РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2011 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Градова А.В.
при секретаре Савиной О.А.
с участием:
помощника прокурора Тоцкого района Оренбургской области Тархова А.В.,
представителя ответчика Открытого акционерного общества «Погроминский элеватор» - Алферова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Погроминский элеватор» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно – эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно - эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения.
В судебном заседание прокурор поддержал исковые требования в полном объеме, при этом пояснил, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства Открытого акционерного общества «Погроминский элеватор» (далее по тексту – ОАО «Погроминский элеватор») при осуществлении питьевого водоснабжения населения <адрес>.
В ходе данной проверки Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой было установлено, что ОАО «Погроминский элеватор» осуществляет деятельность по водоснабжению населения <адрес> питьевой водой с нарушением требований природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства.
В настоящее время на водопроводе не организована зона санитарной охраны, а именно:
- не имеется ограждений и она не охраняется надлежащим образом, в связи с чем не исключен доступ посторонних лиц к скважине, что является нарушением ст. 11 «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2.1.1 и п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- до настоящего времени в нарушении требований ч. 4 ст. 18 ФЗ РФ « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» п. 1.6, п. 1.10 и п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на отмеченный водопровод не разработан проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (водозабора), не имеется санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством санитарно – эпидемиологического благополучия населения.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в т.ч. водные объекты, расположенный в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно ст. 11, ч. 3 ст. 39 ФЗ РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Ст. 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно – эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом.
Несоблюдение санитарно – эпидемиологических норм и природного законодательства при использовании источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан.
Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, проживающего в <адрес>, что является нарушением ст. 8 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Представитель ответчика ОАО «Погроминский элеватор» Алферов А.М. в судебном заседании исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Погроминский элеватор» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно – эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения признал в полном объеме. Просил принять признание иска.
Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Последствия принятия признания иска ответчиком, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны. Заявление о признании иска приобщено к материалам дела.
Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Третье лицо территориальное управление федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (Западный отдел) в судебное заседание не явилось, было извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии третьего лица территориального управления федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области(Западный отдел).
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные федеральным законом, социальные права и законные интересы в сфере охраны здоровья населения.
Согласно ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ст. ст. 3,7 Постановления Правительства РФ № 544 от 24.07.2000 г. «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»: государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным санитарным врачом Российской Федерации.
В соответствии с п.1.3 – 1.6 «Санитарных правил и норм «Зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002 г. соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пунктами 3.2.1.1.-3.2.1.5 вышеуказанных санитарных правил установлено, что территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки, переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «ОБ охране окружающей среды», ст. 8, ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названное благополучие, в том числе право на обеспечение безопасной, безвредной, благоприятной питьевой водой, обеспечивается соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водозабор со скважины не имеет сплошного ограждения территории скважин.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Из материалов дела следует, что проверкой при обследовании скважины установлено нарушение требований п.п. 1.6, 1.10, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Осуществляемое ОАО «Погроминский элеватор» водоснабжение населения <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02, что представляет потенциальную угрозу для жизни и здоровья населения данного поселка.
Таким образом, в судебном заседании установлено: на скважине ОАО «Погроминский элеватор», расположенной на <адрес>, не имеется сплошного ограждения территории скважины, чем нарушены требования п. 2.2.1.1 и п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ. Кроме того, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам безопасности для здоровья населения использования водного объекта и не разработан проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На основании изложенного суд считает, что действия ОАО «Погроминский элеватор» по эксплуатации скважины питьевого водозабора с нарушениями санитарного законодательства и бездействие ОАО «Погроминский элеватор», нарушают действующее законодательство, права неопределенного круга лиц, проживающих в <адрес>, на окружающую благоприятную среду, а также создают угрозу причинения вреда здоровью населения.
Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Погроминский элеватор» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно – эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Погроминский элеватор» выразившееся в не обеспечении ограждения зоны санитарной охраны водопровода и разработки проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и получению санитарно – эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам.
Обязать Открытое акционерное общество «Погроминский элеватор» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить ограждение зоны санитарной охраны водопровода, разработать проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и получить санитарно – эпидемиологическое заключения о его соответствии санитарным правилам.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: А.В. Градов
РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ
СОГЛАСОВАНО «___»___________2011 ГОДА
СУДЬЯ
К ПУБЛИКАЦИИ РАЗРЕШЕНО
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «___»_________2011 ГОДА