Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2010 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Волкова Д.С.
при секретаре Кшнякиной Н.А.
с участием:
представителя истца заместителя прокурора Тоцкого района Малахай А.П.
представителя ответчика Григорьева В.А. (действующего на основании доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-818/2010 по исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Жидковой В.Ю. к администрации муниципального образования «Тоцкий район», Правительству Оренбургской области, министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области об обязательстве обеспечить жилой площадью,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Тоцкого района Оренбургской области обратился в интересах Жидковой В.Ю. в Тоцкий районный суд с иском об обязательстве администрации МО «Тоцкий район» обеспечить Жидкову В.Ю. вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм.
В обоснование иска указал, что Жидкова В.Ю. является сиротой, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась <данные изъяты>, расположенной в <адрес>, по окончании 9 класса поступила в <данные изъяты> которое окончила ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени не находится на государственном обеспечении, закреплённого жилья не имеет. В нарушение части 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также части 4 статьи 2 Закона Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильём по договору социального найма отдельных категорий граждан» администрация МО «Тоцкий район» на протяжении более года со дня окончания пребывания в учреждении профессионального образования не обеспечила Жидкову В.Ю. вне очереди жилой площадью. Просил обязать администрацию МО «Тоцкий район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить Жидкову В.Ю. жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В ходе подготовки по делу представитель истца помощник прокурора Тархов А.В. уточнил заявленные требования и просил обязать администрацию МО «Тоцкий район» обеспечить Жидкову В.Ю. вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных норм за счёт бюджета Оренбургской области.
ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца помощника прокурора Тархова А.В. определением Тоцкого районного суда в качестве соответчика по делу привлечено Правительство Оренбургской области, которое в предварительное судебное заседание своего представителя не направило, отзыв по иску не представило.
Представитель истца Малахай А.П. в судебном заседании, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации МО «Тоцкий район» исковые требования не признал и пояснил, что администрация района включила Жидкову В.Ю. в список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако денежные средства на обеспечение данной категории граждан выделяются министерством строительства Оренбургской области. В списке детей-сирот, проживающих на территории Тоцкого района, состоит <данные изъяты>, указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями по мере поступления денежных средств из бюджета Оренбургской области в соответствии с возрастом таким образом, чтобы состоящий на учёте был обеспечен жилым помещением до достижения им <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ из полученных денежных средств было обеспечено жилыми помещениями <данные изъяты> человек <данные изъяты> рождения. В настоящее время денежные средства, полученные на ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, полностью израсходованы. Жидкова В.Ю. будет обеспечена жилым помещением по мере поступления денежных средств в порядке очерёдности.
Лицо, в интересах которого заявлен иск Жидкова В.Ю., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила. Ранее в ходе предварительного судебного заседания Жидкова В.Ю. иск прокурора поддержала, просила его удовлетворить.
Ответчики министерство строительства и правительство Оренбургской области, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не прислали. В отзывах на иск указали, что являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку государственные полномочия в части обеспечения жильём детей-сирот переданы в соответствии с Законом Оренбургской области в ведение администраций муниципальных районов.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок обеспечению жилой площадью детей-сирот регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Оренбургской области от 26 ноября 2007 года № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», а также Жилищным кодексом РФ.
Так, в соответствии с абзацем 2 статьи 8 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с абзацем 20 части 1 статьи 2 Закон Оренбургской области от 26 ноября 2007 года № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» Муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются следующими государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, включая принятие исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от18 до23лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургскойобласти наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургскойобласти по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23лет).
В соответствии со статьями 5, 6 указанного закона органы государственной власти Оренбургскойобласти обязаны: 1) ежегодно планировать и обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и при необходимости материальных ресурсов для осуществления государственных полномочий Оренбургскойобласти; 2) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием представленных на эти цели финансовых средств. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургскойобласти осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со статьями 50, 57 Жилищного кодекса РФ Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Оренбургской области регулируется Законом Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» согласно статьям 5, 6 которого Учет и регистрацию граждан, проживающих на территории Оренбургской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых в жилищном фонде Оренбургской области по договору социального найма, ведет орган местного самоуправления муниципального образования в порядке, установленном законом Оренбургской области. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления, исходя из количества свободных жилых помещений. Уведомления о принятых решениях направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
В соответствии с Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма
отдельных категорий граждан (утверждённых Постановление Правительства Оренбургской области от3 марта 2008года №87-п) Субвенции перечисляются министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - министерство) в местные бюджеты в установленном для исполнения областного бюджета по расходам порядке, утвержденном приказом министерства финансов Оренбургской области от 25.12.2007 N71 (зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 15.01.2008 NRU 56000200700445), в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных по разделу "Межбюджетные трансферты" на цели, указанные в пункте1 настоящих Правил, на основании платежных поручений министерства. Министерство доводит до муниципальных образований уведомления о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) согласно порядку составления и ведения бюджетной росписи, утвержденному приказом министерства финансов Оренбургской области от 17.12.2007 N64 (зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 24.12.2007 NRU 56000200700427).
