О П Р Е Д Е Л Е Н И Е об оставлении решения мирового судьи без изменения 11 августа 2011 года с. Тоцкое Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Инякина Н.А., при секретаре Телятовой Л.В., с участием: представителя истцов адвоката Шевченко В.А., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тоцкого районного суда Оренбургской области апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тоцкий район» на решение мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области от 30 июня 2011 года по гражданскому делу по исковым заявлениям , , , , , , , , , к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за коммунальные услуги (отопление, освещение), УСТАНОВИЛ: решением мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области от 30 июня 2011 года исковые заявления , , , , , , , , , к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за коммунальные услуги (отопление, освещение), удовлетворены в полном объеме, а именно мировой судья решил: Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» за счет средств муниципального бюджета в пользу: - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате справки о затратах на освещение <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>; - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате справки о затратах на освещение <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>; - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>; - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате справки о затратах на освещение <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>; - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате справки о затратах на освещение <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>; - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате справки о затратах на освещение <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>; - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате справки о затратах на освещение <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>; - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>; - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>; - в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01 мая 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате справки о затратах на освещение <данные изъяты>, в качестве расходов по оплате юридической помощи по составлению искового заявления и расходов по оплате представителя <данные изъяты>. При недостаточности денежных средств у муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» взыскание производить в субсидиарном порядке с администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области С решением суда не согласен ответчик Администрация муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области. В апелляционной жалобе ответчик указал, что в соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Данная мера к социальной поддержки указанной выше категории работников здравоохранения до 01 января 2005 года оставалась федеральной мерой поддержки и находилась соответственно в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений т дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» изменилось правовое регулирование предоставление льгот для отдельных категорий работников, в том числе и для работников системы здравоохранения. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ «координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение» находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. И таким образом, предоставление социальной поддержки медработникам муниципальных учреждений здравоохранения – есть право, а не обязанность ОМС. Исходя из приведенных норм Конституции РФ и федерального законодательства, пользуясь правом предоставленным ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - «Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление полномочий не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего ФЗ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена ФЗ» (абзац 1 ч. 5), решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года №368 принято Положение «О мерах социальной поддержки квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Тоцкого района», которым установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение в размере 120 рублей. Решением Совета депутатов от 16 февраля 2007 года №133 внесены изменения в решение Совета депутатов №368 и размер ежемесячной компенсации установлен в сумме 155 рублей, которая выплачивается из местного бюджета и по настоящее время. Обязательства, возложенные на ОМС района федеральным законодательством по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, выполняются в соответствии с правом ОМС на их исполнение, на основании принятых нормативно – правовых актов в объеме заложенных на эти цели в местном бюджете финансовых средств. В соответствии со ст. 19 ФЗ №131 – ФЗ «Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления». «Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов». Поскольку ОМС района федеральным законом отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения не переданы, то в соответствии со ст. 20 ФЗ №131 – ФЗ у ОМС нет обязательств по их предоставлению указанной категории работников в полном объеме ввиду непредставления для обеспечения их исполнения субвенций из бюджета РФ, что в свою очередь является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Более того, при вынесении указанного решения ( от 07 октября 2005 года №368) Совет депутатов Тоцкого района не вышел за рамки установленных абзацем 3 части 2 статьи 153 федерального закона №122-ФЗ требований -совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не уменьшен, а условия предоставления не ухудшены. Подтверждением тому служит справка финансового отдела администрации района, выданная на основании отчета МУЗ «Тоцкая ЦРБ», согласно которых в 2004 году совокупный объем расходов на компенсацию оплаты жилья и коммунальных услуг медработников Тоцкой ЦРБ составил <данные изъяты>. на 809 получателей, соответственно -<данные изъяты>. ежемесячно каждому, с 01.01.2005 г.-<данные изъяты>., с 01.01.2007 г.-<данные изъяты> руб. Понуждение ( в том числе посредством вынесения судебного решения) органов местного самоуправления к выплате компенсаций коммунальных платежей медицинских работников в большем объеме, порождает социальное неравенство других категорий граждан, фактически является понуждением к изменению бюджета и по существу расценивается как вмешательство в деятельность ОМС, чем нарушаются конституционные принципы и гарантированные статьями 2,130,132 Конституции права ОМС статьи при осуществлении своих полномочий. Ответчик просит отменить решение суда. В судебное заседание представитель ответчика администрации Тоцкого района не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Истцы, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием их представителя адвоката Шевченко В.