О П Р Е Д Е Л Е Н И Е (апелляционное) 17 октября 2011 года с.Тоцкое Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Борцовой Т.И., при секретаре Исайчевой И.В., с участием: прокурора Тоцкого района Оренбургской области Тархова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тоцкого районного суда Оренбургской области апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тоцкий район» на решение мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области Гиненко П.Н. от (дата обезличена) по иску прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Резниченко Л. И. к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области (далее - Администрация МО «Тоцкий район»), Районному отделу образования администрации Тоцкого района Оренбургской области (далее – Тоцкий РОО) о взыскании за счет средств муниципального бюджета денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, УСТАНОВИЛ: решением мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области от (дата обезличена) по гражданскому делу по иску прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Резниченко Л. И. к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области (далее - Администрация МО «Тоцкий район»), Районному отделу образования администрации Тоцкого района Оренбургской области (далее – Тоцкий РОО) о взыскании за счет средств муниципального бюджета денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, требования прокурора удовлетворены, а именно мировой судья решил: Взыскать с Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу Резниченко Л. И. в качестве возмещения расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) с учетом ранее выплаченных сумм (данные обезличены) Не согласившись с данным решением ответчик - Администрация муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой указал, что решение не соответствует нормам процессуального и материального права, подлежит отмене по следующим основаниям: неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу; неправильно применены нормы материального и процессуального права в связи, с чем вывод суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В жалобе ответчик указал следующее: в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487 – 1, действующей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Даная мера социальной поддержки указанной выше категории работников здравоохранения до 01 января 2005 года оставалась федеральной мерой поддержки и находилась соответственно в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В связи с принятием ФЗ от 2 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 01 января 2005 года изменилось правовое регулирование предоставления льгот для отдельных категорий работников, в том числе для работников системы здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления. Между тем, в соответствии с п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находились и находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, следовательно льготы, по оплате коммунальных услуг (отопление, освещение) вышеуказанной категории граждан были и остаются федеральной мерой социальной поддержки, соответственно финансирование указанных мер социальной поддержки на основании ст. 84 БК РФ остается расходным обязательством РФ. Кроме того, изменением правового регулирования предоставления льгот вышеуказанной категории работников федеральным законодательством по существу установлен иной объем и порядок их предоставления, дающее право субъектам РФ и органам местного самоуправления самостоятельно определять меры социальной поддержки данной категории граждан. И таким образом предоставление социальной поддержки медработникам муниципальных учреждений здравоохранения – есть право, а не обязанность органов местного самоуправления. Исходя из приведенных норм Конституции РФ, а так же ст. 2, 130, ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, провозгласивших самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, владении, пользовании и распоряжении муниципальной собственностью, БК РФ, федерального законодательства пользуясь правом, предоставленным ст. 20 ФЗ от 06 октября 2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, предоставляемому бюджету на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года №368 принято Положение «О мерах социальной поддержки квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории (адрес обезличен), которым установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освежение в размере 120 рублей. Решением Совета депутатов от 16 февраля 2007 года №133 внесены изменения в решения Совета депутатов №368, и размер ежемесячной компенсации установлен в размере 155 рублей, которая выплачивается из местного бюджета и по настоящее время. Обязательства, возложенные на орган местного самоуправления района федеральным законодательством по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, выполняются в соответствии с правом органа местного самоуправления на их исполнение, на основании принятых нормативно – правовых актов (вышеуказанных решений Совета депутатов) в объеме заложенных на эти цели в местном бюджете финансовых средств. Предоставление же медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения мер социальной поддержки в объеме как предусмотрено федеральным законодательством не представляется возможным, поскольку полномочий по предоставлению социальных гарантий в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ у муниципального района нет, бюджетом не предусмотрены и соответствующие расходные обязательства. В соответствии со ст. 19 ФЗ №131 – ФЗ «Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящими ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов. Поскольку органы местного самоуправления района федеральным законом отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения не переданы, то в соответствии со ст. 20 ФЗ №131 – ФЗ у органа местного самоуправления нет обязательств по их предоставлению указанной выше категории работников в полном объеме, ввиду не предоставления для обеспечения их исполнения субвенций из бюджета РФ либо бюджета субъекта РФ, что в свою очередь является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Однако суд, вынося судебное решение в пользу истцов не дал оценки доводам в этой части ответчика, тем самым нарушил, закрепленное ст. 10 Конституцией РФ право ОМС на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, навязав своим решением ОМС обязательства по предоставлению истцам мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, но не переданных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. В случае взыскания судом денежных средств для удовлетворения исковых требований медицинских работников МУЗ «Тоцкая ЦРБ» из бюджета муниципального образования (адрес обезличен) это повлечет за собой их изъятие за счет других статей расходов, что является прямым вмешательством суда в деятельность ОМС, а как следствие нарушение прав граждан муниципального образования (адрес обезличен). Ответчик просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 1 в полном объеме и принять по делу новое решение. Представитель ответчика администрации Тоцкого района в судебное заседание не явился, был извещен о дне и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не предоставил, заявлений об отложении рассмотрений дела не предоставил. Ответчик Районный отдел образования администрации Тоцкого района в судебное заседание не явился, был извещен о дне и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не предоставил, заявлений об отложении рассмотрений дела не предоставил. Представитель третьего лица муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» была извещена о дне и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не предоставила, заявлений об отложении рассмотрений дела не предоставила. Прокурор в судебном заседании полагал, что решение мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области Гиненко П.