11-24/2011 по апеляционной жалобе на решение мирового судьи от 10.08.2011 года по искам медработников



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении решения мирового судьи без изменения

14 сентября 2011 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Инякина Н.А.,

при секретаре Шевчук Ю.Н.,

с участием:

и.о. заместителя прокурора Тоцкого района Оренбургской области Тархова А.В.,

представителя ответчика - муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» - Петякшевой С.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тоцкого районного суда Оренбургской области апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тоцкий район» на решение мирового судьи судебного участка №2 Тоцкого района Оренбургской области от 10 августа 2011 года по гражданскому делу по искам прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах , к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

УСТАНОВИЛ:

решением мирового судьи судебного участка № 2 Тоцкого района Оренбургской области от 10 августа 2011 года иски прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах , к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» о взыскании за счет средств муниципального бюджета денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, удовлетворены частично, а именно мировой судья решил:

Взыскать с Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу:

- в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты> копеек.

- в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ранее выплаченных сумм <данные изъяты> копеек.

С решением суда не согласен ответчик Администрация муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области.

В апелляционной жалобе ответчик указал, что неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Данная мера к социальной поддержки указанной выше категории работников здравоохранения до 01 января 2005 года оставалась федеральной мерой поддержки и находилась соответственно в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» изменилось правовое регулирование предоставление льгот для отдельных категорий работников, в том числе и для работников системы здравоохранения.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ «координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение» находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. И таким образом, предоставление социальной поддержки медработникам муниципальных учреждений здравоохранения – есть право, а не обязанность ОМС.

Исходя из приведенных норм Конституции РФ и федерального законодательства, пользуясь правом предоставленным ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - «Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление полномочий не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего ФЗ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена ФЗ» (абзац 1 ч. 5), решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года №368 принято Положение «О мерах социальной поддержки квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Тоцкого района», которым установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение в размере 120 рублей. Решением Совета депутатов от 16 февраля 2007 года №133 внесены изменения в решение Совета депутатов №368 и размер ежемесячной компенсации установлен в сумме 155 рублей, которая выплачивается из местного бюджета и по настоящее время. Обязательства, возложенные на ОМС района федеральным законодательством по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, выполняются в соответствии с правом ОМС на их исполнение, на основании принятых нормативно – правовых актов в объеме заложенных на эти цели в местном бюджете финансовых средств.

В соответствии со ст. 19 ФЗ №131 – ФЗ «Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления». «Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов».

Поскольку ОМС района федеральным законом отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения не переданы, то в соответствии со ст. 20 ФЗ №131 – ФЗ у ОМС нет обязательств по их предоставлению указанной категории работников в полном объеме ввиду непредставления для обеспечения их исполнения субвенций из бюджета РФ, что в свою очередь является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Однако суд, при вынесении решения в пользу истцов, не дал оценки доводам в этой части ответчика, тем самым нарушил закрепленные ст.10 Конституции РФ право ОМС на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, навязав своим решением ОМС обязательства по предоставлению истцам мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, но не переданных в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ. В случае взыскания судом денежных средств для удовлетворения исковых требований медицинских работников МУЗ «Тоцкая ЦРБ» из бюджета муниципального образования Тоцкий район это повлечет за собой их изъятие за счет других статей расходов, что является прямым вмешательством суда в деятельность ОМС, а как следствие нарушение прав граждан муниципального образования Тоцкий район.

Ответчик просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Тоцкого района не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не просил.

Истцы, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение мирового судьи оставить без изменения.

Прокурор в судебном заседании возражал против доводов указанных в апелляционной жалобе ответчика. Считает решение мирового судьи судебного участка законным и обоснованным.

Представитель ответчика МУЗ «Тоцкая ЦРБ» Петякшева С.В. возражала против доводов, указанных в апелляционной жалобе ответчика. Считает решение мирового судьи судебного участка законным и обоснованным.

Заслушав прокурора, представителя ответчика МУЗ «Тоцкая ЦРБ», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи законно и обоснованно, оснований для его отмены и изменения не имеется. Мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства доказаны, выводы соответствуют обстоятельствам и доказательствам, исследованным в судебном заседании, нарушений норм материального и процессуального права не имеется.

Мировой судья правильно привел подлежащие применению к данным правоотношениям нормы материального права и правильно установил обстоятельства дела.

В соответствии со ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-I
истец имеет право на социальную поддержку и правовую защиту как медицинский работник. Федеральный закон от 22 августа 2004года №122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложил обязанность на орган местного управления, в ведении которого находится лечебное учреждение, определять размер и порядок выплат медицинским работникам возмещения за наем жилья с отоплением и освещением. Размер социальной поддержки истца не может быть меньше, чем предоставлялся до 2005 года.

Мировой судья правильно пришел к выводу о том, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной нормой социальной поддержки и указанная льгота должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 года № 383 О-П определено, что конституционно-правовой смысл положений пункта50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006года N375-О и от 04 декабря 2007года N947-О-П.

Как отмечается в указанных определениях, Федеральный закон от 22 августа 2004года N122-ФЗ (пункт 50 статьи35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (частьпятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (частьшестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что закрепленное в пункте50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование статьи6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.

Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, так как правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005года на основании частивторой статьи63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Как следует из исследованных документов, в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года №1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28 декабря 2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее - квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее - компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Статьей 2 данного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц.

В соответствии со ст.3 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. Квалифицированные работники, уволенные в связи с выходом на пенсию, также имеют право на получение компенсации в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии со ст.4 данного Закона расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Законом, работникам областных государственных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и ветеринарии производится за счет средств областного бюджета. Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляются по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию.

В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года № 368 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Тоцкого района», расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Положением, работникам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, производятся за счет средств местного бюджета Тоцкого района. Выплата компенсации медицинским работникам, вышедшим на пенсию, данным Положением предусмотрена, однако не определено место выплаты данной компенсации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены указанной льготы.

Из исследованного в судебном заседании Устава МУЗ «Тоцкая ЦРБ» следует, что его учредителем является муниципальное образование «Тоцкий район» Оренбургской области, и оно действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области и Уставом.

Следовательно, размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения должны устанавливаться органами местного самоуправления Тоцкого района.

Таким образом, мировой судья правильно пришел к выводу, что расходы, понесенные истцами по оплате жилья с отоплением и освещением за период обращения, должны быть взысканы с муниципального органа власти за счет средств муниципального бюджета.

В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ч.1 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение мирового судьи судебного участка № 2 Тоцкого района Оренбургской области от 10 августа 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тоцкий район» без удовлетворения.

Данное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Н.А. Инякин