2-714/2010 об устранении препятствий в реализации права на социальную выплату на строительство жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


29 октября 2010 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Волкова Д.С.

при секретаре Кшнякиной Н.А.

с участием:

истца Ступаченко Т.М.

представителя ответчика администрации МО «Тоцкий район» Григорьева В.А. (действующего на основании доверенности)

представителя ответчика министерства сельского хозяйства Оренбургской области Шестаковой Е.А. (действующей на основании доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-714/2010 по иску Ступаченко Т.М. к администрации муниципального образования «Тоцкий район», министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об устранении препятствий к реализации права на социальную выплату,

У С Т А Н О В И Л :

20 августа 2010 года Ступаченко Т.М. обратилась в Тоцкий районный суд с иском об устранении препятствий чинимых ей администрацией МО «Тоцкий район» в реализации ею права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она подала в администрацию МО «Тоцкий район» заявление о включении ей в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Она предоставила в администрацию все необходимые документа, предусмотренные Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858. До настоящего времени решения о предоставлении ей социальной выплаты либо о возвращении документов администрацией МО «Тоцкий район» не принято. Просила признать за ней право на включение и обязать администрацию МО «Тоцкий район» включить её в состав участников ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», а также взыскать с администрации МО «Тоцкий район» судебные расходы.

05 октября 2010 года определением Тоцкого районного суда по инициативе суда в качестве соответчиков по делу привлечены министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и Правительство Оренбургской области.

Истец Ступаченко Т.М. в судебном заседании, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Также пояснила, что по месту жительства в <адрес> она на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит. Документом, подтверждающим её нуждаемость в улучшении жилищных условий, является акт обследования её квартиры работниками администрации МО «Зареченский сельский совет» от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира в <адрес> была предоставлена ей после развода с мужем <данные изъяты> по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время и на момент подачи документов на получение социальной выплаты она проживает в этой квартире вдвоём с мужем <данные изъяты> Полагает, что она была незаконно не включена в список, граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика администрации МО «Тоцкий район» Григорьев В.А. исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с Областной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года» окончательный сводный список формируется минсельхозом Оренбургской области. Со своей стороны администрация МО «Тоцкий район» включила Ступаченко Т.М. в список граждан, получателей социальной выплаты, однако она была исключена из этого списка минсельхозом, причина исключения Ступаченко Т.М. из списка была сообщена устно – проживание на территории <адрес> а строительство дома на территории МО «Тоцкий сельский совет». Таким образом, администрация МО «Тоцкий район» не чинила Ступаченко Т.М. препятствий в получении социальной выплаты. Поскольку минсельхоз исключило Ступаченко Т.М. из сводного списка получателей социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, то она не была включена в список на ДД.ММ.ГГГГ В тоже время полагает, что первоначально Ступаченко Т.М. включена администрацией МО «Тоцкий район» в список получателей социальной выплаты ошибочно, поскольку она имеет в пользовании квартиру по договору социального найма площадью <данные изъяты> где проживает вдвоём с мужем <данные изъяты> в то время как норма представления на территории <адрес> установлена в <данные изъяты> на члена семьи, в связи с чем Ступаченко Т.М. не может считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса РФ.

Представитель ответчика министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Шестакова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно ОЦП «Социальное развитие села до 2012 года» сбором документов, подтверждающих право граждан на получение социальной выплаты и составлением списков таких граждан занимается администрация муниципального района, после чего списки направляют в минсельхоз Оренбургской области, который в зависимости от количества выделенных на текущий год денежных средств утверждает представленный список или предлагает администрации района скорректировать его. В случае со Ступаченко Т.М. она находилась в дополнительном списке граждан из 9 человек, социальная выплата которым может быть предоставлена в случае выделения дополнительных средств из бюджета. Поскольку дополнительных средств из бюджета выделено не было, социальная выплата Ступаченко Т.М. в ДД.ММ.ГГГГ представлена не была. В ДД.ММ.ГГГГ Ступаченко Т.М. в список граждан, получателей социальной выплаты администрацией района не включена. Таким образом, полагает минсельхоз ненадлежащим ответчиком по делу. Согласна с доводами представителя администрации района о том, что Ступаченко Т.М. не имеет права на получение социальной выплаты, поскольку является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, площадь которого выше установленной в месте её проживания нормы представления. Кроме того, на момент рассмотрения дела Ступаченко Т.М. является собственником жилого дома <адрес>, который был ею достроен и введён в эксплуатацию, что также является основанием для отказа в признании Ступаченко Т.М. нуждающейся в получении социальной выплаты. Кроме того, просила применить к требованиям Ступаченко Т.М. 3-х месячный срок исковой давности, установленный статьёй 256 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Ответчик Правительство Оренбургской области, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не прислали, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, с учётом мнения участников процесса, не настаивавших на обязательном участии представителя Правительство Оренбургской области при рассмотрении дела, на месте определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося соответчика.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания и порядок предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, регулируются Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года».

