2-986/2011 по иску прокурора в интересахз неопределенного круга лиц к отделу культуры по не приобретению специальной литературы для инвалидов по зрению



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Инякина Н.А.,

при секретаре Шевчук Ю.Н.,

с участием:

помощника прокурора Тоцкого района Оренбургской области Тархова А.В., заведующей отделом культуры администрации муниципального образования «Тоцкий район» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к отделу культуры администрации муниципального образования «Тоцкий район о признании незаконным бездействия Отдела культуры администрации муниципального образования «Тоцкий район» по не приобретению специальной периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов по зрению и возложении обязанности по принятию мер по приобретению в фонд Тоцкой центральной библиотеке литературы для инвалидов по зрению,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав и интересов граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями в Тоцкой центральной библиотеке. На территории района по сведениям Управления социальной зашиты населения администрации Тоцкого района, Оренбургской области зарегистрировано в базе персонифицированного учета инвалидов 1 группы 197 человек, инвалидов 2 группы 1496 человек, инвалиды 3 группы 669 человек, дети инвалиды 132 человека, инвалиды колясочники 45 человек. По результатам проверки установлено, что в Тоцкой центральной библиотеке не имеется периодическая, научная, учебно-методическая, справочно-информационная и художественная литература для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельфно-точечным шрифтом Брайля.

Статьёй 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для муниципальных библиотек является расходным обязательством органа местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О библиотечном деле» слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Прокурор полагает, что отсутствие в Тоцкой центральной библиотеке специальной литературы нарушают права инвалидов на получение необходимой информации, гарантированной государством, и в связи с тем, что указанная категория граждан не может самостоятельно обратиться в суд в силу состояния здоровья просит: признать незаконным бездействие Отдела культуры администрации Муниципального образования «Тоцкий район» по не приобретению специальной периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для лиц с ограниченными возможностями - инвалидов по зрению, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля; обязать Отдел культуры администрации Муниципального образования «Тоцкий район» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по приобретению в фонд Тоцкой центральной библиотеке литературы для лиц с ограниченными возможностями - инвалидов по зрению.

В судебном заседании помощник прокурора Тархов А.В. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям указанным в иске. Кроме того, указал, что отсутствие в муниципальных библиотеках специальной литературы нарушает права инвалидов на получение необходимой информации. Настоящий иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, так как круг лиц, а именно инвалидов по зрению, посещающих библиотеки в Тоцком районе может изменяться. В качестве мер, которые необходимо принять ответчику для устранения нарушений прав инвалидов по зрению, помощник прокурора, участвующий в рассмотрении дела, указал на необходимость внесения в смету расходов отдела культуры денежных сумм, которые пойдут на закупку соответствующей литературы.

Представитель ответчика – начальник отдела культуры администрации Муниципального образования «Тоцкий район» ФИО3 исковые требования прокурора не признала и пояснила, что незаконного бездействия с их стороны не было, поскольку все инвалиды по зрению стоят у них на учете, в ходе обхода по адресам где они проживают было выяснено, что не один из них не умеет читать рельефно-точечный шрифт Брайля. Кроме этого, сообщила, что библиотечная система на территории Оренбургской области является единой и централизованной. Любая районная библиотека может запросить литературу, которая у нее не имеется вправе запросить ее в областной библиотеке «им. Крупской Н.К.», а если потребуется книги для слабовидящих, то библиотека может сделать запрос в областную библиотеку для слепых и в недельный срок данная литература будет предоставлена. Также ФИО3 пояснила, что 22.11.2011 года между отделом культуры и Областной библиотекой для слепых был заключен договор об организации библиотечного пункта в Тоцком районе для обслуживания инвалидов и в библиотеке назначено ответственное лицо, которое отвечает за обслуживание инвалидов и несет материальную ответственность за сохранение фонда. В настоящее время в библиотеке имеется 10 говорящих книг и 2 плоскопечатных издания для слабовидящих.

Заслушав стороны, допросив свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора в защиту неопределенного круга лиц не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 14 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указанной прокурором в качестве правового обоснования настоящего иска действительно предусмотрено, что приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек - расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации.

По настоящему спору установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области от 24.12.2010 года N 31 утверждено Положение "Об организации библиотечного обслуживания населения Тоцкого района библиотеками, а также комплектовании и обеспечении сохранности их библиотечных фондов", которое регулирует деятельность органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения на территории муниципального образования Тоцкий район, а также комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек.

В п.6 раздела II указанного Положения в качестве некоторых полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного дела на территории муниципального образования указаны: организация межбиблиотечного взаимодействия; рациональное использование фондов библиотек, находящихся на территории муниципального образования, с помощью создания условий для взаимоиспользования этих ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных, депозитариев); осуществление контроля за состоянием учета и отчетности библиотек.

В п.8 Положения указано, что ответственным органом за реализацию полномочий организации библиотечного обслуживания населения на территории муниципального образования является отдел культуры администрации района.

Как следует из Положения об отделе культуры администрации Тоцкого района, утвержденного распоряжением Главы администрации Тоцкого района 19.12.2006 года, данный отдел является самостоятельным юридическим лицом и отраслевым органом администрации района, осуществляющим управление в области культуры, искусства, охраны историко-культурного наследия на территории района. В структуру отдела входит, в том числе, межпоселенческая библиотечная система. Учредителем данного органа является Администрация района.

В п.2.2 Положения указано на то, что одним из основных направлений деятельности отдела культуры является организация библиотечного обслуживания населения.

