Дело № 2-3608/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Тракторозаводский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Севериной Н.А.,
при секретаре Членовой И.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Федяниной О.А.,
представителя ответчика Орловой З.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав в его обоснование следующее.
Государственной жилищной инспекцией <адрес> по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ визуального обследования многоквартирного дома № 5 по <адрес> установлено, что со стороны дворового фасада между входами в подъезды № 2 и № 3 с 1 по 4 этаж наблюдаются трещины в кирпичной кладке наружных стен с разрывом кирпичей и шириной раскрытия до 20 мм, переходящие на цоколь и отмостку здания. Со стороны дворового фасада слева от оконных проёмов лестничных клеток подъезда № 4 (в том числе в местах опоры оконных перемычек) наблюдаются трещины в кирпичной кладке с шириной раскрытия до 15 мм с разрывом кирпичей. Со стороны главного фасада в границах секции № 4 наблюдается трещина между рядами облицовочной плитки. В местах прохождения трещин по фасадам здания наблюдаются просадки отмостки на локальных участках. В помещении лестничных клеток подъезда № 4 наблюдаются трещины в месте сопряжения косоуров лестничных маршей со стенами лестничных клеток, трещины в месте сопряжения плит перекрытия и наружных и внутренних несущих стен здания, обрушение штукатурного слоя на потолке 5-го этажа. Тем самым нарушены п.п. 4.2.1.1, 4.2.1.2., 4.ДД.ММ.ГГГГ., 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № 170 (далее - Правил). В подъезде № 4 на межэтажных лестничных площадках 1-2, 2-3, 3-4, 4-5 этажей наблюдается перекос (отклонение от горизонтали) оконных проёмов и оконных рам лестничных клеток (глухие фрамуги), зазоры и неплотности по периметру оконных коробок, коробление элементов оконных рам, щели в соединениях отдельных элементов оконных коробок и рам между собой. Фрамуга на межэтажной лестничной площадке 2-3 этажа не закреплена, на межэтажной лестничной площадке 1-2 этажа она отсутствует, наблюдается перекос проема тамбурной двери, неплотности по периметру дверной коробки, зазор в притворе тамбурной двери, трещина в железобетонной плите козырька над входом в подъезд № 4 - тем самым нарушены п.п. 4.2.4.2.,4.7.1., 4.7.2., ДД.ММ.ГГГГ. Правил. Согласно заключению Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 466 наличие выявленных нарушений может привести к снижению допустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований и могут создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Орган местного самоуправления создает, в установленном им порядке, комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1043 полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений, многоквартирных домов, а также принятие решений об их пригодности (непригодности) для их проживания, делегированы администрациям районов <адрес>. Администрация Волгограда рассматривает поступившие от администрации района документы и, в зависимости от принятого межведомственной комиссией решения, готовит соответствующее постановление.
ДД.ММ.ГГГГ Государственная жилищная инспекция <адрес> направила в адрес администрации <адрес> заключение от ДД.ММ.ГГГГ № 466 для рассмотрения в установленном порядке вопроса о пригодности (непригодности) для проживания граждан дома, расположенного по адресу: <адрес>.
До настоящего времени администрация <адрес> не приняла по заключению Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 466 ни одного из вышеуказанных решений.
<адрес> просит незаконным бездействие администрации <адрес> по нерассмотрению заключения от ДД.ММ.ГГГГ № 466 о рассмотрении вопроса о признании жилого многоквартирного дома по адресу <адрес>, пригодным (непригодным) для проживания. Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения рассмотреть по существу заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 466 о рассмотрении вопроса о признании жилого многоквартирного дома по адресу <адрес>, пригодным (непригодным) для проживания, с вынесением одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 47, либо принять решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации <адрес> – Орлова З.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что данный дом уже был обследован в 2009 году. Есть акт обследования и два заключения. Для последующего обследования, необходимо привлечение лицензированной организации, на что требуются средства, которых в бюджете нет.
