2-593/2011 по иску Болотиной А.Ю. к администрации МО `Тоцкий район` Оренбургской области и МУЗ `Тоцкая ЦРБ` о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за коммунальные услуги.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Градова А.В.,

при секретаре Бирюкове А.В.,

с участием:

представителя истца Болотиной А.Ю. – адвоката Шевченко В.А., действующей на основании заявления,

представителя ответчика - муниципального учреждения здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» - Петякшевой С.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области – Киреевой Л.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Болотиной А.Ю. к администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области и муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за коммунальные услуги (отопление, освещение) и найм жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Болотина А.Ю. обратилась к мировому судье судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области Гиненко П.Н. с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области и муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» (далее по тексту МУЗ «Тоцкая ЦРБ») о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за коммунальные услуги (отопление, освещение) и найм жилого помещения.

На основании определения мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области Гиненко П.Н. от ДД.ММ.ГГГГ данное исковое заявление Болотиной А.Ю. передано по подсудности в Тоцкий районный суд Оренбургской области.

В своем исковом заявлении Болотина А.Ю. указала, что в ДД.ММ.ГГГГ окончила <данные изъяты> ей была присвоена квалификация врача- педиатра.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Тоцкой центральной районной больнице в должности заведующей педиатрическим отделением – врач – педиатр. Все это время проживает в <адрес>.

Таким образом, она является квалифицированным медицинским работником, проживает и работает в сельской местности.

В судебном заседании от истца Болотиной А.Ю. поступило ходатайство об уточнении исковых требований.

На основании определения Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ уточненные требования истца Болотиной А.Ю. были приняты судом.

На основании изложенного, с учетом уточнений истец Болотина А.Ю. просит:

Взыскать с администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области в ее пользу в качестве возмещения расходов по оплате жилого помещения с освещением и отоплением и найм жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку.

Взыскать с администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области в ее пользу, понесенные ею судебные расходы.

Истец Болотина А.Ю. в судебное заседание не явилась, была извещена о дне и месте судебного заседания надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствии с участием ее представителя Шевченко В.А.

Представитель истца Шевченко В.А. в судебном заседании исковые требования истца поддержала в полном объеме, одновременно пояснила, что в соответствии со ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-I
истец имеет право на социальную поддержку и правовую защиту как медицинский работник. Федеральный закон от 22 августа 2004года №122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложил обязанность на орган местного управления, в ведении которого находится лечебное учреждение, определять размер и порядок выплат медицинским работникам возмещения за наем жилья с отоплением и освещением. Размер социальной поддержки истца не может быть меньше, чем предоставлялся до 2005 года.

Представитель ответчика - администрации МО «Тоцкий район» Киреева Л.И. исковые требования не признала и пояснила, что администрации муниципального образования «Тоцкий район» не являются надлежащим ответчиком по данным исковым требованиям, в связи с тем, что меры социальной поддержки медработников муниципальных учреждений здравоохранения есть право, а не обязанность органов местного самоуправления. Федеральным законом №122-ФЗ льготы по оплате коммунальных платежей на федеральном уровне отменены, однако Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения в части расширения полномочий органов местного самоуправления в целях предоставления вышеуказанной категории граждан социальных льгот не внесены. Данные меры социальной поддержки в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются федеральной мерой поддержки, соответственно финансирование указанных мер социальной поддержки на основании статьи 84 БК РФ остается расходным обязательством Российской Федерации. Иное толкование указанных выше норм, как позволяющих возложить на органы местного самоуправления обязанность по компенсации расходов на содержание жилья с отоплением и освещением медицинских работников за счет средств местного бюджета в полном объеме, не только противоречит действительному смыслу приведенных норм, но и создает неравенство граждан.

Кроме того, пояснила и представила справку финансового отдела администрации района о том, что объем расходов на компенсацию оплаты жилья и коммунальных на <данные изъяты> медработников Тоцкой ЦРБ в ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рубля – по <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек на каждого, а с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> рублей на каждого. В этой связи считает, что размер компенсаций медицинским работникам за указанный период не уменьшился.

Факт того, что истец являются медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности, а также расчеты взыскиваемых сумм не оспаривала.

Представитель ответчика - МУЗ «Тоцкая ЦРБ» Петякшева С..В в судебном заседании требования истца к МУЗ «Тоцкая ЦРБ» не признала и пояснила, что МУЗ «Тоцкая ЦРБ» является некоммерческой организацией, которая финансируется за счет средств местного бюджета на основе сметы. Управление МУЗ «Тоцкая ЦРБ» осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом, согласованным с Министерством здравоохранения Оренбургской области (приказ №1250 от 11 июля 2008 года) и утвержденным МО «Тоцкий район» Оренбургской области (Постановление №644-п от 23 июля 2008 года). В соответствии с ее уставом МУЗ «Тоцкая ЦРБ» находится в ведении МО «Тоцкий район» Оренбургской области. Решением Совета депутатов Тоцкого района от 07 октября 2005 года №368 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности Тоцкого района Оренбургской области» в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности Тоцкого района Оренбургской области установлены выплаты на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. Также пояснила, что МУЗ «Тоцкая ЦРБ» в соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года №1772/301-111-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», которым установлен размер компенсации <данные изъяты> рублей в месяц, выплачивает данную компенсацию. В соответствии со ст.4 данного Закона расходы на выплату данной компенсации производятся за счет средств областного бюджета. Расчеты по иску, представленные истицей не оспаривала. В иске просила отказать в связи с тем, что МУЗ «Тоцкая ЦРБ» является не надлежащим ответчиком.