Одними из функций отдела культуры в соответствии с п.п.2.4.1, 2.4.2.,2.4.4.,2.4.6., 2.4.11 являются: осуществление разработки и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития района в части развития культуры и обеспечения культурного обслуживания населения, целевых программ развития культуры района, принимает участие в формировании проекта бюджета района в сфере культуры и его последующей корректировке; являться распорядителем бюджетных средств района для подведомственных организаций культуры; утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных организаций культуры и осуществляет контроль за использованием ими бюджетных средств; формирует, размещает и контролирует исполнение муниципального заказа на библиотечное обслуживание населения; взаимодействует с органами местного самоуправления поселений района по вопросам организации библиотечного обслуживания.

В п.п. 3.1, 3.2., 3.2.1. Положения указано на то, что отдел культуры является бюджетной организацией и финансируется из бюджета района на основе сметы доходов и расходов. Источниками формирования имущества являются в том числе регулярные и единовременные поступления от учредителя.

Анализируя изложенные выше пункты Положений "Об организации библиотечного обслуживания населения Тоцкого района библиотеками, а также комплектовании и обеспечении сохранности их библиотечных фондов" и «Об отделе культуры администрации Тоцкого района» суд приходит к выводу, что отдел культуры в силу его правового статуса и возложенных функций вправе принять меры по приобретению в фонд Тоцкой центральной библиотеке литературы для лиц с ограниченными возможностями - инвалидов по зрению.

Между тем, для возложения соответствующей обязанности на ответчика необходимо выявить факт отсутствия такой литературы и объективную необходимость в ее приобретении.

В соответствии с ч.2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 года N 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О библиотечном деле" слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Аналогичные положения закреплены в ст.8 Закона Оренбургской области от 03.03.2006 года N 3129/545-III-ОЗ (ред. от 28.09.2010) "О библиотечном деле в Оренбургской области".

Данным Законом субъекта РФ установлена правовая база сохранения и развития библиотечного дела в Оренбургской области, установлены основные принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на свободный доступ к информации и определена политика Оренбургской области в деле предоставления гражданам информационных услуг через систему соответствующих учреждений и предприятий.

В части 7 ст.4 Закона указано, что для максимального обеспечения прав пользователей на библиотечное обслуживание государственные и муниципальные библиотеки организуют в установленном порядке взаимное использование библиотечных ресурсов, координацию и кооперацию своей деятельности.

Частью 2 ст.5 Закона предусмотрено, что право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания.

Подпунктом 5 ч.4 ст.7 Закона установлено, что в общедоступных библиотеках граждане имеют право получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.

В соответствии со ст.20 Закона органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек стимулируют взаимоиспользование библиотечных ресурсов, финансируют их деятельность по созданию условий для работы межбиблиотечного абонемента, составлению сводных каталогов, созданию автоматизированных баз данных, развитию новых информационных технологий, депозитариев.

Основу государственной системы библиотечного обслуживания составляют публичные государственные и муниципальные библиотеки.

Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки.

Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки.

Согласно ст.21 Закона центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам. Органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других). Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.

Из изложенных норм следует, что на территории Оренбургской области функционируют как государственная сеть библиотек, так и сеть библиотек, созданная в муниципальных образованиях.

При этом суд перечисленные выше нормы предполагают и закрепляют возможность использования библиотечных фондов любой из библиотек любого уровня фонда другой библиотекой на территории области по межбиблиотечному абонементу.

Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании, как руководитель отдела культуры, так и допрошенная в качестве свидетеля директор Тоцкой районной библиотеки ФИО5

Кроме того, ФИО5 пояснила, что в 2007 году и в 2011 году работники библиотек проводили мониторинг среди инвалидов по зрению на территории всего района, в результате чего было выяснено, что никто из них читать с использованием точечно-рельефного шрифта Брайля не умеет. Также она подтвердила, что действительно 22.11.2011 года между районной библиотекой и областной библиотекой для слепых был заключен договор об организации в муниципальной библиотеке библиотечного пункта для указанной категории инвалидов и у них в наличии появились как аудиокниги, так и плоскопечатные издания для слабовидящих. В то же время указала, что и без заключения этого договора при наличии заявки они могли при необходимости запросить соответствующую литературу в областной библиотеке для слепых по межбиблиотечному абонементу.

При таких обстоятельствах, ввиду наличия литературы для инвалидов по зрению, а также ввиду отсутствия среди них лиц, умеющих читать с использования точечно-рельефного шрифта Брайля, суд приходит к выводу, что препятствий для использования имеющейся литературы для слепых и слабовидящих нет, а, следовательно, отсутствуют основания для возложения обязанности на отдел культуры по принятию мер по приобретению данной литературы.

Также в судебном заседании не было установлено и незаконного бездействия отдела культуры по не приобретению указанной литературы, поскольку суд с учетом приведенных выше норм соглашается с доводами руководителя отдела культуры о безусловной возможности предоставления при необходимости инвалиду специальной литературы путем использования межбиблиотечного абонемента.

Кроме того, суд учитывает, что истцом в материалы дела не было представлено каких-либо доказательств имеющихся обращений инвалидов о нарушении их прав ввиду не обеспечения их специальной литературой.

На основании изложенного, и, учитывая положения ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995, ФЗ РФ "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ, которые не содержат норм, устанавливающих периодичность приобретения, либо пополнения литературы для инвалидов по зрению, суд приходит к выводу, что права инвалидов по зрению отделом культуры администрации Тоцкого района не нарушаются, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу культуры администрации муниципального образования «Тоцкий район о признании незаконным бездействия Отдела культуры администрации муниципального образования «Тоцкий район» по не приобретению специальной периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов по зрению и возложении обязанности по принятию мер по приобретению в фонд Тоцкой центральной библиотеке литературы для инвалидов по зрению – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись Н.А. Инякин

Мотивированное решение изготовлено 19.12. 2011 года.