Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Тракторозаводский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Севериной Н.А.
при секретаре ФИО3
с участием представителя истца ФИО4
представителя третьего лица ФИО5
представителя ответчика ФИО1 - ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Волгограда к ФИО1, ФИО2 о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Волгограда обратилась в суд к ФИО1 и ФИО2 с иском, в котором просит освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> «Д» на берегу реки Волги в районе поселка Спартановка, путем демонтажа замощения из тротуарной плитки площадью 21,1кв.м (лит.2), бетонного замощения площадью 12,4кв.м (лит.1), сноса одноэтажного здания кафе-закусочная с террасой общей площадью 58,9кв.м (лит.Аа), кирпичного туалета площадью 3,4кв.м (лит. Г).
В обоснование своих требований истец сослался на следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, расположенный по адресу: Волгоград на берегу реки Волги в районе поселка Спартановка в <адрес> площадью 157кв.м, предоставлен ФИО1 для эксплуатации открытого кафе и кафе-закусочная. Распоряжением комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №рз. срок аренды земельного участка продлен до ДД.ММ.ГГГГ, при этом арендатор был уведомлен о том, что данный земельный участок должен быть освобожден по первому требованию администрации Волгограда, так как земельный участок расположен на землях общего пользования в водоохраной зоне реки Волга. Запрещаются изменения разрешенного использования земельного участка, строительные изменения объекта недвижимости без согласования с администрацией Волгограда. Фактически этот земельный участок использовался ФИО1 под одноэтажное кирпичное здание и открытую асфальтированную площадку, имеющую кирпичное ограждение. Считает, что возведенные ФИО1 объекты недвижимости являются самовольными постройками, без надлежаще оформленных документов на землю и без соответствующего разрешения на строительство.
В судебном заседании представитель истца - администрации Волгограда ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда - ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования администрации Волгограда и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО1 - ФИО6, действующий на основании доверенности, исковые требования администрации Волгограда не признал. Суду пояснил, что, поскольку спорные объекты являются временными; ФИО1 их не возводил, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по настоящему делу; не имеется признаков самовольной постройки, указанных в ст.222 ГК Российской Федерации; истцом не представлено суду доказательств нарушений ФИО1 норм права; спорный земельный участок был отведен под эксплуатацию кафе, просит отказать администрации Волгограда в иске.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором просил отказать администрации Волгограда в иске, поскольку он не осуществлял строительство самовольного объекта.
Представитель ответчика ФИО2 - ФИО7, действующий на основании доверенности, в своих объяснениях, данных суду в предыдущих судебных заседаниях, не признал исковые требования администрации Волгограда и просил отказать в иске, поскольку на законном основании, а именно на основании договора аренды ФИО2 владеет спорным земельным участком; не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не строил спорные объекты; спорные объекты не являются недвижимыми.
Выслушав доводы представителя истца ФИО4, третьего лица ФИО5, возражения представителя ответчика ФИО1 - ФИО6, исследовав письменные материалы дела, в том числе отзыв ответчика ФИО2 и объяснения его представителя ФИО8, данные в судебных заседаниях, суд находит исковые требования администрации Волгограда основанными на законе, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.222 ГК Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Согласно п.2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). При этом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками; приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, расположенный по адресу: Волгоград на берегу реки Волги в районе поселка Спартановка в <адрес> площадью 157кв.м предоставлен ФИО1 для эксплуатации открытого кафе и кафе-закусочная.
Распоряжением комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №рз. срок аренды земельного участка продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем были внесены изменения к договору аренды, на основании которых срок аренды земельного участка продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Арендатор ФИО1 был уведомлен о том, что данный земельный участок должен быть освобожден по первому требованию администрации Волгограда, поскольку земельный участок расположен на землях общего пользования в водоохранной зоне реки Волга.
Запрещаются изменения разрешенного использования земельного участка, строительные изменения объекта недвижимости без согласования с администрацией Волгограда.
Фактически на спорном земельном участке самовольно, без разрешения собственника - Администрации Волгограда, возведены следующие объекты недвижимости:
- замощение из тротуарной плитки площадью 21,1кв.м (лит.2);
- бетонное замощение площадью 12,4кв.м (лит.1);
- одноэтажное здание кафе-закусочная с террасой общей площадью 58,9кв.м (лит.Аа);
- кирпичный туалет площадью 3,4кв.м (лит. Г).