В судебном заседании установлено, что Жидкова В.Ю. является сиротой. Состоит на учёте в администрации МО «Тоцкий район» в качестве ребёнка-сироты, нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ окончила <данные изъяты> с этого времени перестала находиться на государственном обеспечении. Закреплённого жилья не имеет, проживает с бабушкой <данные изъяты> и дядями <данные изъяты> и <данные изъяты> в жилом доме площадью <данные изъяты> без отопления и водопровода.
Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами по делу:
1) Копией паспорта Жидковой В.Ю.;
2) Свидетельством о рождении Жидковой В.Ю.;
3) Копией решения о лишении <данные изъяты>. родительских прав в отношении Жидковой В.Ю.;
4) Сведениями Росрегистрации об отсутствии зарегистрированного за Жидковой В.Ю. на праве собственности недвижимого имущества;
5) Актом обследования жилищно-бытовых условий по месту жительства Жидковой В.Ю.;
6) Справкой администрации <данные изъяты> о составе семьи;
7) Справкой <данные изъяты>;
8) Дипломом об окончании <данные изъяты>» и приложением к нему;
9) Списком детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий по Тоцкому району на ДД.ММ.ГГГГ
Ссылки ответчика администрации МО «Тоцкий район» в обоснование возражений на тот факт, что кроме Жидковой В.Ю. на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит ещё <данные изъяты> и обеспечение Жидковой В.Ю. без очереди нарушит их права, суд признаёт необоснованным, поскольку законом предусмотрено обеспечение детей-сирот жилыми помещениями без очереди с момента прекращения нахождения на государственном обеспечении. Обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан в зависимости от достижения возраста 23 лет противоречит вышеприведённым нормам Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
Доводы ответчиков правительства и министерства строительства Оренбургской области о том, что они должны участвовать при рассмотрении данного дела в качестве третьих лиц несостоятельны, поскольку согласно вышеприведённым нормам Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ и Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма
отдельных категорий граждан, именно указанные органы государственной власти Оренбургской области обязаны выделить денежные средства для государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (Правительство Оренбургской области) и обеспечить их передачу органам муниципальной власти (министерство строительства Оренбургской области).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Жидкова В.Ю. как ребёнок-сирота, окончившая профессиональное образовательное учреждение и переставшая находится на государственном обеспечении, подлежит обеспечению жилым помещением с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, иск прокурора в части обязательства ответчиков обеспечить Жидкову В.Ю. жилым помещением подлежит удовлетворению.
В тоже время в судебном заседании установлено, что выделенные на <данные изъяты> лимиты денежных средств на обеспечение жильём детей-сирот в Тоцком районе администрацией МО «Тоцкий район» уже получены и в полном объёме потрачены на целевые нужды – обеспечены жилыми помещениями <данные изъяты> из списка состоящих на учёте. Кроме того, для приобретения жилого помещения необходимо проведение конкурса по муниципальному заказу, которое требует не менее одного месяца. Следовательно, установление указанного прокурором срока обеспечения Жидковой В.Ю. до ДД.ММ.ГГГГ заведомо неисполнимо.
Суд полагает разумным сроком исполнения ответчиками своей обязанности по обеспечению Жидковой В.Ю. жилым помещением первый квартал 2011 года.
Таким образом, исковые требования прокурора <адрес> в интересах Жидковой В.Ю. подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Жидковой В.Ю. – удовлетворить частично.
Обязать министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ перечислить за счёт бюджета <адрес> администрации муниципального образования «Тоцкий район» субвенцию на обеспечение Жидковой В.Ю. жильём по договору социального найма, а администрацию муниципального образования «Тоцкий район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить Жидкову В.Ю. жильём по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья: Д.С. Волков
Мотивированное решение в соответствии со статьёй 199 Гражданского процессуального кодекса РФ изготовлено 03 ноября 2010 года.
Решение не вступило в законную силу
СОГЛАСОВАНО «___»______________ 2010 года
Д.С. Волков
РАЗМЕСТИТЬ «___»______________2010 года
А.В. Батаев