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов установлены приложением № 16 к указанному Постановлению, в соответствии в пунктами 2, 3 которого субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих: а)предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее-социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N1; б)предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям, молодым специалистам по договору найма жилого помещения, в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения, согласно приложению N2.Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях: а)наличие долгосрочных региональной и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов аналогичные мероприятиям, предусмотренным пунктом1 настоящих Правил; б)наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств по софинансированию (финансированию) в соответствующем финансовом году мероприятий, предусмотренных пунктом1 настоящих Правил, с учетом установленного уровня софинансирования; в)привлечение субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для выполнения целевых индикаторов: собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов-в случае предоставления социальных выплат; средств работодателей-в случае предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований; г)наличие бюджетной заявки о размерах субсидий на очередной финансовыйгод, необходимых для выполнения мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012года", по форме согласно приложению N3 и сведений о размерах средств, которые планируется направить на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012года", согласно приложению N4.

Таким образом, непосредственно условия и порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья устанавливаются региональной и (или) муниципальной целевыми программами, предусматривающими мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов.

В Оренбургской области «Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» утверждена Закон Оренбургской области от 14 сентября 2004 года № 1446/240-III-ОЗ, согласно разделу 1.2. которой Государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального и областного бюджетов. Муниципальные образования (далее - МО) вправе участвовать в реализации мероприятий на условиях и в порядке, установленных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012года». Социальная выплата предоставляется на строительство индивидуального жилого дома или пристройки жилого помещения к имеющемуся жилому дому (в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома), приобретение у физических и (или) юридических лиц жилого помещения, приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности. Построенное или приобретенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям сельской местности, выбранной для постоянного места проживания. Общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (далее - ОМС). Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам - участникам Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы на момент заключения соответствующего кредитного договора или договора займа. Размер социальной выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, составляет 70процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Право на получение социальной выплаты имеет гражданин, отвечающий в совокупности следующим условиям: а) постоянное проживание гражданина в сельской местности; б) документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств (в том числе целевых займов) в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты; в) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1марта2005года, а также граждане, признанные ОМС по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1марта2005года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане: работающие по трудовым договорам в АПК сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания; работающие в учреждениях социальной сферы в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания; другие категории граждан, работающих по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания. К членам семьи гражданина применительно к настоящей Программе относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруг (супруга), а также дети и родители гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке. Гражданин, изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в ОМС по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы с приложением следующих документов: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; в) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты; г) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; д) документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; е) копия трудовой книжки (для работающих). Копии представляемых документов должны быть заверены в установленном порядке. ОМС проверяют правильность оформления документов и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением 1 к Программе, и направляют их вместе с документами и сведениями о привлечении средств местных бюджетов в случае участия муниципального образования в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012года" в администрации муниципальных образований (далее - МО) районов для включения в районные списки. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, ОМС возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Администрации МО районов проверяют правильность оформления представленных документов, достоверность содержащихся в них сведений, запрашивают недостающие документы (проектно-сметную документацию, по переходящим строительством объектам - акт выполненных работ на 1января текущего года). В соответствии с перечнем граждан, имеющих преимущественное право на получение государственной поддержки, формируют районные списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по строительству (приобретению) жилья в сельской местности. Указанные списки, утвержденные главой администрации МО района, представляются вместе с необходимыми документами в министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - министерство) для формирования сводного списка граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по строительству (приобретению) жилья в сельской местности. Министерство на основании списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях Программы, поступивших от администраций МО районов, с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из областного бюджета на соответствующий год, формирует заявку на выделение средств из федерального бюджета для софинансирования мероприятий Программы и утверждает сводный список ее участников. Министерство после получения лимитов из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы на соответствующий год доводит до администраций МО районов уточненные лимиты федерального и областного бюджетов, рассчитанные прямо пропорционально доле сельского населения, проживающего на территории соответствующего района, в общей численности сельского населения области. Администрации МО района с учетом полученных уточненных лимитов проводят корректировку сводного списка участников мероприятий по строительству (приобретению) жилья в сельской местности в планируемом году и направляют его в министерство. Министерство формирует и утверждает сводный список получателей социальных выплат на текущий год. Министерство заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения с получателем социальной выплаты договора банковского счета, условия зачисления социальной выплаты на банковский счет и ее списания, а также ежеквартальное предоставление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий, предусмотренных приложением 1 к Программе, и порядок выдачи свидетельств устанавливаются Правительством Оренбургской области.

В соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Ступаченко Т.М. работает <данные изъяты> в сельской местности – <данные изъяты> в <адрес>, где и проживает. При этом Ступаченко Т.М. по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения – <адрес> при норме представления, установленной в <адрес> в <данные изъяты> учётной норме – <данные изъяты> Кроме Ступаченко Т.М. в указанном жилом помещении зарегистрирован и проживает только её муж Ступаченко Л.Ф. В марте 2008 года Ступаченко Т.М. заключила с ОАО «Сельский дом» договор целевого займа на строительство жилого дома в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Ступаченко Т.М. подала в администрацию МО «Тоцкий район» документы на получение субсидии в соответствии с ОЦП «Социальное развитие села». При этом сведений о нахождении Ступаченко Т.М. на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ею подано не было. Не смотря на отсутствие документов, подтверждающих нуждаемость Ступаченко Т.М. в улучшении жилищных условий, она была включена администрацией МО «Тоцкий район» в список граждан – получателей субсидий в количестве <данные изъяты> человек. В связи с отсутствием денежных средств на всех граждан по требованию министерства сельского хозяйства области администрацией МО «Тоцкий район» список был сокращён до <данные изъяты> человек. При этом Ступаченко Т.М. в сокращённый список включена не была. В список граждан – получателей субсидий на 2010 год Ступаченко Т.М. также не была включена.

Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами по делу:

1) Копией заявления Ступаченко Т.М. о включении её в число участников ОЦП «Социальное развитие села»;

2) Копией разрешения на строительство жилого дома;

3) Копией свидетельства права собственности Ступаченко Т.М. на земельный участок;

4) копией акта обследования жилищных условий Ступаченко Т.М.;

5) справкой о составе семьи Ступаченко Т.М.;

6) копией трудовой книжки Ступаченко Т.М.;

7) копией агентского договора между Ступаченко Т.М. и <данные изъяты>

8) графиком погашения задолженности по кредитному договору;

9) копией паспорта Ступаченко Т.М.;

10) списками граждан – получателей социальной выплаты, составленными администрацией МО «Тоцкий район» на 2009 и 2010 годы;

11) решениями <данные изъяты> и <данные изъяты> об установлении нормы представления и учётной нормы жилой площади;

12) сведениями администрации <данные изъяты>» об отсутствии у них на учёте Ступаченко Т.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Ссылки истца в обоснование своего права на получение субсидии на тот факт, что у неё имеется составленный администрацией <данные изъяты> акт обследования её жилищных условий, в котором указано, что она нуждается в улучшении жилищных условий по программе «Сельский дом», суд признаёт необоснованным, поскольку в соответствии с вышеприведёнными нормами законодательства нуждающимся в улучшении жилищных условий является гражданин, имеющий в пользовании жилую площадь менее установленной органом местного самоуправления учётной нормы. На момент подачи Ступаченко Т.М. заявления на получение социальной выплаты на каждого члена её семьи приходилась жилая площадь в размере <данные изъяты> что больше чем установленная администрацией <данные изъяты> норма в <данные изъяты>

Следовательно, Ступаченко Т.М. изначально была незаконно включена администрацией МО «Тоцкий район» в число лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Ступаченко Т.М. надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Ступаченко Т.М. – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.

Судья: Д.С. Волков

Мотивированное решение в соответствии со статьёй 199 Гражданского процессуального кодекса РФ изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение вступило в законную силу 14.11.2010

СОГЛАСОВАНО «___»______________ 2010 года

Д.С. Волков

РАЗМЕСТИТЬ «___»______________2010 года

А.В. Батаев