об оспаривании решения Департамента муниципальных выплат и работы с населением администрации г.Волгограда



Дело № 2-3564/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда

в составе

председательствующего судьи Ткачева А.И.,

при секретаре Кравченко О.А.,

с участием

заявителя Стауповой Л.М.,

представителя заинтересованного лица, - Департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда Грушко А.В., представившего доверенность № 6/Д от 24 ноября 2011 года,

рассмотрев 24 ноября 2011 года в городе Волгограде в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стауповой Л.М. об оспаривании решения Департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда,

у с т а н о в и л:

Стаупова Л.М. обратилась в суд с данным заявлением.

Указав в его обоснование, что с 2003 года она зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире <адрес>. Которая принадлежит на праве собственности её внучке Шлапаковой О.В. В указанной квартире также зарегистрирован и проживает её бывший супруг Стаупов Л.П. На протяжении многих лет она является получателем субсидий на оплату коммунальных услуг.

Однако, её последнее обращение в Департамент муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда было отклонено.

При этом в письме за от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что право на получение субсидии имеют как собственники, так и наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде. Согласно п. 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть только изолированное жилое помещение.

Учитывая, что представленный Стауповой Л.М. договор найма, занимаемой ею и бывшим супругом, квартиры, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с собственником квартиры Шлапаковой О.В., является неправомочным, так как по существу заключён на часть комнаты в однокомнатной квартире. В связи с чем, назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является невозможным.

Она является инвалидом 2-й группы, получает минимально возможную пенсию, которая дает ей право на предоставление субсидий как малоимущей категории населения.

Поскольку Департамент муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда своим решением нарушил её право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Стаупова Л.М. просит суд признать решение Департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда об отказе в назначении ей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным.

А также обязать Департамент муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда назначить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Заявитель Стаупова Л.М. в судебном заседании требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснила указанные выше обстоятельства.

Представитель заинтересованного лица, - Департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда, - Грушко А.В. в судебном заседании требования заявителя не признал, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что Стаупова Л.М. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ДД.ММ.ГГГГ. Из представленных ранее истцом документов для назначения субсидий, а именно договора купли – продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключённого между собственником жилого помещения Шлапаковой О.В. (Наймодатель) и Стауповой Л.М. (Наниматель) является часть однокомнатной квартиры. Так как Стауповой Л.М. заключён договор найма только на часть однокомнатной квартиры, в которой проживает также Стаупов Л.П., жилое помещение, занимаемое Стауповой Л.М. изолированным не является и соответственно предметом договора найма жилого помещения быть не может.

Таким образом, учитывая, что согласно Правилам предоставления субсидий (пункт 14) и Методическим рекомендациям по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006 года (пункт 59), предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии, отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Стауповой Л.М. является правомерным. В связи с чем, просил отказать Стауповой Л.М. в удовлетворении заявленных требований. При этом, не отрицал, что до октября 2011 года Стаупова Л.М. проживая в том же жилом помещении, на таких же условиях, на протяжении многих лет с 2003 года являлась получателем оспариваемой субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ № 761 от 14 декабря 2005 года (с последующими изменениями) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;

г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии;

д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

ж) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

Согласно п. 12 указанного Постановления Правительства РФ, при наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий и расчета их размеров, граждане могут быть освобождены по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил.

В силу п. 60 данного Постановления Правительства РФ, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

В судебном заседании установлено следующее.

Стаупова Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ проживает вместе с бывшим мужем Стауповым Л.П. (брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ) в однокомнатной квартире <адрес> г. Волгограда, которая принадлежит на праве собственности Шлапаковой О.В. (внучке заявителя) на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой с места жительства, свидетельством о расторжении брака, свидетельством о регистрации права, договором купли – продажи.

Стаупова Л.М. является инвалидом II группы (л.д. 3), членом ассоциации «Дети Сталинграда» и пенсионером. При этом размер её пенсии составляет, согласно пенсионному удостоверению, 4 316 рублей 84 копейки.

И в качестве таковой имеет право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Данное право заявителя, начиная с 2003 года неоднократно, дважды в течение года, подтверждалось Департаментом муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда.

Указанное утверждение заявителя в судебном заседании опровергнуто не было. Представитель Департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда данное обстоятельство подтвердил.

В связи с чем, суд признает его установленным.

Как следует из ответа Департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4), основанием для отказа в предоставлении Стауповой Л.М. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг послужил представленный ею в 2010 году в Департамент договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между собственником занимаемой заявителем квартиры (Шлапаковой О.В.) и Стауповой Л.М. А также то обстоятельство, что в однокомнатной квартире кроме самой Стауповой Л.М. зарегистрирован и проживает её бывший муж Стаупов Л.П.

Суд не может признать отказ Департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда в предоставлении Стауповой Л.М. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг правомерным.

Как следует из справки с места жительства и договора найма жилого помещения, Стаупова Л.М. состоит в родственных отношениях с собственником квартиры <адрес> Шлапаковой О.В.. А именно приходится ей бабушкой.

Кроме Стауповой Л.М. в указанной квартире проживает также и её бывший муж Стаупов Л.П., вселенный в жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ как дедушка собственника квартиры.

Брак между Стауповой Л.М. и Стауповым Л.П. прекращен ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, каждый из проживающих в жилом помещении лиц, - и Стаупова Л.М., и Стаупов Л.П., - состоят в родстве с собственником жилого помещения. Являются бабушкой и дедушкой Шлапаковой О.В. И потому являются нанимателями занимаемой ими квартиры.

Наконец, при разрешении настоящего заявления суд принимает во внимание положения п. 60 Постановления Правительства РФ № 761 от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», содержащего исчерпывающий перечень оснований для прекращения предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как следует из заявления Стауповой Л.М. о назначении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, к своему заявлению она приложила справку о составе семьи и квитанцию об оплате коммунальных услуг.

Из чего следует, что остальные документы, предусмотренные п. 8 Постановления Правительства РФ № 761 от 14 декабря 2005 года (с последующими изменениями) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в распоряжении Департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда уже имелись.

На основании указанных документов Стауповой Л.М. ежегодно дважды в год субсидия на оплату жилого помещении и коммунальных услуг предоставлялась.

Никаких новых данных, свидетельствующих о предоставлении заявителем заведомо недостоверной информации, её заявление от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что отказ Стуаповой Л.М. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является неправомерным.

При таких обстоятельствах доводы заявителя основаны на законе и полежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Стауповой Л.М., - удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда, содержащееся в письме за от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в назначении Стауповой Л.М. субсидии на оплату коммунальных услуг.

Обязать Департамент муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда назначить Стауповой Л.М. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.

Судья                 Ткачев А.И.