2-753/2011 по заявлению прокурора к муниципальным образованиям о возложении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 августа 2011 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Инякина Н.А.,

при секретаре Телятовой Л.В.,

с участием помощника прокурора Тоцкого района Оренбургской области Тархова А.В., главы администрации муниципального образования «Мананниковский сельсовет» ФИО2, главы администрации муниципального образования «Невежкинский сельсовет» ФИО3, главы администрации муниципального образования «Злобинский сельсовет» ФИО4, главы администрации муниципального образования «Приютинский сельсовет» ФИО5, и.о.главы администрации муниципального образования «Свердловский сельсовет» ФИО6, представителя администрации муниципального образования «Павло-Антоновский сельсовет» ФИО7, главы администрации муниципального образования «Малоремизёнский сельсовет» ФИО8, главы администрации муниципального образования «Верхнебузулукский сельсовет» ФИО9, главы администрации муниципального образования «Задорожный сельсовет» ФИО10, главы администрации муниципального образования «Ковыляевский сельсовет» ФИО11, главы администрации муниципального образования «Медведский сельсовет» ФИО12, главы администрации муниципального образования «Преображенский сельсовет» ФИО13, главы администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» ФИО14, представителя администрации муниципального образования «Тоцкий сельсовет» ФИО15

рассмотрев в открытом судебном заседании заявления исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия «Мананниковский сельсовет», «Невежкинский сельсовет», «Злобинский сельсовет», «Богдановский сельсовет», «Приютинский сельсовет», «Свердловский сельсовет», «Павло-Антоновский сельсовет», «Малоремизенский сельсовет», «Верхнебузулукский сельсовет», «Задорожный сельсовет», «Ковыляевский сельсовет», «Медведский сельсовет», «Преображенский сельсовет», «Саиновский сельсовет», «Тоцкий сельсовет» Тоцкого района, возложении обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд 02.08.2011 года с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (далее МО) «Мананниковский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов и возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования. Аналогичные заявления, как по своим требованиям, так и правовым обоснованиям, исполняющим обязанности прокурора Тоцкого района были поданы в суд в отношении администраций муниципальных образований «Невежкинский сельсовет», «Злобинский сельсовет», «Богдановский сельсовет», «Приютинский сельсовет», «Свердловский сельсовет», «Павло-Антоновский сельсовет», «Малоремизенский сельсовет», «Верхнебузулукский сельсовет», «Задорожный сельсовет», «Ковыляевский сельсовет», «Медведский сельсовет», «Преображенский сельсовет», «Саиновский сельсовет», «Тоцкий сельсовет» Тоцкого района.

В заявлениях прокурором указано на то, что согласно представленной им информации из указанных сельсоветов нормативные правовые акты о проведении в муниципалитете антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов ими не принимались. Бездействие администраций названных муниципальных образований создаёт угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. В заявлениях просил признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований «Мананниковский сельсовет», «Невежкинский сельсовет», «Злобинский сельсовет», «Богдановский сельсовет», «Приютинский сельсовет», «Свердловский сельсовет», «Павло-Антоновский сельсовет», «Малоремизенский сельсовет», «Верхнебузулукский сельсовет», «Задорожный сельсовет», «Ковыляевский сельсовет», «Медведский сельсовет», «Преображенский сельсовет», «Саиновский сельсовет», «Тоцкий сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов и обязать данные администрации в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционных экспертиз правовых актов органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 08.08.2011 года гражданские дела объединены в одно производство.

В судебное заседание не явился глава администрации муниципального образования «Богдановский сельсовет», представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что требования прокурора признает в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Тархов А.В. требования заявлений поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании, все главы администраций, а также представители администраций по доверенностям требования прокурора признали.

Кроме этого в материалы дела было представлено модельное положение «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов муниципального образования», которое было подготовлено Советом (ассоциация) муниципальных образований Оренбургской области и разослано 14.06.2011 года главам сельских поселений для использования в работе.

