2-1000/2010 о признании бездействия администрации незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


21 декабря 2010 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Волкова Д.С.

при секретаре Кшнякиной Н.А.

с участием:

заместителя прокурора Тоцкого района Малахай А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-1000/2010 по исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Суворовский сельский совет»

о признании бездействия незаконным и обязательстве устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Тоцкого района обратился в Тоцкий районный суд с иском о признании незаконным бездействия администрации МО «Суворовский сельский совет» по исполнению законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, выразившегося в не постановке на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения – <данные изъяты> незаконным и обязательстве устранить допущенные нарушения путём обращения в <данные изъяты> с заявлением о принятии указанного ГТС на учёт как бесхозяйного.

В обоснование иска указал, что на территории МО «Суворовский сельский совет» находится вышеуказанное ГТС. Собственник этого ГТС отсутствует. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Водным кодексом РФ, ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на органы местного самоуправления возложена обязанность по соблюдению обеспечения защиты жизни, здоровья и законных интересов людей и хозяйственных объектов при использовании ГТС. Однако, в нарушений требований указанных законодательных актов МО «Суворовский сельский совет» не приняло указанное ГТС на учёт в качестве бесхозяйного и не принимает других действий, направленных на закрепление права собственности на ГТС, что создаёт угрозу окружающей среде, неопределённому круг лиц. Просил признать бездействие МО «Суворовский сельский совет» незаконным и обязать обратиться в Управление Росрегистрации с заявлением о принятии указанного ГТС в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель истца Малахай А.П. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по изложенным основаниям.

Ответчик администрация МО «Суворовский сельский совет», извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду не сообщили, представили суду сведения о подаче в Управление Росреестра документов о постановке на учёт в качестве бесхозяйного спорного ГТС. В ходе предварительного судебного заседания исковые требования прокурора не признали, пояснили, что действительно на территории сельского совета имеется ГТС в виде плотины, оставшийся после существовавшего в советское время колхоза.

Суд, с учётом предоставления ответчиком документов об исполнении требований прокурора, расценивает неявку ответчика как реализацию его права на проведения судебного заседания в его отсутствие.

Третье лицо администрация МО «Тоцкий район», извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки не сообщили.

Суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения и т.д.

Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Следовательно, установленные меры безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных гидротехнических сооружений и бездействие администраций муниципальных образований в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Оренбургской области с заявлением о принятии этих объектов на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения части 3 статьи 225 ГК РФ.

В судебном заседании установлено, что на территории МО «Суворовский сельский совет» имеется <данные изъяты>. Собственника данной плотины не имеется, на гидротехническое сооружение не оформлено право собственности, фактически плотина являются бесхозяйной, сведения в единый регистр по данной плотине не внесены.

Таким образом, с момента вступления в законную силу Федерального закона «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» № 73-ФЗ от 03.06.2006, законодателем установлено основание к признанию права собственности на земельный участок на котором расположен водный объект, а именно его расположение в границах поселения, района, субъекта.

Принадлежность земельного участка в свою очередь в соответствии с Водным кодексом РФ (введен в действие с 01.01.2007 года), определяет принадлежность водного объекта (статья 8).

Фактически гидротехническое сооружение (плотина) является образующим водный объект – пруд, созданными более 30 лет назад, колхозом, в чьём пользовании находились земли поселения.

Земельный участок на котором расположены водный объект не является собственностью Российской Федерации, следовательно, является собственностью поселений, и как следствие водный объект является собственностью поселений.

Не смотря на требования федерального законодательства, указанный водный объект и ГТС в собственность муниципального образования «Суворовский сельсовет» не приняты, согласно сведений, представленных МО «Суворовский сельсовет», право собственности на них не оформлено.

Бесхозяйное положение водных объектов может повлечь за собой ущерб окружающей среде, неопределенному кругу лиц, так как муниципальным образованием не применяется никаких мер направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений - плотин расположенных на данных водных объектах.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - плотины, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно - правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр). Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с бесхозяйным положением водного объекта расположенных на территории муниципального образования «Суворовский сельсовет» не обеспечивается требование о внесение данных о гидротехническом сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений.

В соответствии с п. 3 Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения.

Не смотря на упрощенный порядок внесения сведений в регистр относительно ГТС введенных в действие ранее принятия Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения в Регистр до настоящего времени не поданы. Данное обстоятельство напрямую связано с тем, что муниципальное образование «Суворовский сельсовет» до подачи иска прокурора в суд уклонялось от осуществления полномочий собственника водных объектов.

Кроме того, любое гидротехническое сооружение является опасным объектом. Согласно требований ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать безопасность гидротехнических сооружений и несут ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Как следует из ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В связи с отсутствием собственника у водного объекта требования безопасности водного объекта установленные ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» никем не исполняются, в следствии чего, ущемляются права неопределенного круга лиц, так как аварии на гидротехнических сооружениях могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и нанести ущерб как окружающей среде, так и неопределенному кругу лиц проживающих на территории муниципального образования.

Таким образом, бездействие администрации МО «Суворовский сельсовет», выразившееся в не постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения – плотины, находящейся на территории этого муниципального образования является незаконным и исковые требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.

В тоже время, поскольку администрация МО «Суворовский сельский совет» согласно сведениям <данные изъяты> (т.е. до вынесения решения суда) подала документы о постановке спорного ГТС на учёт в качестве бесхозяйного в удовлетворении исковых требований прокурора в этой части надлежит отказать в связи с добровольным исполнением требований ответчиком.

Руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Тоцкого района Оренбургской области – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Суворовский сельсовет» Тоцкого района Оренбургской области выразившееся в не постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения – плотины, находящихся на <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Д.С. Волков

Мотивированное решение в соответствии со статьёй 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изготовлено 27 декабря 2010 года (понедельник).

Решение вступило в законную силу 11.01.2011 года

СОГЛАСОВАНО «___»______________ 2011 года

Д.С. Волков

РАЗМЕСТИТЬ «___»______________2011 года

А.В. Батаев