О П Р Е Д Е Л Е Н И Е об оставлении решения мирового судьи без изменения 20 октября 2011 года с. Тоцкое Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Инякина Н.А., при секретаре Шевчук Ю.Н., с участием: представителя истцов - Новичковой М.В., действующей на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тоцкий район» на решение мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области от 15 сентября 2011 года по гражданскому делу по искам Субханкуловой Е.В., Беловой О.В., Бантиковой С.А., Сапожниковой С.М., Потаповой Л.П. к Администрации Муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, УСТАНОВИЛ: Решением мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области от 15 сентября 2011 года иски Субханкуловой Е.В., Беловой О.В., Бантиковой С.А., Сапожниковой С.М., Потаповой Л.П. к Администрации Муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, удовлетворены в полном объеме. Мировым судьёй постановлено: Взыскать с Администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области в качестве возмещения расходов по оплате жилого помещения с освещением и отоплением с учетом индексации и ранее выплаченных сумм возмещения в пользу: - Субханкуловой Е.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; Беловой О.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Бантиковой С.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; Сапожниковой С.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; Потаповой Л.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Взыскать с Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области в пользу Субханкуловой Е.В., Беловой О.В., Бантиковой С.А., Сапожниковой С.М., Потаповой Л.П. в качестве судебных расходов по оплате услуг представителя за составление искового заявления и составление расчетов по <данные изъяты> каждому, за участие представителя в судебном заседании по <данные изъяты> рублей каждому. С решением суда не согласен ответчик Администрация муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области. В апелляционной жалобе ответчик указал, что неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Согласно Федеральному закону от 10.07.1992 года №3266-I «Об образовании» (с изменениями, действовавшими до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 года №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании») педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ». Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной нормой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ. Во исполнение ФЗ №3266-I, в целях реализации полномочий, установленных федеральным законодательством, субъектом РФ -Оренбургской областью были приняты соответствующие нормативно-правовые акты. Так, в соответствии с абзацем 1 ст.2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года №1834/378-IV-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» (в редакции Закона Оренбургской области от 31.12.2008 года) размер возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности (в том числе вышедшим на пенсию) определяется исходя из размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, объема электрической и тепловой энергии, потребляемой на освещение и отопление этих помещений, тарифов на энергоносители и услуги за наем жилого помещения, действующие в конкретном муниципальном образовании. В соответствии со ст.3 Закона Оренбургской области №1834/378-IV-ОЗ возмещению подлежат фактически произведенные расходы местных бюджетов, связанные с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности. Возмещение производится министерством образования Оренбургской области в порядке, определяемом Правительством Оренбургской области. В силу постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2008 года №55-п «О порядке возмещения местным бюджетам фактически произведенных расходов, связанных с предоставлением педагогически работникам, работающим и проживающим в сельской местности Оренбургской области бесплатного жилья с отоплением и освещением» (с изменениями от 30.06.2009 года, 28.09.2010 года), изданным во исполнение Закона Оренбургской области утверждены положение о порядке возмещения местным бюджетам фактически произведенных расходов и методика распределения субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований. Ввиду того, что предоставление субсидии бюджетам муниципальных районов Министерством образования Оренбургской области рассчитывается по формуле, которая не содержит таких показателей, как «содержание жилья» и «индекс потребительских цен», а содержит лишь такие показатели как «плата за наем, отопление и освещение», то соответственно требования истцов о взыскании с Администрации муниципального образования Тоцкий район денежных средств на возмещение расходов по оплате за содержание жилья с учетом индекса потребительских цен в силу части 3 ст.20 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которая гласит «Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств» заявлены к ненадлежащему ответчику и не являются расходными обязательствами муниципального образования Тоцкий район, а являются расходными обязательствами Правительства Оренбургской области в лице его уполномоченного органа - Министерства образования. На момент обращения истцов в суд вышеназванные акты органов государственной власти Оренбургской области действовали и действуют в настоящее время, соответственно меры социальной поддержки, установленные для педагогических работников, предоставлялись в строгом соблюдении областного законодательства. Представителем ответчика на основании вышеназванных норм материального права, в ходе судебного разбирательства было заявлено письменное ходатайство о привлечении в качестве надлежащего ответчика-Правительства Оренбургской области, однако данное ходатайство оставлено без удовлетворения. Принимая данное решение, мировой судья суд исходил из того, что в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области №55-п Органы местного самоуправления несут фактические кассовые расходы местных бюджетов, связанные с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Оренбургской области, бесплатного жилья с отоплением и освещением. В дальнейшем, в установленном порядке, данные расходы возмещаются бюджетом муниципальных районов путем перечисления субсидий из областного бюджета Министерством образования Оренбургской области. В то же время суд, удовлетворяя исковые требования педагогических работников к Администрации муниципального образования Тоцкий район о взыскании в их пользу расходов на содержание жилья с учетом потребительских цен, применил нормы материального права (ФЗ от 29.12.2010 г. №439-ФЗ). Таким образом, суд фактически применил норму материального права №439-ФЗ, имеющего большую юридическую силу по отношению к нормам материального права - Закон Оренбургской области №1834\378-IV-ОЗ, постановление Правительства №55-п, которым установлено, что возмещение расходов педагогическим работникам обеспечивается за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, но в тоже время не признал Правительство Оренбургской области надлежащим ответчиком по делу. Налицо несоответствие выводов суда изложённых в решении обстоятельством дела и как следствие неправильное применение норм материального права и процессуального права, выразившееся в привлечении Администрации муниципального образования Тоцкий район в качестве ненадлежащего ответчика и незаконном взыскании с нее присужденных в пользу истцов денежных сумм. В судебное заседание истцы, ответчик и третье лицо не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. От ответчика и третьего лица имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Представитель истцов Новичкова М.