Доводы ответчиков и их представителей о том, что спорные постройки являются временными, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключен договор купли-продажи недвижимого имущества: замощения из тротуарной плитки площадью 21,1 кв.м (лит.2), бетонного замощения площадью 12,4 кв.м (лит.1), одноэтажного здания кафе-закусочная с террасой общей площадью 58,9 кв.м (лит.Аа), кирпичного туалета площадью 3,4 кв.м (лит. Г).
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено решение, которым ФИО2 отказано в иске о признании его добросовестным приобретателем спорного недвижимого имущества, а также о признании действительным договора купли-продажи, заключенного им с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Одновременно суд признан недействительным этот договор.
При этом суд кассационной инстанции пришел к выводу, что возведенные на спорном участке постройки являются самовольными, что свидетельствует о нарушении прав собственника земли.
Вступившим в законную силу решением суда установлено, что ответчики осуществили строительство капитальных объектов без надлежаще оформленных документов на землю, и без соответствующего разрешения на строительство.
Земельное и градостроительное законодательство предусматривает, что под строительство на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в установленном порядке предоставляется земля.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Кроме того, в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Волгограда определяется статьями 30-34, 36-38.2 Земельного кодекса Российской Федерации и другими его положениями, а, кроме того, Постановлением администрации Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде».
В соответствии со ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
При этом, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (если имеется только одна заявка);
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, права лица на строительство на том или ином земельном участке должны подтверждаться также и соответствующими правоустанавливающими документами на земельный участок (заключенным с администрацией Волгограда договором купли-продажи земельного участка и свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок, заключенным с администрацией Волгограда договором аренды земельного участка и свидетельством о государственной регистрации этого договора либо свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования).
Наличие правоустанавливающих документов на земельный участок определено законодательством в качестве обязательного условия выдачи разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В силу п.п.13,14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Строительство и реконструкция согласно п.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются видами градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт по общему правилу осуществляется на основании разрешения на строительство. Требования о необходимости получения разрешения на строительство содержаться также и в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», устанавливающим, что разрешение на строительство - это основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.
Часть 1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет разрешение на строительство как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
На основании п. 5 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч.6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории Волгограда относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Волгограда - администрации Волгограда.
Механизм получения разрешения на строительство в Волгограде определяется частями 7-15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «О временном порядке согласования выдачи разрешения на строительство в Волгограде».
В частности п.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением установленного перечня документов.
При строительстве (реконструкции) объекта ответчики разрешение на строительство не получали, и в нарушении требований законодательства Российской Федерации осуществили постройку недвижимых объектов в отсутствие разрешения на строительство. При этом, в силу ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, рассматриваемый случай строительства не подпадает под нормы градостроительного законодательства, допускающие строительство без получения разрешения на строительство.
Согласно п.2 ст.62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). При этом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками; приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Поскольку на земельном участке, являющемся муниципальной собственностью, в нарушение прав собственника - Администрации Волгограда, ответчики самовольно возвели спорные капитальные недвижимые объекты, суд удовлетворяет исковые требования Администрации Волгограда и обязывает ФИО1 и ФИО2 освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> «Д» на берегу реки Волги в районе поселка Спартановка, путем демонтажа замощения из тротуарной плитки площадью 21,1кв.м (лит.2), бетонного замощения площадью 12,4кв.м (лит.1), сноса одноэтажного здания кафе-закусочная с террасой общей площадью 58,9кв.м (лит.Аа), кирпичного туалета площадью 3,4кв.м (лит. Г).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ФИО1, ФИО2 освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> «Д» на берегу реки Волги в районе поселка Спартановка, путем демонтажа замощения из тротуарной плитки площадью 21,1кв.м (лит.2), бетонного замощения площадью 12,4кв.м (лит.1), сноса одноэтажного здания кафе-закусочная с террасой общей площадью 58,9кв.м (лит.Аа), кирпичного туалета площадью 3,4кв.м (лит. Г).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд <адрес>.
Федеральный судья - Н.А.Северина