О П Р Е Д Е Л Е Н И Е (апелляционное) 22 июля 2011 года с.Тоцкое Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Градова А.В. при секретаре Бирюкове А.В., с участием: и.о. заместителя прокурора Тоцкого района Оренбургской области Фролова Е.Н., представителя ответчика - муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» - Петякшевой С.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тоцкого районного суда Оренбургской области апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тоцкий район» на решение мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области Гиненко П.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по искам прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Семеновой Н.В., Заитовой М.Б., Кареевой Н.Н. к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» о взыскании за счет средств муниципального бюджета денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, УСТАНОВИЛ: Решением мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области Гиненко П.Н. от ДД.ММ.ГГГГ иски прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Семеновой Н.В., Заитовой М.Б., Кареевой Н.Н. к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» о взыскании за счет средств муниципального бюджета денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, удовлетворены частично, а именно мировой судья решил: Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» за счет средств муниципального бюджета в пользу Семеновой Н.В. в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» за счет средств муниципального бюджета в пользу Заитовой М.Б. в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку. Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» за счет средств муниципального бюджета в пользу Кареевой Н.Н. в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Семеновой Н.В., Заитовой М.Б., Кареевой Н.Н. к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за коммунальные услуги отказать. При недостаточности денежных средств у муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» взыскание в пользу истцов производить в субсидиарном порядке с администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области. Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Не согласившись с данным решение ответчик Администрация муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области обратилась с апелляционной жалобой в которой указал, что решение не соответствует нормам процессуального и материального права, подлежит отмене по следующим основаниям: неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу; неправильно применены нормы материального и процессуального права в связи, с чем вывод суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487 – 1, действующей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Даная мера социальной поддержки указанной выше категории работников здравоохранения до 01 января 2005 года оставалась федеральной мерой поддержки и находилась соответственно в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В связи с принятием ФЗ от 2 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 01 января 2005 года изменилось правовое регулирование предоставления льгот для отдельных категорий работников, в том числе для работников системы здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления. Между тем, в соответствии с п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находились и находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, следовательно льготы, по оплате коммунальных услуг (отопление, освещение) вышеуказанной категории граждан были и остаются федеральной мерой социальной поддержки, соответственно финансирование указанных мер социальной поддержки на основании ст. 84 БК РФ остается расходным обязательством РФ. Кроме того, изменением правового регулирования предоставления льгот вышеуказанной категории работников федеральным законодательством по существу установлен иной объем и порядок их предоставления, дающее право субъектам РФ и органам местного самоуправления самостоятельно определять меры социальной поддержки данной категории граждан. И таким образом предоставление социальной поддержки медработникам муниципальных учреждений здравоохранения – есть право, а не обязанность органов местного самоуправления. Исходя приведенных норм Конституции РФ, а так же ст. 2, 130, ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, провозгласивших самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, владении, пользовании и распоряжении муниципальной собственностью, БК РФ, федерального законодательства пользуясь правом, предоставленным ст. 20 ФЗ от 06 октября 2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, предоставляемому бюджету на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года №368 принято Положение «О мерах социальной поддержки квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Тоцкого района, которым установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освежение в размере 120 рублей. Решением Совета депутатов от 16 февраля 2007 года №133 внесены изменения в решения Совета депутатов №368, и размер ежемесячной компенсации установлен в размере 155 рублей, которая выплачивается из местного бюджета и по настоящее время. Таким образом, обязательства, возложенные на орган местного самоуправления района федеральным законодательством по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, выполняются в соответствии с правом органа местного самоуправления на их исполнение, на основании принятых нормативно – правовых актов (вышеуказанных решений Совета депутатов) в объеме заложенных на эти цели в местном бюджете финансовых средств. В соответствии со ст. 19 ФЗ №131 – ФЗ «Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящими ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов. Поскольку органы местного самоуправления района федеральным законом отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения не переданы, то в соответствии со ст. 20 ФЗ №131 – ФЗ у органа местно го самоуправления нет обязательств по их предоставлению указанной выше категории работников в полном объеме, ввиду не предоставления для обеспечения их исполнения субвенций из бюджета РФ либо бюджета субъекта РФ, что в свою очередь является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Более того, при вынесении указанного решения от 07 октября 2005 года №368 Совет депутатов Тоцкого района не вышел за рамки установленных аб. 3 ч. 2 ст. 153 ФЗ №122-ФЗ требований – совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не уменьшен, а условия предоставления не ухудшены. Понуждение (в том числе, посредством вынесения судебного решения) органов местного самоуправления к выплате компенсаций коммунальных платежей медицинских работникам в большем объеме, порождает социальное неравенство других категорий граждан, фактически является понуждением к изменению бюджета и по существу расценивается как вмешательство в деятельность органа местного самоуправления, чем нарушаются конституционные принципы гарантированные ст. 2, 130, 132 Конституции РФ права органов местного самоуправления при осуществлении своих полномочий. Просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 1 в полном объеме и принять по делу новое решение. Представитель ответчика администрации Тоцкого района в судебное заседание не явился, был извещен о дне и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не предоставил, заявлений об отложении рассмотрений дела не предоставил. Представитель ответчика муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» Петякшева С.