Представители ответчиков согласились на рассмотрение дела в отсутствие истца.

Суд определил в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, просившего рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя Шевченко В.А..

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы рассматриваемого гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Болотиной А.Ю. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Определением Конституционного Суда РФ от 07 февраля 2008 года №383 О-П определено, что конституционно-правовой смысл положений пункта50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года №122-ФЗ был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006года №375-О и от 04 декабря 2007года №947-О-П.

Как отмечается в указанных определениях, Федеральный закон от 22 августа 2004года №122-ФЗ (пункт 50 статьи35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (частьпятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (частьшестая).

Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что закрепленное в пункте50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года №122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование статьи6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.

Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004года №122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, так как правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005года на основании частивторой статьи63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Судом, исходя из исследованных в судебном заседании представленных документов, установлено, что истец окончила медицинское учебное заведение, получила квалификацию медицинского работника, была принята на работу в МУЗ «Тоцкая ЦРБ» медицинским работником, до настоящего времени работает в указанном учреждении здравоохранения в должности, связанной с осуществлением лечебного процесса. Истец и члены ее семьи проживает в отдельной квартире, расположенной в <адрес>, оплачивает расходы по освещению и отоплению жилья.

Таким образом, она является квалифицированным медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности.

Факт проживания в сельской местности подтвержден исследованными в судебном заседании справками с места жительства.

Данные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании копиями диплома, трудовой книжки, платежными документами.

Болотина А.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно оплачивала счета по оплате за освещение и отопление в соответствии с показаниями приборов учета поставляемых газа и электроэнергии.

МУЗ «Тоцкая ЦРБ» за счет средств местного бюджета производила возмещение расходов истца Болотиной А.Ю. в указанный период осуществлялось в пределах <данные изъяты> рублей в месяц. Всего за данный период выплачено в возмещение расходов <данные изъяты> рублей.

Как следует из исследованных документов, в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года №1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28 декабря 2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее - квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее - компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Статьей 2 данного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц.

В соответствии со ст.3 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. В соответствии со ст.4 данного Закона расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Законом, работникам областных государственных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и ветеринарии производится за счет средств областного бюджета. Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляются по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию.

В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года №368 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Тоцкого района», расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Положением, работникам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, производятся за счет средств местного бюджета Тоцкого района.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки, и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены указанной льготы.

Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Из исследованного в судебном заседании Устава МУЗ «Тоцкая ЦРБ» следует, что его учредителем является муниципальное образование «Тоцкий район» Оренбургской области, и оно действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области и Уставом.

Следовательно, размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения, должны устанавливаться органами местного самоуправления Тоцкого района.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрация МО «Тоцкий район» является надлежащим ответчиком по данному делу и с него в пользу истца подлежат взысканию фактически понесённые расходы на оплату отопления и освещения жилого помещения за указанные периоды ее работы, согласно приложенным квитанциям и сведениям электро- и газопоставляющей организаций.

Ответчиком возмещение расходов истца Болотиной А.Ю. осуществлялось в пределах <данные изъяты> рублей в месяц в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено в судебном заседании материалами гражданского дела и пояснениями сторон.

Представленные истцом расчеты суд признает верными и данные расчеты представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривались.

Таким образом, суд приходит к выводу, что взысканию с ответчика Администрации МО «Тоцкий район» в пользу истца подлежат фактически понесенные ими расходы на отопление, освещение и найм жилого помещения за указанные периоды с учетом ранее выплаченных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку.

В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе и расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В судебном заседании представитель истца просила взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей, которую истец уплатил при обращении в суд и оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями представителя истца, исследованными материалами дела, а именно чек-ордером об уплате госпошлины и квитанцией об оплате юридической помощи.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца в качестве возмещения судебных расходов государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей и с учётом количества судебных заседаний, сложности дела расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Болотиной А.Ю. к администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области и муниципальному учреждению здравоохранения «Тоцкая центральная районная больница» о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за коммунальные услуги (отопление, освещение) и найм жилого помещения удовлетворить.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу Болотиной А.Ю. Ю. в качестве возмещения расходов по оплате освещения, отопления и найма жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ранее выплаченных сумм в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу Болотиной А.Ю. Ю. в качестве возмещения расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу Болотиной А.Ю. Ю. в качестве возмещения расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Градов

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2011 года.

Судья