Представитель третьего лица - Государственной жилищной инспекции <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором поддержал исковые требования. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения помощника прокурора, возражения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что Государственной жилищной инспекцией <адрес> по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ визуального обследования многоквартирного дома № 5 по <адрес> установлено, что со стороны дворового фасада между входами в подъезды № 2 и № 3 с 1 по 4 этаж наблюдаются трещины в кирпичной кладке наружных стен с разрывом кирпичей и шириной раскрытия до 20 мм, переходящие на цоколь и отмостку здания. Со стороны дворового фасада слева от оконных проёмов лестничных клеток подъезда № 4 (в том числе в местах опоры оконных перемычек) наблюдаются трещины в кирпичной кладке с шириной раскрытия до 15 мм с разрывом кирпичей. Со стороны главного фасада в границах секции № 4 наблюдается трещина между рядами облицовочной плитки. В местах прохождения трещин по фасадам здания наблюдаются просадки отмостки на локальных участках. В помещении лестничных клеток подъезда № 4 наблюдаются трещины в месте сопряжения косоуров лестничных маршей со стенами лестничных клеток, трещины в месте сопряжения плит перекрытия и наружных и внутренних несущих стен здания, обрушение штукатурного слоя на потолке 5-го этажа. Тем самым нарушены п.п. 4.2.1.1, 4.2.1.2., 4.ДД.ММ.ГГГГ., 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № 170 (далее - Правил).
В подъезде № 4 на межэтажных лестничных площадках 1-2, 2-3, 3-4, 4-5 этажей наблюдается перекос (отклонение от горизонтали) оконных проёмов и оконных рам лестничных клеток (глухие фрамуги), зазоры и неплотности по периметру оконных коробок, коробление элементов оконных рам, щели в соединениях отдельных элементов оконных коробок и рам между собой. Фрамуга на межэтажной лестничной площадке 2-3 этажа не закреплена, на межэтажной лестничной площадке 1-2 этажа она отсутствует, наблюдается перекос проема тамбурной двери, неплотности по периметру дверной коробки, зазор в притворе тамбурной двери, трещина в железобетонной плите козырька над входом в подъезд № 4 - тем самым нарушены п.п. 4.2.4.2.,4.7.1., 4.7.2., ДД.ММ.ГГГГ. Правил.
Согласно заключению Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 466 наличие выявленных нарушений может привести к снижению допустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований и могут создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47 (далее - Положение).
В соответствии с данным Порядком орган местного самоуправления создает, в установленном им порядке, комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1043 полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений, многоквартирных домов, а также принятие решений об их пригодности (непригодности) для их проживания, делегированы администрациям районов <адрес>. Администрация Волгограда рассматривает поступившие от администрации района документы и, в зависимости от принятого межведомственной комиссией решения, готовит соответствующее постановление.
Согласно п. 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещино-стойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
ДД.ММ.ГГГГ Государственная жилищная инспекция <адрес> направила в адрес администрации <адрес> заключение от ДД.ММ.ГГГГ № 466 для рассмотрения в установленном порядке вопроса о пригодности (непригодности) для проживания граждан дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Пунктом 33 Положения определено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания могут являться изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха - администрации <адрес> необходимо рассмотреть вопрос о признании дома № 5 по <адрес> пригодным (непригодным) для проживания, в порядке, предусмотренном требованиями Положения.
В силу п. 45 Положения, в случае, когда заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда представляется заключение, этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить иные необходимые документы.
В соответствии с п. 46 Положения, комиссия рассматривает заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации.
По результатам рассмотрения такого заключения межведомственная комиссия обязана в установленном порядке принять одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, (которое оформляется в виде заключения) о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта помещения, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В силу ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» такое право предоставлено прокурору.
До настоящего времени администрация <адрес> не приняла по заключению Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 466 ни одного из вышеуказанных решений.
Необоснованное затягивание рассмотрения вопроса о пригодности жилых домов для проживания граждан и несвоевременное проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ может послужить основанием для возникновения чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь может повлечь уничтожение имущества и поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения могут привести к снижению допустимого уровня надежности здания и создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств рассмотрения вопроса о пригодности для проживания граждан жилых помещений, произведения оценки технического состояния многоквартирного дома № 5 по <адрес>, исковые требования прокурора района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по нерассмотрению заключения от ДД.ММ.ГГГГ № 466 о рассмотрении вопроса о признании жилого многоквартирного дома по адресу <адрес>, пригодным (непригодным) для проживания.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения рассмотреть по существу заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 466 о рассмотрении вопроса о признании жилого многоквартирного дома по адресу <адрес>, пригодным (непригодным) для проживания, с вынесением одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 47, либо принять решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд <адрес>.
Федеральный судья Н.А.Северина