2-533/2011 по иску Гаврилюк Т.В. к ГУ-УПФ РФ в Тоцком районе Оренбургской области о признании рпава на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


15 июня 2011 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Борцовой Т.И.

при секретаре Исайчевой И.В.

с участием:

истца - ,

представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тоцком районе Оренбургской области - , действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-533/2011 по иску к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе Оренбургской области (далее ГУ УПФ РФ в Тоцком районе) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

(дата обезличена) обратилась в Тоцкий районный суд Оренбургской области с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе Оренбургской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, включении в льготный стаж период по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с (дата обезличена) по (дата обезличена) (1г. 09 мес. 08 дн.).

В обоснование заявленных требований истец указала, что (дата обезличена) она обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда в Тоцком районе Оренбургской области о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому досрочная пенсия назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет.

Решением начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тоцком районе Оренбургской области от (дата обезличена) (номер обезличен) в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа, при этом при подсчете её льготного стажа с учетом п.103 Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР» из специального стажа был исключен:

- период по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с (дата обезличена) по (дата обезличена) (1 год 09 м. 08 дн.), дата рождения ребенка (дата обезличена).

Истица просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, включить в специальный стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-х лет в период работы в (данные обезличены) вспомогательной школе-интернате в должности воспитателя с (дата обезличена) по (дата обезличена) (1 год 09 м. 08 дн.);

обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Тоцком районе назначить ей пенсию с (дата обезличена), включив в специальный стаж период по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с (дата обезличена) по (дата обезличена) (1 год 09 м. 08 дн.);

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика исковые требования не признала и пояснила, что обратилась в УПФ РФ в Тоцком районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (дата обезличена). Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (номер обезличен) от (дата обезличена) истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от (дата обезличена) «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. Так как период с (дата обезличена) по (дата обезличена) – время по уходу за ребенком до 1,5 лет, от 1,5 до трех лет не засчитан в специальный стаж. Согласно письму Минсоцзащиты РФ № 4485/1 – 35 от 27.11.1992 года, периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет до (дата обезличена) засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий.

Включение в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной песни по старости периодов отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет противоречит п.1 ст. 10 ФЗ № 173, которая гласит: «В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что в эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации». Поскольку вышепоименованный отпуск является отпуском без сохранения заработной платы, соответственно, и страховые взносы за указанный период не уплачивались.

включен в стаж период с (дата обезличена) по (дата обезличена), в том числе период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет (календарно). На день обращения специальный стаж составлял 23 г. 11 мес. 06 дн. (при требуемом – 25 лет), права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях РФ» истица не имеет.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно ст. 28 Федерального закона правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 3 данной статьи закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно - правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Таким образом, до 01 января 1992 года (введение в действие нового закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР») действует Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федераций.

Согласно п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555, в страховой стаж для назначения трудовых пенсий включаются (засчитываются): период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

(дата обезличена) у истца родился сын данные о личности обезличены, о чем в книге регистрации актов рождения была произведена запись (номер обезличен) от (дата обезличена), что подтверждается свидетельством о рождении ребенка, в связи с чем, она была вынуждена с (дата обезличена) по (дата обезличена) уйти в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, а с (дата обезличена) года по (дата обезличена) отпуск до достижения ребенком возраста трех лет.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С 06.10.1992 вступил в силу Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (далее - Закон N 3543-1), согласно которому ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. С этого времени период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Решение пенсионного органа в части отказа в удовлетворении требования истицы о включении в специальный стаж периода с (дата обезличена) по (дата обезличена) год - времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является не законным по следующим основаниям.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г. и ст. 71 была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно Закону N 1501-1 законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с ним.

Согласно п.7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375\24-11 не указывающего, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию в льготных условиях и в льготных размерах, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный пункт не содержит каких – либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственное ограничение по учету времени дополнительных отпусков, поименованное в данном пункте, - стаж, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска.

Данные, положения Разъяснений N 375/24-11 не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 06.10.1992 включение времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов и ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. от 09.12.1971) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Из этого следует, что действие ст. 167 КЗоТ РСФСР распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением дополнительного отпуска по уходу за ребенком, так как этот отпуск ей был предоставлен до (дата обезличена), то есть до вступления в законную силу вышеуказанных изменений.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1(ч. 1), 2, 18, 54(ч. 1), 55(ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона N 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, подлежит включению, так как правоотношения возникли до введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР от 25 сентября 1992 года» внесено изменение в ст. 167 КЗоТ РФ, следовательно, период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должен включаться в специальный стаж, дающий право на льготное назначение пенсии не частично, как решил пенсионный орган, а в полном объеме, в т.ч. и с (дата обезличена) по (дата обезличена) (1 год 09 м. 08 дн.).

Требования истицы в части включения в специальный стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-х лет в период работы в должности воспитателя так же подлежит включению, поскольку отпуск по уходу за ребенком начался с (дата обезличена) (то есть до (дата обезличена)), является продолжением отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, и считается одним отпуском по уходу за ребенком до трех лет, следовательно, подлежит включению в льготном исчислении весь период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком.

Всего стаж истицы, дающий право на назначении досрочной пенсии составляет 25 лет 08 мес.14 дней.

Таким образом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда в Тоцком районе незаконно отказало истице в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, досрочного её назначения, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истица обратилась за назначением ей пенсии (дата обезличена) и право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности возникло у неё на день обращения с заявлением, следовательно, пенсия ей должна быть назначена с (дата обезличена).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования – удовлетворить.

Признать решение начальника государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе» от (дата обезличена) (номер обезличен) - незаконным.

Признать за право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж период по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с (дата обезличена) по (дата обезличена) (1 год 09 мес. 08 дн.).

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе» назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с (дата обезличена).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.

Судья: Т.И. Борцова

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года.

РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ

СОГЛАСОВАНО «___»___________2011 ГОДА

СУДЬЯ

К ПУБЛИКАЦИИ РАЗРЕШЕНО

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «___»_________2011 ГОДА