2-468/2010 о признании незаконным бездействия по соблюдению законадательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


08 сентября 2010 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Волкова Д.С.

при секретаре Болкуновой Н.А.

с участием:

представителя истца ст. помощника прокурора Тоцкого района Фролова Е.Н.

представителей ответчика МОУ «Тоцкая СОШ» Рыжкова В.К., Красавцевой Е.В. (действующих на основании Устава и письменного заявления)

представителя ответчика администрации МО «Тоцкий район» Григорьева В.А. (действующего на основании доверенности)

представителя ответчика РОО администрации МО «Тоцкий район» Тереховой О.С. (действующей на основании доверенности)

представителей третьего лица ЗТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Гончарова С.Н., Накрайникова Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-468/2010 по иску прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Тоцкая средняя общеобразовательная школа», администрации, финансовому отделу и районному отделу образования муниципального образования «Тоцкий район» о признании незаконным бездействия по соблюдению законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и обязательстве устранить допущенные недостатки,

У С Т А Н О В И Л :

29 апреля 2010 года в Тоцкий районный суд поступил иск прокурора Тоцкого района о признании незаконным бездействия МОУ «Тоцкая СОШ», выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических норм и правил при изготовлении пищи для учащихся, что привело к пищевому отравлению 7 учеников острыми кишечными заболеваниями, просил обязать МОУ «Тоцкая СОШ» устранить допущенные нарушения, установленные Управлением Роспотребнадзора, а именно исключить в пищеблоке встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала путём реконструкции пищеблока в соответствии со строительными нормами и правилами и градостроительным законодательством.

В обоснование своих требований указал, что проведённой западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области установлено, что МОУ «Тоцкая СОШ» допускаются нарушения законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В частности, проверка показала, что в МОУ «Тоцкая СОШ» в нарушение пункта 2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях», объёмно-планировочные и конструктивные решения помещения пищеблока МОУ «Тоцкая СОШ» не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, а именно не исключают встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала, обеденный зал не оборудован достаточным количеством умывальников с горячим водоснабжением, в складском помещении отсутствует прибор для измерения температуры и относительной влажности воздуха. Просил признать бездействие МОУ «Тоцкая СОШ» незаконным, обязать МОУ «Тоцкая СОШ» в срок до <Дата обезличена> года устранить допущенные нарушения, а именно исключить встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала путём реконструкции в соответствии со строительными нормами и градостроительным законодательством.

В ходе судебного разбирательства прокурор Тоцкого района уточнил заявленные требования в части способа устранения допущенных нарушений, просил обязать МОУ «Тоцкая СОШ» устранить допущенные нарушения санитарных правил и норм путём согласования режима работы пищеблока с ЗТО УФС Роспотребнадзора по Оренбургской области и перевода работы пищеблока на полуфабрикаты в срок до <Дата обезличена> года.

07 июня 2010 года определением Тоцкого районного суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО «Тоцкий район», а также её финансовый отдел и отдел образования.

31 августа 2010 года после уточнения истцом исковых требований определением Тоцкого районного суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечён ЗТО УФС Роспотребнадзора по Оренбургской области.

Представитель истца старший помощник прокурора Тоцкого района Фролов Е.Н. в судебном заседании, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Также пояснил, что полагает установленный срок до <Дата обезличена> года достаточным для устранения обнаруженных Роспотребнадзором недостатков и перехода на питание с использованием полуфабрикатов.

Представители ответчика МОУ «Тоцкая СОШ» Рыжков В.К., Красавцева Е.В. исковые требования прокурора не признали и пояснили, что действительно <Дата обезличена> года после случая отравления <данные изъяты> УФС Роспотребнадзора по Оренбургской области в школе была проведена проверка соответствия здания школы санитарным нормам и правилам. В ходе проверки был установлен ряд нарушений, которые были устранены в кратчайшие сроки до подачи иска прокурором, за исключением работы пищеблока. Осуществить перепланировку помещения пищеблока не представляется возможным в связи с отсутствием средств на финансирование таких работ, кроме того, здание школы в силу срока эксплуатации не подлежит реконструкции. Вопрос исключения встречных потоков сырья и готовой продукции был решён путём режимных мероприятий работы пищеблока – установлением плана работы, согласно которому загрузка сырья и приготовление пищи производятся в разное время и разделены мероприятиями по дезинфекции. Для контроля за исполнение режима работы назначены ответственные лица. Переход производства питания учащихся на полуфабрикаты связан со значительным удорожанием стоимости питания, что приведён к невозможности получения питания учениками из малоимущих семей и проявлению социального неравенства среди учеников. Кроме того, осуществить переход питания на полуфабрикаты в указанный прокурором срок до <Дата обезличена> года невозможно из-за того, что закупка для муниципальных нужд осуществляется в порядке производства конкурса, для чего необходим срок не менее двух месяцев, денежных средств на покупку полуфабрикатов в бюджет на текущий год не заложено.

Представитель ответчика администрации МО «Тоцкий район» Григорьев В.А. исковые требования прокурора не признал, поскольку считает, что в настоящий момент помещение пищеблока школы соответствует требованиям СанПиН, что подтверждается актом приёмки школы в эксплуатацию. Считает, что перевод питания на полуфабрикаты является правом, а не обязанностью МОУ. Просил в иске прокурору отказать.