Н. от (дата обезличена) является законным и обоснованным. В связи, с чем подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения. Истец Резниченко Л.И. в судебное заседание не явилась, была извещена о дне и месте судебного заседания надлежащим образом, предоставила заявления о рассмотрении дела в её отсутствии. Суд определил в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи законно и обоснованно. Мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства доказаны, выводы соответствуют данным обстоятельствам и доказательствам, исследованным в судебном заседании, а нарушения либо неправильное применение норм материального и процессуального права отсутствуют. Мировой судья правильно привел подлежащие применению к данным правоотношениям нормы материального права и правильно установил обстоятельства дела, а именно: В судебном заседании мировым судьей установлено, что истец в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала квалифицированным медицинским работником в (данные обезличены) ясли-саде «(данные обезличены)», откуда была уволена с работы по ее собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Истец и члены ее семьи проживают в отдельном доме по адресу: (адрес обезличен) самостоятельно оплачивает расходы по освещению и отоплению жилья. Таким образом, Резниченко Л.И., являясь квалифицированным медицинским работником, работала и проживала в сельской местности. Факт проживания в сельской местности подтвержден исследованной в судебном заседании справкой с места жительства. Истец самостоятельно оплачивала расходы по освещению и отоплению жилья в полном объеме. Однако за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в возмещение ее расходов выплачено (данные обезличены) Данные обстоятельства подтверждены и в судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы, а также исследованной копией трудовой книжки, платежными документами. В соответствии со ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-I Мировой судья правильно пришел к выводу о том, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной нормой социальной поддержки и указанная льгота должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 года № 383 О-П определено, что конституционно-правовой смысл положений пункта50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006года N375-О и от 04 декабря 2007года N947-О-П. Как отмечается в указанных определениях, Федеральный закон от 22 августа 2004года N122-ФЗ (пункт 50 статьи35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (частьпятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (частьшестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что закрепленное в пункте50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование статьи6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения. Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, так как правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005года на основании частивторой статьи63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Как следует из исследованных документов, в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года №1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28 декабря 2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории (адрес обезличен) (далее - квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее - компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Статьей 2 данного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц. В соответствии со ст.3 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. Квалифицированные работники, уволенные в связи с выходом на пенсию, также имеют право на получение компенсации в соответствии с настоящим Законом. В соответствии со ст.4 данного Закона расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Законом, работникам областных государственных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и ветеринарии производится за счет средств областного бюджета. Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляются по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию. В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года №368 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории (адрес обезличен)», расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Положением, работникам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, производятся за счет средств местного бюджета (адрес обезличен). Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены указанной льготы. Из исследованного в судебном заседании Устава МУЗ «(данные обезличены) ЦРБ» следует, что его учредителем является муниципальное образование «Тоцкий район» Оренбургской области и оно действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области и Уставом. Следовательно, размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения должны устанавливаться органами местного самоуправления (адрес обезличен). Таким образом, мировой судья правильно пришел к выводу, что расходы, понесенные истцами по оплате жилья с отоплением и освещением за период обращения, должны быть взысканы с муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» за счет средств муниципального бюджета, а при недостаточности денежных средств у муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» взыскание производить в субсидиарном порядке с администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области. Суд апелляционной инстанции, проверив расчеты истцов сумм, подлежащих взысканию, находит их верными. Доводы ответчика указанные в апелляционной жалобе о том, в том числе, что они являются ненадлежащим ответчиком по делу, по сути, сводятся к переоценке доказательств, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им обстоятельствах и не являются основанием для отмены принятого судом решения. Иных обстоятельств, для изменения или отмены решения мирового судьи, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения. На основании изложенного апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст. 328 ч.1 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛ: решение мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области от (дата обезличена) оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Тоцкого района без удовлетворения. Данное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья: Т.И. Борцова СОГЛАСОВАНО «___»___________2011 ГОДА СУДЬЯ К ПУБЛИКАЦИИ РАЗРЕШЕНО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «___»_________2011 ГОДА
истец имеет право на социальную поддержку и правовую защиту как медицинский работник. Федеральный закон от 22 августа 2004года №122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложил обязанность на орган местного управления, в ведении которого находится лечебное учреждение, определять размер и порядок выплат медицинским работникам возмещения за наем жилья с отоплением и освещением.