Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде

« 08 » ноября 2011 года

гражданское дело по иску Атамуратова Р.Б. к администрации Тракторозаводского района г. Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о возложении обязанности заключить договор на передачу в собственность жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Атамуратов Р.Б. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что считает незаконным отказ Департамента муниципального имущества администрации Волгограда заключить с ним договор на передачу в собственность занимаемого жилого помещения – комнаты , <адрес>, так как никто не вправе ограничивать его право на приватизацию занимаемого жилого помещения. Поэтому он просит возложить на Департамент муниципального имущества администрации Волгограда обязанность заключить с ним договор на передачу в собственность указанного жилого помещения.

Представители ответчиков - администрации Тракторозаводского района г. Волгограда и Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Возражения по существу иска суду не представили.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 2, 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», - граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации.

При этом законодатель указал, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях (ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), так как особенности правового режима использования площади общежитий и правового режима использования площади в жилых домах, используемых на общих основаниях, несовместимы.

Поэтому суду необходимо решить вопрос, распространяются ли на жилые помещения, по поводу которых возник спор, правовой режим общежития.

Как установлено в судебном заседании, комната по <адрес> была предоставлена Атамуратову Р.Б. <данные изъяты> по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Из копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) следует, что ДД.ММ.ГГГГ МУ «<данные изъяты>» г. Волгограда заключило с истцом Атамуратовым Р.Б. договор социального найма комнаты , площадью 19,4 кв.м., <адрес>.

Согласно справке МУП «<данные изъяты>» г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, - комната по <адрес> не приватизирована.

По данным учетно-регистрационного отдела МУ «<данные изъяты>» г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), - Атамуратов Р.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в указанной комнате с ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что истец не участвовал в приватизации занимаемых им ранее жилых помещений, подтверждают: справка администрации городского поселения <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), из которой следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Атамуратов Р.Б. был зарегистрирован и проживал в <адрес>, а также справка <данные изъяты>» (л.д. 17), которая свидетельствует о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Атамуратов Р.Б. не принимал участия в приватизации и собственником жилья в <адрес> и <адрес> не является.

Департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда отказал истцу в приватизации занимаемых им жилых помещений (л.д. 10), на том основании, что комната расположена в здании общежития по <адрес>, поэтому в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации не подлежит.

По правилам п.п. 1, 2 ст. 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации, - к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Пункт 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №1301 от 13.10.1997 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации №388 от 30.04.2009), предусматривает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 94 Жилищного Кодекса Российской Федерации,- общежитие должно быть специально оборудовано для проживания. Поэтому в каждом общежитии в соответствии со строительными нормами и правилами должны быть организованы комнаты для самостоятельных занятий, комнаты отдыха, изоляторы, бытовые помещения (кухни, душевые, умывальные комнаты, туалеты и другие). Причем, состав и площади помещений санитарно-бытового назначения выделяются и оснащаются в соответствии с санитарными правилами устройства, оборудования и содержания общежития. Вселяемому в общежитие выдается мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь.

Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения в общежитии определены Постановлением Правительства РСФСР от 11.08.88 года № 328 «Об утверждении Примерного положения об общежитиях». Так, администрация общежития обязана обеспечить: создание необходимых жилищно-бытовых условий для проживающих в общежитии; своевременную выдачу проживающим мебели, постельных принадлежностей и другого инвентаря; надлежащее содержание жилых помещений, подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, а также придомовой территории; сохранность имущества граждан, проживающих в общежитии.

В то же время, как установлено в судебном заседании на основании объяснений истца, указанные требования действующего законодательства не соблюдены.

Более того, в силу ст. 56 ГПК РФ, ответчики по делу не представили суду правоустанавливающий документ, свидетельствующий о том, что указанный выше жилой дом зарегистрирован в установленном законом порядке, как общежитие, то есть, отнесен к специализированному жилищному фонду до заключения с истцом Атамуратовым Р.Б. договора найма, что жилой дом по <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к общежитиям, а именно: что этот дом, жилые помещения, укомплектованы мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, что имеется штат для обслуживания общежития.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на помещение, по поводу которого возник спор, правовой режим общежития не распространяется.

Следует учесть и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 6-П от 15.06.2006, которым признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

С учетом приведенных норм права и при указанных обстоятельствах, суд признает незаконным отказ Департамента муниципального имущества администрации Волгограда дать согласие на заключение с истцом договора на передачу в его собственность занимаемого им жилого помещения. Поэтому у суда имеются все основания для удовлетворения исковых требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда заключить с Атамуратовым Р.Б. договор на передачу в его собственность занимаемой им комнаты , жилой площадью 19,4 кв.м., <адрес>, в соответствии с требованиями Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня его провозглашения, через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.

Судья: