Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 мая 2011 года с. Тоцкое Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Борцовой Т.И. при секретаре Исайчевой И.В. с участием: истца – , представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тоцком районе Оренбургской области - , действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-295/2011 по иску к Государственному Учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе Оренбургской области (далее ГУ УПФ РФ в Тоцком районе) о признании незаконным решения начальника ГУ УПФ РФ в Тоцком районе, включении периодов работы в льготный стаж, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, УСТАНОВИЛ: (дата обезличена) обратилась в Тоцкий районный суд Оренбургской области с иском к Государственному Учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе Оренбургской области (далее ГУ УПФ РФ в Тоцком районе) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, включении в льготный педагогический стаж, период работы в должности воспитателя в детском саду колхоза имени наименование обезличено с (дата обезличена) по (дата обезличена) (02 год 08 м. 29 дн.). В обоснование заявленных требований истец указала, что (дата обезличена) она обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда в Тоцком районе Оренбургской области о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173 от 17.12.2001 года «О трудовых, пенсиях в Российской Федерации», согласно которого досрочная пенсия назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. Решением начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тоцком районе Оренбургской области от (дата обезличена) (номер обезличен) в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа, при этом при подсчете её льготного стажа из специального стажа был исключен: - период её работы в должности воспитателя в детском саду колхоза имени наименование обезличено с (дата обезличена) по (дата обезличена) (02 год 08 м. 29 дн.). Просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, включив в педагогический стаж период её работы в должности воспитателя в детском саду колхоза имени наименование обезличено с (дата обезличена) по (дата обезличена) (02 год 08 м. 29 дн. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Тоцком району назначить ей пенсию с (дата обезличена). Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Тоцком району (данные обезличены) рублей расходы по оплате государственной пошлины. Истец в судебном заседании, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика исковые требования не признала и пояснила, что (дата обезличена) истица обратилась в УПФР в Тоцком районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. На момент обращения специальный стаж истицы (стаж для права на досрочную трудовую пенсию) составлял 22 года 03 мес. 16 дней. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (номер обезличен) от (дата обезличена) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, так как следующий период не засчитан в специальный стаж: период её работы в должности воспитателя в детском саду колхоза наименование обезличено с (дата обезличена) по (дата обезличена) (02 год 08 м. 29 дн.). Согласно трудовой книжки колхозника решением собрания правления (номер обезличен) от (дата обезличена) принята в члены колхоза наименование обезличено с (дата обезличена), при этом дата заполнения трудовой книжки (дата обезличена), то есть дата издания приказа на прием значительно расходятся с фактической датой начала работы, а также несвоевременно заполнена трудовая книжка. В (дата обезличена) году (число и месяц не указаны) назначена временно воспитателем. Актом проверки факта льготной работы протоколы решения правления колхоза наименование обезличено, на прием, переводы, предоставление отпуска, увольнение на . За проверяемый период не обнаружены. Также отсутствуют документы, подтверждающие наличие при колхозе структурного подразделения – детский сад. В книгах учета труда и расчетов с членами колхоза наименование обезличено и в период с (дата обезличена) года по (дата обезличена) год значится воспитателем. Считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (вступил в силу 01.01.2002 г.) трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста 55 лет (женщинам) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. Перечень должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, регламентирован постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Ранее действовавшее законодательство в свою очередь также предусматривало нормативные акты, регулирующие перечень должностей и учреждений: Постановление совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессии и Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Согласно п.4 Постановления СМ СССР от 17 марта 1973 г. № 162 «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (с изменениями от 31.08.1989 г.) рекомендовать колхозам: Устанавливать оплату труда, продолжительность рабочего дня и отпуска медицинских и педагогических работников (членов колхозов) постоянных яслей, яслей-садов и детских садов в размерах и порядке, предусмотренных для данной категории работников, соответствующих государственных детских дошкольных учреждений; Согласно пункта 7 указанного Постановления установить, что время работы медицинских и педагогических работников, в том числе и членов колхозов, по своей специальности в яслях, яслях-садах и детских садах колхозов засчитывается в стаж работы по специальности при определении размеров должностных окладов. Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подтвержденной им в ряде других решений, придание обратной силы предписаниям подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые ухудшают положение граждан, осуществлявших педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, и имевших на момент введения в действие названного Федерального закона стаж, необходимый для установления пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста (пенсии за выслугу лет), означает, по существу, отмену для этих лиц права на назначение пенсии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями статей 1 (часть 1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. 3.3. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств. Установление такого правового механизма предполагалось, в частности, при принятии нового пенсионного законодательства в рамках проводимой пенсионной реформы. Так, в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и N 1067 содержалось поручение Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в 3-месячный срок подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными. Однако это поручение не было реализовано; не принят до настоящего времени и федеральный закон об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации. 3.4. Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федераций. