Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2010 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Борцовой Т.И..
при секретаре Исайчевой И.В..
с участием:
помощника прокурора Тоцкого района Оренбургской области Тархова А.В.,
представителя ответчика – Администрации Саиновского сельсовета Альмухамедова Х.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-943/2010 по исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Тоцкий район», неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» Оренбургской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений – плотин, находящихся на территории этого муниципального образования и обязательстве устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
дата обезличена прокурор Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Тоцкий район», неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» Оренбургской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений – плотин, находящихся на территории этого муниципального образования и обязательстве администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» устранить допущенные нарушения путем обращения в наименование юридического лица обезличено с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений на ручье адрес обезличен.
В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Тоцкого района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности ГТС. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Саиновский сельсовет» расположен 1 водный объект, и водохранилище, являющимся гидротехническими сооружениями - плотиной: на ручье адрес обезличен
По сведениям представленным администрацией муниципального образования «Саиновский сельсовет» на гидротехническое сооружение не оформлено право собственности, фактически плотина является бесхозяйной, сведения в единый регистр по данной плотине не внесены.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения относятся:
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения района относятся:
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством
Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов,
установление правил использования водных объектов общего пользования для
личных и бытовых нужд.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ:
1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации
(федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» № 73-ФЗ от 03.06.2006:
1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
3. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
4. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Таким образом, с момента вступления в законную силу Федерального закона «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» № 73-ФЗ от 03.06.2006, законодателем установлено основание к признанию права собственности на земельный участок на котором расположен водный объект, а именно его расположение в границах поселения, района, субъекта.
Принадлежность земельного участка в свою очередь в соответствии с Водным кодексом РФ (введен в действие с 01.01.2007 года), определяет принадлежность водного объекта (статья 8).
На территории муниципального образования «Саиновский сельсовет» расположен 1 водный объект, и водохранилище, являющимся гидротехническими сооружениями - плотиной: на реке адрес обезличен.
Земельные участки на которых расположены водные объекты не являются собственностью Российской Федерации, следовательно согласно п. 4 ст. 7 ФЗ «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» № 73-ФЗ от 03.06.2006, являются собственностью поселений, и как следствие водный объект является собственностью поселений.
Фактически водные объекты является гидротехническим сооружением - плотинами, созданными более 30 лет назад.
Не смотря на требования федерального законодательства, указанный водный объект в собственность муниципального образования «Саиновский сельсовет» не приняты, согласно сведений, представленных МО «Саиновский сельсовет», право собственности на водные объекты не оформлено.
Муниципальное образование в нарушении норм действующего законодательства (ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») не осуществляет полномочия собственника водных объектов.
Бесхозяйное положение водных объектов может повлечь за собой ущерб окружающей среде, неопределенному кругу лиц, так как муниципальным образованием не применяется никаких мер направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений - плотин расположенных на данных водных объектах.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»,
гидротехнические сооружения - плотины, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;
собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно - правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;
безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр). Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с бесхозяйным положением водных объектов расположенных на территории муниципального образования «Саиновский сельсовет» не обеспечивается требование о внесение данных о гидротехническом сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений.
В соответствии с п. 3 Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения.
Не смотря на упрощенный порядок внесения сведений в регистр относительно ГТС введенных в действие ранее принятия Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения в Регистр до настоящего времени не поданы. "
Данное обстоятельство напрямую связано с тем, что муниципальное образование «Саиновский сельсовет» уклоняется от осуществления полномочий собственника водных объектов.
Кроме того, любое гидротехническое сооружение является опасным объектом.
Согласно требований ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать безопасность гидротехнических сооружений и несут ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Как следует из ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В связи с отсутствием собственника у водного объекта требования безопасности водного объекта установленные ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» никем не исполняются, в следствии чего, ущемляются права неопределенного круга лиц, так как аварии на гидротехнических сооружениях могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и нанести ущерб как окружающей среде, так и неопределенному кругу лиц проживающих на территории муниципального образования.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» по постановке на учёт бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений – плотин, находящихся на территории этого муниципального образования.
2. Обязать администрацию муниципального образования «Саиновский сельсовет» обратиться в наименование юридического лица обезличено с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений на реке адрес обезличен.
В судебном заседание прокурор поддержал исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Глава администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» адрес обезличен в судебное заседание предоставил заявление о признании исковых требований прокурора в полном объеме, а именно:
О признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений – плотин, находящихся на территории этого муниципального образования.
Об обязании администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» Тоцкого района обратиться в наименование юридического лица обезличено с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений на ручье адрес обезличен.
Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
В соответствии со ст. ст.39,173 ГПК РФ ответчик, вправе признать иск. Суд, установив, что признание иска не противоречит требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов других лиц, принимает данное признание иска и выносит решение, удовлетворяющее исковые требования истца.
Признание иска ответчиком не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц и в соответствии со статьями 39, 173 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает признание иска ответчиком.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Киреева Л.И. против удовлетворения требований прокурора не возражала.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения и т.д..
Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Следовательно, установленные меры безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных гидротехнических сооружений и бездействие администраций муниципальных образований в части обращения в наименование юридического лица обезличено с заявлением о принятии этих объектов на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения части 3 статьи 225 ГК РФ.
В судебном заседании из представленных суду документов и пояснений сторон установлено, что на территории муниципального образования «Саиновский сельсовет» расположен 1 водный объект, на ручье адрес обезличен
На указанном объекте имеется гидротехническое сооружение – плотина, право собственности на которое не зарегистрировано, в реестре гидротехнических сооружений указанный объект не значится, то есть является бесхозяйным.
Согласно информации наименование юридического лица обезличено от дата обезличена номер обезличен на территории МО Саиновский сельсовет расположены ГТС на реке адрес обезличен – земли общедолевой собственности (паевые).
Уведомлением наименование юридического лица обезличено от дата обезличена номер обезличен об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах на объект недвижимого имущества сооружение, адрес: адрес обезличен, ГТС на реке адрес обезличен.
Согласно письму отдела водных ресурсов по адрес обезличен от дата обезличена номер обезличен в Российском Регистре гидротехнических сооружений нет зарегистрированных гидротехнических сооружений адрес обезличен. Согласно Научно-техническому обследованию и доинвентаризации гидротехнических сооружений водохранилищ, прудов, накопителей жидких стоков, берегоукреплений и защитных дамб на территории адрес обезличен» прошедшей в номер обезличен году наименование юридического лица обезличено на территории адрес обезличен расположено число обезличено гидротехнических сооружений.
Так согласно основных технических показателей гидротехнических сооружений водохозяйственных объектов, расположенных на территории адрес обезличен на дата обезличена на реке адрес обезличен находится земляная плотина.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Саиновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, необращение администрации сельского поселения Саиновский сельсовет в наименование юридического лица обезличено с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, иск прокурора в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Тоцкий район», неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» Оренбургской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений – плотин, находящихся на территории этого муниципального образования и обязательстве устранить допущенные нарушения, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тоцкого района Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Тоцкий район», неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» Оренбургской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений – плотин, находящихся на территории этого муниципального образования и обязательстве устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» Тоцкого района, Оренбургской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений – плотин, находящихся на территории этого муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования «Саиновский сельсовет» обратиться в наименование юридического лица обезличено с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений на ручье адрес обезличен.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Т.И. Борцова
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2010 года.
Судья:
РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 17.12.2010 ГОДА
СОГЛАСОВАНО «___»___________2011 ГОДА
СУДЬЯ
К ПУБЛИКАЦИИ РАЗРЕШЕНО
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «___»_________2011 ГОДА