О восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений (решение не вступило в законную силу).



Дело № 2-322/2012 « 18 » января 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Карташовой Е.В.,

при секретаре Гончарук И.В.,

с участием заявителей Самофалова Г.А., Самофаловой Т.А., Кузнецовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде

« 18 » января 2012 года

гражданское дело по заявлению Самофалова Г.А., Самофаловой Т.А., Кузнецовой Н.С. о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,

У С Т А Н О В И Л:

Самофалов Г.А., Самофалова Т.А. и Кузнецова Н.С. обратились в суд с вышеуказанным заявлением. Мотивируют его тем, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ их мамы ФИО1, проживавшей в <адрес>, остались невыплаченными средства её пенсионных накоплений. Они являются правопреемниками умершей, однако ввиду юридической безграмотности пропустили срок для обращения в некоммерческую организацию негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>» с заявлением о выплате соответствующих средств пенсионных накоплений их мамы, так как не знали, что с данным заявлением им необходимо было обратиться в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Просят признать причину пропуска ими срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений ФИО1 уважительной и восстановить им этот срок.

Представитель заинтересованного лица – некоммерческой организации негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили суду отзыв, изложенный в письменном виде, в котором указали, что не возражают против удовлетворения заявления. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Выслушав объяснения заявителей, исследовав материалы дела, суд признает заявление Самофалова Г.А., Самофаловой Т.А. и Кузнецовой Н.С. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с абз. 1, 3, 4 ст. 36.21 Федерального закона Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №378-ФЗ) «О негосударственных пенсионных фондах», - в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера накопительной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования), выплачиваются правопреемникам, указанным в соответствующем заявлении застрахованного лица, поданном в фонд. В заявлении также устанавливается, в каких долях следует распределить указанные средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в случае смерти застрахованного лица передаются фондом в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

По заявлению правопреемника, пропустившего срок, установленный абзацем третьим настоящей статьи, срок обращения за указанной выплатой может быть восстановлен в судебном порядке.

Согласно п. 3 ст. 36.5 указанного выше Федерального закона Российской Федерации, - в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по основанию, предусмотренному абзацем пятым пункта 2 настоящей статьи (смерти застрахованного лица), фонд обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выплатить правопреемнику (правопреемникам) умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, за исключением суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования.

Судом установлено на основании заверенных копий свидетельств о рождении Самофалова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8), и Самофаловой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9), что в записях о матери значится ФИО1.

Как следует и из заверенной копии свидетельства о заключении брака (л.д.6), - после заключения брака с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была присвоена фамилия мужа – ФИО1.

Заверенная копия свидетельства о рождении Кузнецовой Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10), подтверждает, что её матерью значится ФИО1, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

По сообщению некоммерческой организации негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-24), - ФИО1 в соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании» и договором от ДД.ММ.ГГГГ передала свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд – НО «<данные изъяты>».

Согласно сведениям, поступившим от нотариуса г. Волгограда ФИО2 (л.д. 22), - наследственное дело к имуществу умершей ФИО1 по месту открытия наследства не заводилось.

Однако судом ранее было установлено, что заявители, будучи наследниками первой очереди по закону (п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации), фактически приняли, но не оформили своих наследственных прав, так как вступили во владение наследственным имуществом - 1/ 9 долей <данные изъяты> квартиры, общей площадью 75,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, принадлежавшей их матери по праву собственности.

Принимая во внимание вышеизложенное, и то обстоятельство, что заявители пропустили шестимесячный срок для обращения в некоммерческую организацию негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>» с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершей ФИО1 по причине неосведомленности о сроке обращения, суд считает необходимым восстановить Самофалову Г.А., Самофаловой Т.А. и Кузнецовой Н.С. срок для обращения в некоммерческую организацию негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>» с указанным заявлением, ибо в ряду причин, связанных с личностью наследника, закон (ст. 205 ГК РФ) называет среди прочих и ту, которую суд признает уважительной в рассматриваемом деле – неграмотность заявителей. В данном случае юридическая неграмотность делает заявителей социально уязвимыми во всех без исключения отношениях, в которые заявители вступают. Поэтому закон и признает неграмотность извинительным обстоятельством несовершения этими лицами в установленный срок необходимых для защиты своих прав и интересов действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 263 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить Самофалову Г.А., Самофаловой Т.А., Кузнецовой Н.С. срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений их матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня его провозглашения, через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200