А.. Представитель истцов Шевченко В.А. в судебном заседании возражала против доводов указанных в апелляционной жалобе ответчика. Считает решение мирового судьи судебного участка № 1 от 30 июня 2011 года законным и обоснованным. Представитель ответчика МУЗ «Тоцкая ЦРБ» в суд не явилась, была извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила. Заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи законно и обоснованно, оснований для его отмены и изменения не имеется. Мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства доказаны, выводы соответствуют обстоятельствам и доказательствам, исследованным в судебном заседании, нарушений норм материального и процессуального права не имеется. Мировой судья правильно привел подлежащие применению к данным правоотношениям нормы материального права и правильно установил обстоятельства дела. В соответствии со ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-I Мировой судья правильно пришел к выводу о том, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной нормой социальной поддержки и указанная льгота должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 года № 383 О-П определено, что конституционно-правовой смысл положений пункта50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006года N375-О и от 04 декабря 2007года N947-О-П. Как отмечается в указанных определениях, Федеральный закон от 22 августа 2004года N122-ФЗ (пункт 50 статьи35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (частьпятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (частьшестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что закрепленное в пункте50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование статьи6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения. Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, так как правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005года на основании частивторой статьи63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Как следует из исследованных документов, в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года №1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28 декабря 2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее - квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее - компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Статьей 2 данного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц. В соответствии со ст.3 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. Квалифицированные работники, уволенные в связи с выходом на пенсию, также имеют право на получение компенсации в соответствии с настоящим Законом. В соответствии со ст.4 данного Закона расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Законом, работникам областных государственных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и ветеринарии производится за счет средств областного бюджета. Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляются по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию. В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года № 368 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Тоцкого района», расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Положением, работникам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, производятся за счет средств местного бюджета Тоцкого района. Выплата компенсации медицинским работникам, вышедшим на пенсию, данным Положением предусмотрена, однако не определено место выплаты данной компенсации. Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены указанной льготы. Из исследованного в судебном заседании Устава МУЗ «Тоцкая ЦРБ» следует, что его учредителем является муниципальное образование «Тоцкий район» Оренбургской области, и оно действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области и Уставом. Следовательно, размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения должны устанавливаться органами местного самоуправления Тоцкого района. Таким образом, мировой судья правильно пришел к выводу, что расходы, понесенные истцами по оплате жилья с отоплением и освещением за период обращения, должны быть взысканы с муниципального органа власти за счет средств муниципального бюджета. В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения. В соответствии со ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцы в заявлениях просили взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя каждому в размере <данные изъяты> рублей. Произведенные истцами расходы подтверждаются квитанцией адвоката от 08.08.2011 года. Заявленные истцами расходы суд признаёт завышенными, исходя из количества судебных заседаний, учитывая, что дело не относится к категории сложных дел, с суд взыскивает с ответчика в пользу каждого из истцов в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя сумму в размере <данные изъяты> рублей. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ч.1 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛ: решение мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области от 30 июня 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Тоцкого района без удовлетворения. Взыскать с администрации муниципального образования <адрес> расходы по оплате услуг представителя в пользу: – <данные изъяты> рублей; – <данные изъяты> рублей; – <данные изъяты> рублей; – <данные изъяты> рублей; – <данные изъяты> рублей; – <данные изъяты> рублей; – <данные изъяты> рублей; – <данные изъяты> рублей; – <данные изъяты> рублей; – <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальных требований истцов о взыскании судебных расходов – отказать. Данное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья Н.А.Инякин
истец имеет право на социальную поддержку и правовую защиту как медицинский работник. Федеральный закон от 22 августа 2004года №122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложил обязанность на орган местного управления, в ведении которого находится лечебное учреждение, определять размер и порядок выплат медицинским работникам возмещения за наем жилья с отоплением и освещением. Размер социальной поддержки истца не может быть меньше, чем предоставлялся до 2005 года.