ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 августа 2011 года с. Тоцкое Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Инякина Н.А., при секретаре Шевчук Ю.Н., с участием и.о.заместителя прокурора Тоцкого района Оренбургской области Тархова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Погроминский сельсовет» Тоцкого района, возложении обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, У С Т А Н О В И Л: Исполняющий обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд 10.08.2011 года с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (далее МО) «Погроминский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов и возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования. В заявлении прокурором указано на то, что согласно представленной информации из указанного сельсовета нормативные правовые акты о проведении в муниципалитете антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов ими не принимались, а сами антикоррупционные экспертизы не проводятся. Бездействие администрации названного муниципального образования создаёт угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. В заявлении просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Погроминский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов и обязать данную администрацию в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционных экспертиз правовых актов органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Тархов А.В. требования заявления поддержал, просил его удовлетворить. В судебное заседание не явился представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела. До рассмотрения дела от главы администрации муниципального образования «Погроминский сельсовет» поступило заявление, в котором указал, что исковые требования прокурора признает, просит рассмотреть дело без его участия. Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия ответчика, извещенного надлежащим образом. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 25.12.2008 года. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции. Статьёй 2 данного закона предусмотрено, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Согласно ч.4 ст.5 этого же закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В пункте 3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. Указанная методика вместе с правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции основывается на принципах: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления. На основании ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: - обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; - оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); - сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Таким образом, из буквального смысла изложенных норм следует, что законодателем закреплена обязанность органов местного самоуправления изначально принять нормативный правовой акт, в котором необходимо определить порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, а затем, на основании данного акта проводить антикоррупционные экспертизы. В соответствии с разъяснениями п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2008 года N 2 ""О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления., должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В судебном заседании установлено, что ответчик нормативные правовые акты о проведении в муниципалитете антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов и их проектов - не принимал. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся ответом сельсовета на запрос прокуратуры. Таким образом, суд приходит к выводу о невыполнении администрацией муниципального образования «Погроминский сельсовет» требований, предусмотренных как Федеральным законом 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», так и положений Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, в нарушение ч.4 ст.5 Федерального закона РФ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответчик, являясь органом местного самоуправления, не осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий, а именно не принимает нормативные правовые акты о проведении в муниципалитете антикоррупционной экспертизы, в которых бы закреплялся порядок проведения таких экспертиз относительно нормативно-правовых актов и их проектов. Обязательность таких действий предусмотрена пунктом 3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Также данное бездействие нарушает ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», поскольку не соблюдаются основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд, удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При таких обстоятельствах, заявления и.о. прокурора Тоцкого района Оренбургской области (в интересах неопределенного круга лиц) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Погроминский сельсовет» Тоцкого района и обязании к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Со сроком, указанным прокурором, который необходим для выполнения администрациями сельсоветов требований об обеспечении проведения экспертиз, суд также соглашается. В соответствии со ст.ст. 254-258 ГПК РФ и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Заявление исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Погроминский сельсовет» Тоцкого района о возложении обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Погроминский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов. Обязать администрацию муниципального образования «Погроминский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Погроминский сельсовет» Тоцкого района. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Н.А.Инякин Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2011 года