Представитель ответчика РОО администрации МО «Тоцкий район» Терехова О.С. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала и пояснила, что все недостатки, указанные в представлении Роспотребнадзора от <Дата обезличена> года, в настоящее время МОУ «Тоцкая СОШ» устранены. Переход на питание с использованием полуфабрикатов в указанный прокурором срок невозможен из-за того, что бюджет на текущий год уже сформирован, расходов на покупку полуфабрикатов в нём не заложено, кроме того, закупка полуфабрикатов возможно только после проведения конкурса, что занимает срок не менее двух месяцев. также переход на организацию питания с использованием полуфабрикатов приведёт к удорожанию стоимости питания, в связи с чем получение питания в школе станет невозможным для значительного числа учеников из малообеспеченных семей.

Представитель ответчика финотдела администрации МО «Тоцкий район» Скрябин С.В., извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители третьего лица ЗТО УФС Роспотребнадзора по Оренбургской области Гончаров С.Н. и Накрайников Н.В. иск прокурора поддержали и пояснили, что в <Дата обезличена> была проведена проверка МОУ «Тоцкая СОШ» на соблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В результате проверки выявлен ряд нарушений СанПиН, выписано предписание. На момент подачи иска прокурором Тоцкого района недостатки, указанные в предписании МОУ «Тоцкая СОШ» устранены, за исключением работы пищеблока, в котором необходимо исключить встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. Предложенный суду порядок устранения данного нарушения СанПиН, указанный в определении о назначении экспертизы не соответствует требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Данное нарушение возможно устранить путём проведения объёмно-планировочных работ по реконструкции помещения пищеблока школы либо путём организации режимных мероприятий по работе пищеблока. Представленный суду МОУ «Тоцкая СОШ» режим работы пищеблока устраняет допущенное нарушение. В настоящее время здание МОУ «Тоцкая СОШ» соответствует СанПиН, однако, полагают, что организация режима работы не устраняет так называемого «человеческого фактора», в связи с чем при нарушении режима работы возможно возникновение неблагоприятных последствий в виде заражения готовых продуктов микроорганизмами, находящимися в сырье. Переход организации питания на полуфабрикаты позволит устранить возможность такого заражения, поскольку полуфабрикаты являются сертифицированным продуктом, изготовленным по одобренным технологиям, упакованы вакуумным способом и не содержат на себе вредоносных микроорганизмов. В связи с чем полагает необходимым принятие МОУ «Тоцкая СОШ» мер для перевода организации питания на полуфабрикаты, не смотря на то, что требования СанПиН не содержат обязательности такого способа питания учащихся.

Заслушав пояснения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со статьями 17, 28 Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с пунктами 2.3, 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45) 2.3. В базовых организациях школьного питания, столовых образовательных учреждений, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, и сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и ее реализацию. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных учреждений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающие встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведённой <Дата обезличена> года западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, в здании МОУ «Тоцкая СОШ» обнаружены нарушения 25 пунктов СанПиН, в том числе и нарушение пункта 2.5. СанПиН 2.4.5.2409-08, а именно то, что в помещении столовой не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. По результатам проведенной проверки администрацией МОУ «Тоцкая СОШ» предприняты меры по устранению установленных нарушений, в результате которых большая часть нарушений устранена в течение месяца, а встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала исключены путём установления режима работы пищеблока в ходе рассмотрения иска прокурора в суде.

Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами по делу:

1) Предписанием начальника ЗТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> в котором перечислены установленные проверкой нарушения и указаны меры по их устранению;

2) Актом осмотра пищеблока комиссией с участием <данные изъяты>

3) Планом второго этажа здания МОУ «Тоцкая СОШ», на котором расположено помещение пищеблока;

4) Экспертным заключением ЗТО Управления Роспотребнадзора;

5) Санитарно-эпидемиологическим заключением от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> о соответствии здания МОУ «Тоцкая СОШ» государственным санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам;

6) Режимом работы пищеблока МОУ «Тоцкая СОШ»;

7) Актом проверки готовности образовательного учреждения МОУ «Тоцкая СОШ» к <Дата обезличена>;

Доводы истца о том, что администрация МОУ «Тоцкая СОШ» не предпринимала мер по соблюдению СанПиН несостоятельны, поскольку опровергаются пояснениями представителей третьего лица о том, что все недостатки, обнаруженные в ходе проверки в <Дата обезличена> года в настоящее время устранены в полном объёме, а также вышеприведёнными документами санитарно-эпидемиологическим заключением и актом проверки готовности образовательного учреждения.

Ссылки истца в обоснование исковых заявлений на тот факт, что СанПиН предусматривает организацию питания с использование полуфабрикатов и пояснения специалистов Роспротребнадзора третьих лиц о том, что использование полуфабрикатов исключит попадание вредных микроорганизмов, суд признаёт необоснованным, поскольку пункт 2.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 не содержит требований об обязательности организации питания на полуфабрикатах, согласно требованиям данного образовательное учреждение имеет право выбора формы организации питания как на основе сырья, так и на основе полуфабрикатов.

Таким образом, доводы прокурора Тоцкого района о наличии бездействия МОУ «Тоцкая СОШ» в соблюдении СанПиН, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Установленные проверкой Роспотребнадзора нарушения устранены ответчиком МОУ «Тоцкая СОШ» добровольно до вынесения решения по делу.

На основании изложенного в удовлетворении исковых требований прокурора надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.

Судья: Д.С. Волков

Мотивированное решение в соответствии со статьёй 199 Гражданского процессуального кодекса РФ изготовлено 13 сентября 2010 года.

Решение не вступило в законную силу

СОГЛАСОВАНО «___»______________ 2010 года

Д.С. Волков

РАЗМЕСТИТЬ «___»______________2010 года

А.В. Батаев