В. в судебном заседании доводы и требования апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Просила решение мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области Гиненко П.Н. от ДД.ММ.ГГГГ отменить, и принять по делу новое решение. Прокурор в судебном заседании полагал, что решение мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области Гиненко П.Н. от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. В связи, с чем подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения. Истец Кареева Н.Н. в судебное заседание не явилась, была извещена о дне и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не предоставила. Истцы Заитова М.Б. и Семенова Н.В. в судебное заседание не явились, были извещены о дне и месте судебного заседания надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии. Суд определил в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав представителя ответчика, прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи законно и обоснованно. Мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства доказаны, выводы соответствуют данным обстоятельствам и доказательствам, исследованным в судебном заседании, а нарушения либо неправильное применение норм материального и процессуального права отсутствуют. Мировой судья правильно привел подлежащие применению к данным правоотношениям нормы материального права и правильно установил обстоятельства дела, а именно: В судебном заседании мировым судьей установлено, что истцы окончили медицинские учебные заведения, получили квалификацию медицинских работников, были приняты на работу в МУЗ «Тоцкая ЦРБ» медицинскими работниками, до настоящего времени работают в указанном учреждении здравоохранения в должностях, связанных с осуществлением лечебного процесса. Истцы и члены их семей проживают в отдельных квартирах, расположенных в селе Тоцкое Тоцкого района Оренбургской области, оплачивают расходы по освещению и отоплению жилья. Таким образом, они являются квалифицированными медицинскими работниками, работающими и проживающими в сельской местности. Факт проживания в сельской местности подтвержден исследованными в судебном заседании справками с места жительства. Данные обстоятельства подтверждены и в судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы. В соответствии со ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-I Мировой судья правильно пришел к выводу о том, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной нормой социальной поддержки и указанная льгота должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 года № 383 О-П определено, что конституционно-правовой смысл положений пункта50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006года N375-О и от 04 декабря 2007года N947-О-П. Как отмечается в указанных определениях, Федеральный закон от 22 августа 2004года N122-ФЗ (пункт 50 статьи35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (частьпятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (частьшестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что закрепленное в пункте50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование статьи6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения. Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, так как правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005года на основании частивторой статьи63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Как следует из исследованных документов, в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года №1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28 декабря 2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее - квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее - компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Статьей 2 данного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц. В соответствии со ст.3 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. Квалифицированные работники, уволенные в связи с выходом на пенсию, также имеют право на получение компенсации в соответствии с настоящим Законом. В соответствии со ст.4 данного Закона расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Законом, работникам областных государственных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и ветеринарии производится за счет средств областного бюджета. Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляются по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию. В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года № 368 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Тоцкого района», расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Положением, работникам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, производятся за счет средств местного бюджета Тоцкого района. Выплата компенсации медицинским работникам, вышедшим на пенсию, данным Положением предусмотрена, однако не определено место выплаты данной компенсации. Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены указанной льготы. Из исследованного в судебном заседании Устава МУЗ «Тоцкая ЦРБ» следует, что его учредителем является муниципальное образование «Тоцкий район» Оренбургской области и оно действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области и Уставом. Следовательно, размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения должны устанавливаться органами местного самоуправления Тоцкого района. Таким образом, мировой судья правильно пришел к выводу, что расходы, понесенные истицей по оплате жилья с отоплением и освещением за период обращения, должны быть взысканы с муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» за счет средств муниципального бюджета, а при недостаточности денежных средств у муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» взыскание производить в субсидиарном порядке с администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области. Суд апелляционной инстанции, проверив расчеты истцов сумм, подлежащих взысканию, суд так же как и мировой судья находит данные расчеты верными и принимает их за основу. Доводы ответчика указанные в апелляционной жалобе о том, в том числе, что они являются ненадлежащим ответчиком по делу, по сути, сводятся к переоценке доказательств, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им обстоятельствах и не являются основанием для отмены принятого судом решения. Иных обстоятельств, для изменения или отмены решения мирового судьи, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения. На основании изложенного, решение мирового судьи по данному делу отмене и изменению не подлежит, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст. 328 ч.1 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛ: решение мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Тоцкого района без удовлетворения. Данное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья А.В. Градов
истец имеет право на социальную поддержку и правовую защиту как медицинский работник. Федеральный закон от 22 августа 2004года №122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложил обязанность на орган местного управления, в ведении которого находится лечебное учреждение, определять размер и порядок выплат медицинским работникам возмещения за наем жилья с отоплением и освещением.