Заслушав прокурора, глав администраций муниципальных образований и их представителей, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 25.12.2008 года. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

Статьёй 2 данного закона предусмотрено, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Согласно ч.4 ст.5 этого же закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В пункте 3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

Указанная методика вместе с правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

Согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции основывается на принципах: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

На основании ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Таким образом, из буквального смысла изложенных норм следует, что законодателем закреплена обязанность органов местного самоуправления изначально принять нормативный правовой акт, в котором необходимо определить порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, а затем, на основании данного акта проводить антикоррупционные экспертизы.

В соответствии с разъяснениями п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2008 года N 2 ""О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления., должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что никто из ответчиков нормативные правовые акты о проведении в муниципалитетах антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов и их проектов - не принимал. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися ответами сельсоветов на запросы прокуратуры.

Таким образом, суд приходит к выводу о невыполнении администрациями сельсоветов требований, предусмотренных как Федеральным законом 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», так и положений Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, в нарушение ч.4 ст.5 Федерального закона РФ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответчики, являясь органами местного самоуправления, не осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, а именно не принимают нормативные правовые акты о проведении в муниципалитете антикоррупционной экспертизы, в которых бы закреплялся порядок проведения таких экспертиз относительно нормативно-правовых актов и их проектов. Обязательность таких действий предусмотрена пунктом 3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Также данное бездействие нарушает ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», поскольку не соблюдаются основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд, удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При таких обстоятельствах, заявления и.о. прокурора Тоцкого района Оренбургской области (в интересах неопределенного круга лиц) о признании незаконным бездействия администраций муниципальных образований «Мананниковский сельсовет», «Невежкинский сельсовет», «Злобинский сельсовет», «Богдановский сельсовет», «Приютинский сельсовет», «Свердловский сельсовет», «Павло-Антоновский сельсовет», «Малоремизёнский сельсовет», «Верхнебузулукский сельсовет», «Задорожный сельсовет», «Ковыляевский сельсовет», «Медведский сельсовет», «Преображенский сельсовет», «Саиновский сельсовет», «Тоцкий сельсовет» Тоцкого района и обязании к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Со сроком, указанным прокурором, который необходим для выполнения администрациями сельсоветов требований об обеспечении проведения экспертиз, суд также соглашается.

В соответствии со ст.ст. 254-258 ГПК РФ и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявления исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администраций муниципальных образований «Мананниковский сельсовет», «Невежкинский сельсовет», «Злобинский сельсовет», «Богдановский сельсовет», «Приютинский сельсовет», «Свердловский сельсовет», «Павло-Антоновский сельсовет», «Малоремизёнский сельсовет», «Верхнебузулукский сельсовет», «Задорожный сельсовет», «Ковыляевский сельсовет», «Медведский сельсовет», «Преображенский сельсовет», «Саиновский сельсовет», «Тоцкий сельсовет» Тоцкого района, возложении обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мананниковский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Мананниковский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Мананниковский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Невежкинский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Невежкинский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Невежкинский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Злобинский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Злобинский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Злобинский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Богдановский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Богдановский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Богдановский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приютинский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Приютинский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Приютинский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Свердловский сельсовет», Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Свердловский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Свердловский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Павло-Антоновский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Павло-Антоновский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Павло-Антоновский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Малоремизёнский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Малоремизёнский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Малоремизенский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Верхнебузулукский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Верхнебузулукский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Верхнебузулукский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Задорожный сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Задорожный сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Задорожный сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ковыляевский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Ковыляевский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Ковыляевский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Медведский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Медведский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Медведский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Преображенский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Преображенский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Преображенский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Саиновский сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Саиновский сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Саиновский сельсовет» Тоцкого района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Тоцкий сельсовет» Тоцкого района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Тоцкий сельсовет» Тоцкого района в срок до 1 октября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов

местного самоуправления муниципального образования «Тоцкий сельсовет» Тоцкого района.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Инякин

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2011 года