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. В соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, а также принятыми впоследствии Списками соответствующих работ (профессий и должностей) и пп. "в" п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и действующих в настоящее время, работа в должности заведующего детским садом засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, только за период до 01.11.1999. Работа в данной должности, имевшая место после 01.11.1999, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При рассмотрении спора суд пришел к выводу о том, что пп. "в" п. 8 указанных выше Правил не соответствует Конституции РФ в той мере, в которой он предусматривает для лиц, приступивших к работе заведующей детским садом до введения в действие Постановления Правительства от (дата обезличена), включение этой работы в специальный стаж только до (дата обезличена). Поскольку истица работала в должности заведующей детским садом с 1995 года, приступила к работе до введения в действие указанного Постановления Правительства, суд посчитал необходимым включить период работы истицы после (дата обезличена) в должности заведующей детским садом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Между тем, с таким выводом суда нельзя согласиться. Положение о том, что работа в должности заведующей детским садом не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии было введено в действие с 01.11.1999 Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, утвердившим Списки соответствующих должностей и Правила исчисления сроков выслуги. Согласно п. 3 Постановления в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденным новым Списком и Правилами, в п. 2 которых было оговорено, что работа в качестве заведующего ряда учреждений для детей, включая дошкольные учреждения, в выслугу лет не засчитывается. Данные положения лишь повторяются в указанных выше Списках и Правилах, введенных в действие Постановлением Правительства от 29.10.2002 N 781. В судебном заседании установлено, что Решением начальника УПФ РФ в Тоцком районе за (номер обезличен) от (дата обезличена) отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по тем основаниям, что период работы с (дата обезличена) по (дата обезличена) воспитателем детского сада колхоза имени наименование обезличено документально не подтвержден. Однако истица представила суду доказательства – архивные справки и документы подтверждающие её доводы и обстоятельства на которые она ссылается. Так, согласно Архивной выписки (номер обезличен) от (дата обезличена) в архивном фонде колхоза наименование обезличено (адрес обезличен) в протоколе заседания правления колхоза (номер обезличен) от (дата обезличена) записано: «Рекомендовать общему собранию колхоза принять в члены колхоза Антипову Г.А. Архивной справкой (номер обезличен) от (дата обезличена) подтверждается, что в архивном фонде колхоза наименование обезличено, (адрес обезличен) в книгах учета расчетов по оплате труда членам колхоза с (дата обезличена) по (дата обезличена) значится (инициалы не расшифрованы); в (дата обезличена) гг – воспит. (так в документе); в (дата обезличена) году с мая по (данные обезличены); с (данные обезличены) – няня д/с (так в документе) и её заработок. Согласно сведений о качественном составе заведующих детских садов, столовых и всех работников детсадов, детяслей и столовых по колхозу имени наименование обезличено на (дата обезличена) числится данные о личности обезличены как зав.детсадом, что подтверждает факт наличия при колхозе имени наименование обезличено детского сада. Согласно Списка работников детского сада колхоза имени наименование обезличено на (дата обезличена) числится , (дата обезличена) года рождения, занимаемая должность – воспитатель. Из протокола наименование обезличено от (дата обезличена) (номер обезличен) следует, что на повестке дня стоял вопрос «О работе детского сада в колхозе имени наименование обезличено докладчик данные о личности обезличены.- воспитатель детсада. Согласно ФИО34 от (дата обезличена) (номер обезличен) «О работе детского сада в колхозе наименование обезличено» исполкомом отмечено, что детским садом проводится определенная работа, составлен комплексный план воспитательной работы. Имеется две группы малышей до 5 лет и вторая группа от 5 до 7 лет. Занятия проводятся отдельно. Согласно ст. 4 ГК Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1(ч. 1), 2, 18, 54(ч. 1), 55(ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Анализируя нормы материального права, а также представленные истицей доказательства, суд пришел к выводу о том, что на момент обращения с заявлением к ответчику УПФ РФ в Тоцком районе (дата обезличена) у истицы имелся необходимый для назначения пенсии по основаниям подпункта п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 25-летний стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Доводы представителей ответчиков не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку сводятся по существу к обстоятельствам, являвшимся предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой. Возражения представителей ответчиков о том, что работа истицы в должности воспитатель (не поименованной Списком) и организациях - колхоз (не предусмотрены Перечнем), не подтверждает работу истицы по осуществлению педагогической деятельности проверялись судом. Таким образом, Государственным учреждением - Управления Пенсионного Фонда в Тоцком районе незаконно отказало истцу в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, не включив в специальный стаж период её работы в должности воспитателя в детском саду колхоза имени наименование обезличено с (дата обезличена) по (дата обезличена) (02 год 08 м. 29 дн.). В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, досрочного её назначения, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку согласно заявлению истица обратилась за назначением ей пенсии (дата обезличена) и право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности возникло у неё на день обращения с заявлением, следовательно, пенсия ей должна быть назначена с (дата обезличена) Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Истицей заявлены требования о взыскании судебных расходов. В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В материалах дела имеется квитанция об оплате государственной пошлины в размере (данные обезличены) рублей. Данные расходы подлежат удовлетворению в полном объёме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования – удовлетворить. Признать решение начальника государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе» от (дата обезличена) (номер обезличен) - незаконным. Признать за право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Тоцком району назначить пенсию, включив в педагогический стаж период её работы в должности воспитателя в детском саду колхоза имени наименование обезличено с (дата обезличена) по (дата обезличена) (02 год 08 м. 29 дн.). Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе» назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с (дата обезличена). Взыскать с Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе» в пользу судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере (данные обезличены) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме. Судья: Т.И. Борцова Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2011 года. Судья: РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ СОГЛАСОВАНО «___»___________2011 ГОДА СУДЬЯ К ПУБЛИКАЦИИ РАЗРЕШЕНО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «___»_________2011 ГОДА