В. в судебном заседании возражения истцов на апелляционную жалобу ответчика поддержала в полном объеме, просила решение мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области от 15.09.2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения. Считает, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права. Заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи законно и обоснованно. Мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства доказаны, выводы соответствуют данным обстоятельствам и доказательствам, исследованным в судебном заседании, а нарушения либо неправильное применение норм материального и процессуального права отсутствуют. Так, мировой судья правильно привел подлежащие применению к данным правоотношениям нормы материального права и правильно установил обстоятельства дела, а именно: В судебном заседании мировым судьей установлено, что истцы длительное время работают педагогами в общеобразовательном учреждении Тоцкого района Оренбургской области, то есть являются педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности. Они проживают в отдельных квартирах, расположенных в <адрес>, и оплачивают квартплату и коммунальные услуги. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании показаниями представителя истцов - Новичковой М.В., платежными документами, справками с места жительства и работы. Данные факты в судебном заседании ответчик не оспаривал. В ходе рассмотрения гражданского дела истцы уточнили свои исковые требования. Данные обстоятельства подтверждены и в судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы. В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 и Федеральным законом №122 от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.1 Федеральным законом от 29.12.2010года №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержащиеся в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» исключены, второе предложение изложено в следующей редакции: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения», и данный абзац дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.» Настоящий Федеральный закон вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2010года №297, в «Парламентской газете» от 14 января 2011 года №1-2. Между тем, нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, педагогические работники имеют право на предоставление компенсации им расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Данное право является федеральной нормой социальной поддержки и указанная льгота должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, в силу статьи 55 Закона РФ «Об образовании» устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации, но учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях. Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот педагогам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов и порядок его реализации определен также постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», пункт 1 которого обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов народных депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Возложение на педагогических работников обязанности осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в виде освещения и отопления нарушает права и законные интересы данной категорий граждан, поскольку федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральной форме без каких-либо ограничений по социальным нормам и нормативам, акта федерального уровня о замене натуральных льгот денежной компенсацией нет. Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года №1834/378-IV-0З «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области», установлены размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. Так, в соответствии со статьёй 3 указанного Закона, возмещению подлежат фактически произведенные расходы местных бюджетов, связанные с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности. Данный Закон от 29 декабря 2007 года №1834/378-IV-0З, включая внесенные им изменения в другие законодательные акты, вступил в законную силу с 01 января 2008 года. В целях реализации Закона Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 февраля 2008 года №55-п, утверждено Положение о порядке возмещения местным бюджетам фактически произведенных расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Оренбургской области, бесплатного жилья с отоплением и освещением. Согласно указанному Положению, органы местного самоуправления несут фактические кассовые расходы местных бюджетов, связанные с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Оренбургской области, бесплатного жилья с отоплением и освещением. В дальнейшем, в установленном порядке, данные расходы возмещаются бюджетам муниципальных районов путем перечисления субсидий из областного бюджета Министерством образования Оренбургской области. Мировой судья правильно пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования Тоцкий район является надлежащим ответчиком и взысканию с ответчика в пользу истцов подлежат фактически понесённые ими расходы на оплату жилья с отоплением и освещением за указанные периоды, согласно представленным сведениям о поступивших перечислениях на их лицевой счет и согласно приложенным квитанциям об оплате. Приложением к Постановлению Правительства Оренбургской области от 30.06.2009 года №315-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2008 года №55-п» разработана методика расчета возмещения расходов, понесенных педагогическими работниками, которая не предусматривает оплату содержания жилья, однако согласно ст.154 Жилищного Кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу, чем постановление субъекта РФ, предусмотрено, что плата за жилое помещение включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения. Таким образом, законодательство предусматривает, что содержание жилья включается в плату за жилье, а педагог имеет право на бесплатное жилье. Следовательно, содержание жилья педагогу по договору социального найма также подлежит оплате. Требование истцов об индексации понесенных расходов за жилое помещение, отопление и освещение суд находит законным и подлежащим удовлетворению в связи с тем, что Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2009, 2010 годы» предусматривается процент инфляции, что также подтверждается изменением стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг. В связи с чем, суд соглашается с примененным мировым судьёй механизмом расчета суммы, подлежащей взысканию с учетом увеличения стоимости оплаты расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением на день рассмотрения дела в суде. Кроме того, ответчик в обоснование своих возражений против требования истцов об индексации не представил своего расчета, подтверждающего отсутствие инфляции и роста цен на оплату жилья и коммунальных услуг. Суд апелляционной инстанции, проверив расчеты истцов сумм, подлежащих взысканию, так же как и мировой судья находит данные расчеты верными и принимает их за основу. В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Доводы ответчика указанные в апелляционной жалобе о том, в том числе, что они являются ненадлежащим ответчиком по делу, по сути, сводятся к переоценке доказательств, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им обстоятельствах и не являются основанием для отмены принятого судом решения. Иных обстоятельств, для изменения или отмены решения мирового судьи, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения. На основании изложенного, решение мирового судьи по данному делу отмене и изменению не подлежит, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст. 328 ч.1 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛ: решение мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области от 15 сентября 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Тоцкого района без удовлетворения. Данное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья подпись Н.А. Инякин