Дело № 2-3796/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волгоград «16» декабря 2011 года
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Сергеева С.С.,
при секретаре Чернышовой Н.М.,
с участием прокурора Федяниной О.А.
представителя заинтересованного лица Администрации Тракторозаводского района г. Волгограда Орловой З.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по заявлению прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Тракторозаводского района г. Волгограда и о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своего заявления указал, что прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда по обращению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области проведена проверка исполнения администрацией Тракторозаводского района г. Волгограда требований жилищного законодательства при рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград ул. Борьбы д. 4, пригодным (непригодным) для проживания, в ходе которой установлены нарушения жилищного законодательства. А именно Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области по результатам проведенного 15 сентября 2011 года визуального обследования жилого дома № 4 по ул. Борьбы установлено, что балконы здания находятся в ненадлежащем состоянии, выявлено значительное разрушение балконных плит, оголение несущих металлических конструкций и арматуры тела плит, часть балконных плит демонтирована, однако дверные проемы выходы на балконы не заложены кирпичом; на поверхности ограждающих несущих плит 4 этажного здания наблюдаются диагональные и вертикальные трещины в кирпичной кладке с разрывом кирпичей, а также выпучивания кирпичной кладки. По сравнению с обследованием, проведенным Государственной жилищной инспекцией 27 августа 2008 года количество и ширина раскрытия трещин увеличилась, место расположения и направления трещин повторяются в помещениях квартир 1-4 этажей, что говорит о разрывах и смещении рядов кирпичной кладки и сквозном характере трещин, состояние конструкций балконов здания ухудшилась; система вертикальных трещин на уровне 1-го этажа были заделаны цементно-песчаным раствором, но на момент проверки – трещины появились вновь. Тем самым нарушены п.п.2.6.2, 4.2.1.14, 4.2.1.1 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170. Согласно заключению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 20 сентября 2011 года, наличие выявленных нарушений может привести к снижению допустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований и могут создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан. Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с данным Порядком орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. 26 сентября 2011 года Государственная жилищная инспекция Волгоградской области направила в адрес администрации Тракторозаводского района г. Волгограда заключение от 20 сентября 2011 года для рассмотрения в установленном порядке вопроса о пригодности (непригодности) проживания граждан дома, расположенного по адресу: г. Волгоград ул. Борьбы д. 4. До настоящего времени администрация Тракторозаводского района г. Волгограда не приняла по заключению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 20 сентября 2011 года ни какого решения. На основании вышеизложенного прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда просит суд признать незаконным бездействие администрации Тракторозаводского района г. Волгограда по не рассмотрению заключения от 20 сентября 2011 года о рассмотрении вопроса о признании жилого дома по адресу г. Волгоград ул. Борьбы д. 4 пригодным или не пригодным для проживания. Также просит суд возложить на администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть по существу заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 20 сентября 2011 года о рассмотрении вопроса о признании жилого дома по адресу г. Волгоград ул. Борьбы д. 4 пригодным (непригодным) для проживания с вынесением одного из решений предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим к сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 либо принять решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В судебном заседании заявитель прокурор – старший помощник прокурора Тракторозаводскго района Волгограда Федянина О.А. заваленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации Тракторозаводского района г. Волгограда Орлова З.Н., действующая на основании доверенности (л.д. ) возражала против удовлетворения заявленных требований. При этом пояснила, что у администрации Тракторозаводского района Волгограда отсутствует финансирование необходимое для проведения обследования жилого дома по адресу г. Волгоград ул. Борьбы д. 4. Члены комиссии не являются специалистами
Представитель заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил.
Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с п. 13 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» такое право предоставлено прокурору.
В судебном заседании установлено следующее.
Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области проведено внеплановое обследование технического состояния многоквартирного дома расположенного по адресу г. Волгоград, ул. Борьбы д. 4, по итогом которого составлен акт от 15 сентября 2011 года, согласно которому установлено, что балконы здания находятся в ненадлежащем состоянии, выявлено значительное разрушение балконных плит, оголение несущих металлических конструкций и арматуры тела балконных плит. Часть балконных плит демонтирована, однако дверные проемы выходы на балконы не заложены кирпичом; на поверхности ограждающих несущих стен 4 этажного кирпичного здания наблюдаются диагональные и вертикальные трещины в кирпичной кладке с разрывом кирпичей, а также выпучивания кирпичной кладки. По сравнению с обследованием, проведенным Государственной жилищной инспекцией 27 августа 2008 года, на основании которого было оформлено заключение Государственной жилищной инспекции от 27 августа 2008 года № 660, количество и ширина раскрытия трещин увеличилось, место расположения и направления трещин повторяются в помещениях квартир 1-4 этажей, что говорит о разрывах и смещении рядов кирпичной кладки и сквозном характере трещин, состояние конструкций балконов здания ухудшилась. Система вертикальных трещин на уровне 1-го этажа были заделаны цементно-песчаным раствором, но на момент проверки – трещины появились вновь. Согласно заключению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, наличие выявленных повреждений несущих строительных конструкций и ухудшение технического состояния конструкций вызывают опасения в снижении конструктивной надежности здания, и может создать угрозу безопасности проживания граждан. Администрации Тракторозаводского района г. Волгоград необходимо в срок до 30 октября 2011 года рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, в порядке предусмотренном положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 и принять решение в соответствии с п. 47 Постановления (л.д.5,6).
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (далее - Положение).
В соответствии с данным Порядком орган местного самоуправления создает, в установленном им порядке, комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации города Волгограда от 06.05.2006 г. № 1043 полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений, многоквартирных домов, а также принятие решений об их пригодности (непригодности) для их проживания, делегированы администрациям районов г. Волгограда. Администрация Волгограда рассматривает поступившие от администрации района документы и, в зависимости от принятого межведомственной комиссией решения, готовит соответствующее постановление.
Согласно п. 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещино-стойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Судом также установлено, что письмом Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 26 сентября 2011 года № 04-05-09-02/6794 заключение от 20 сентября 2011 года и акт от 15 сентября 2011 года направлены в Администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда для рассмотрения в установленном порядке вопроса о пригодности (непригодности) для проживания граждан дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Борьбы, 4.
Пунктом 33 Положения определено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания могут являться изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха - администрации Тракторозаводского района г. Волгограда необходимо рассмотреть вопрос о признании дома № 4 по ул. Борьбы пригодным (непригодным) для проживания, в порядке, предусмотренном требованиями Положения.
В силу п. 45 Положения, в случае, когда заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда представляется заключение, этого органа, после рассмотрения, которого комиссия предлагает собственнику помещения представить иные необходимые документы.
В соответствии с п.46 Положения, комиссия рассматривает заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации.
По результатам рассмотрения такого заключения межведомственная комиссия обязана в установленном порядке принять одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, (которое оформляется в виде заключения) о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта помещения, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени администрация Тракторозаводского района г. Волгограда не приняла по заключению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 20 сентября 2011 ни одного из вышеуказанных решений.
Необоснованное затягивание рассмотрения вопроса о пригодности жилых домов для проживания граждан и несвоевременное проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ может послужить основанием для возникновения чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь может повлечь уничтожение имущества и поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения могут привести к снижению допустимого уровня надежности здания и создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств рассмотрения вопроса о пригодности для проживания граждан жилых помещений, произведения оценки технического состояния многоквартирного дома № 4 по ул. Борьбы г. Волгограда, исковые требования прокурора Тракторозаводского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Тракторозаводского района г. Волгограда и о возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Тракторозаводского района г. Волгограда по нерассмотрению заключения от 20 сентября 2011 года о рассмотрении вопроса о признании жилого многоквартирного дома по адресу г. Волгоград, ул. Борьбы, 4, пригодным (непригодным) для проживания.
Возложить на администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения рассмотреть по существу заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 20 сентября 2011 года о рассмотрении вопроса о признании жилого многоквартирного дома по адресу г. Волгоград, ул. Борьбы, 4, пригодным (непригодным) для проживания, с вынесением одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, либо принять решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд г.Волгограда.
Федеральный судья С.С. Сергеев