Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Волкова Д.С.
при секретаре Кшнякиной Н.А.
с участием:
представителя истца помощника прокурора Тархова А.В.
представителя ответчика Киреевой Л.И. (действующей на основании доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-48/2011 по иску прокурора Тоцкого района в интересах Сердюк М.И. к администрации муниципального образования «Тоцкий район» о признании за ней права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Тоцкого района обратился в Тоцкий районный суд в интересах Сердюк М.И. с иском о признании за ней права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру поступило заявление Сердюк М.И. по факту отказа в предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья как члену семьи погибшего участника ВОВ. Указал что Сердюк М.И. является членом семьи погибшего ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны – <данные изъяты>. Сердюк М.И. проживает в <данные изъяты> расположенном по <адрес>, в котором проживают еще 3 человека. Данный жилой дом Сердюк М.И. не принадлежит, не обеспечен необходимыми инженерными системами жизнеобеспечения: отсутствует хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение и вентиляция. Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из протокола заседания жилищной комиссии при администрации МО Пристанционный сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия решила признать Сердюк М.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а ее учетное дело направить в <данные изъяты>, в связи, с чем согласно распоряжения главы администрации МО Пристанционный сельсовет №-р от ДД.ММ.ГГГГ Сердюк М.И. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Собрав все необходимые документы Сердюк М.И. написала в администрацию <данные изъяты> предварительную заявку на социальную выплату и предоставила необходимые документы для формирования списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По истечении 2-х недель, без письменного, мотивированного ответа Сердюк М.И. получила представленные ей документы с устным отказом <данные изъяты> считает, что бездействие администрации МО Тоцкий район в части не включения Сердюк М.И. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не направления в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области документов в отношении Сердюк М.И. с целью формирования списка получателей социальной выплаты на приобретение жилья, является незаконным.
Представитель истца Тархов А.В. в судебном заседании, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Также пояснил, что поскольку решением администрации пристанционного сельского совета Сердюк М.И. поставлена на учёт в качестве нуждающихся, следовательно, это является основанием для получения ею права на выплату жилищной субсидии.
Представитель ответчика Киреева Л.И. исковые требования не признала и пояснила, что Сердюк М.И. действительно обращалась в администрацию МО «Тоцкий район» ДД.ММ.ГГГГ за получением жилищной субсидии как вдова участника ВОВ, однако документов, подтверждающих её брак с погибшим во время ВОВ Сердюк П.И. у неё не имелось, в связи с чем в принятии её документов было отказано. Как ей известно с целью установления факта регистрации брака с <данные изъяты>, Сердюк М.И. подавала заявление в суд. Но повторно документы на предоставление Сердюк М.И. социальной выплаты для улучшения жилищных условий в администрацию МО «Тоцкий район» не поступали, в связи с чем бездействие администрации отсутствует. Что касается права Сердюк М.И. на получение социальной выплаты, то как член семьи собственника жилого помещения Сердюк М.И. обеспечена жильём более установленной в <адрес> учётной нормы. Решение просит принять на усмотрение суда.
Третье лицо Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, извещённые о времени месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на иск, просили в удовлетворении иска отказать, поскольку полагают Сердюк М.И. обеспеченной жильём свыше учётной нормы.
Заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
В соответствии с пунктами 3.1. и 6 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления социальной льготы регулируется Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 года № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны».
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка Меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках настоящего Порядка предоставляютсяГражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и отнесенным к следующим категориям: д) члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Порядок определения нуждаемости в улучшении жилищных условий установлен Жилищным кодексом РФ.
В соответствии со статьями 49-51 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что Сердюк М.И. является вдовой <данные изъяты> погибшего ДД.ММ.ГГГГ в бою в ходе Великой отечественной войны. Сердюк М.И. с ДД.ММ.ГГГГ проживает по адресу: <адрес> в жилом доме общей площадью <данные изъяты> куда была вселена в качестве члена семьи своей дочери <данные изъяты> и её мужа <данные изъяты> После смерти <данные изъяты> собственниками жилого дома являются <данные изъяты>. Всего в доме проживают 4 человека: Сердюк М.И., <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Сердюк М.И. обратилась в администрацию <данные изъяты> с заявлением на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий как вдова погибшего участника ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии администрации <данные изъяты> Сердюк М.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как не обеспеченная жильём согласно социальной нормы. Однако документы Сердюк М.И. в администрацию МО «Тоцкий район» из администрации МО <данные изъяты> не поступали, сама Сердюк М.И. в администрацию МО «Тоцкий район» за получением социальной выплаты не обращалась.
Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Свидетель <данные изъяты> показала в судебном заседании, что она является <данные изъяты> Сердюк М.И, и проживает с ней в жилом доме по адресу: <данные изъяты> Дом на <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> обращалась в администрацию МО «Тоцкий район» за получением социальной выплаты, однако не смогла представить свидетельство о заключении брака с погибшим <данные изъяты> связи с чем документы были возвращены. <данные изъяты> обратилась в суд за установлением факта регистрации брака. После вступления решения суда в законную силу в ДД.ММ.ГГГГ мать повторно написала заявление на получение социальной выплаты, но в администрацию <данные изъяты> по месту жительства. после того как собрали все документы <данные изъяты> сообщил им, что социальная выплата им не положена, т.к. площадь дома превышает установленную норму и документы вернул. После они с матерью обратились в прокуратуру. <данные изъяты>
У суда нет оснований не верить показаниям свидетеля, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о его заинтересованности в исходе дела, судом не установлено.
Показания свидетеля подтверждаются другими доказательствами по делу:
1) Копией заявления Сердюк М.И. прокурору <адрес>;
2) Копиями паспортов Сердюк М.И., <данные изъяты>
3) Копией пенсионного удостоверения Сердюк М.И.;
4) Копией страхового свидетельства Сердюк М.И.;
5) Копией похозяйственной книги жилого дома по адресу: <адрес>
6) Справкой администрации <данные изъяты> о месте жительства Сердюк М.И.;
7) Копией справки о гибели <данные изъяты> в бою;
8) Справкой Управления СЗН о том, что Сердюк М.И. является вдовой погибшего участника ВОВ <данные изъяты>
9) Свидетельством о смерти <данные изъяты>
10) Сведениями Росреестра о собственниках жилого дома по адресу: <адрес>
11) Свидетельствами о праве собственности на дом и земельный участок по адресу: <адрес>
12) Решением Тоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта регистрации брака между Сердюк М.И. и <данные изъяты>
13) Заявлением и предварительной заявкой Сердюк М.И. на получение социальной выплаты;
14) Актом обследования жилищных условий Сердюк М.И.;
15) Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии администрации МО «Пристанционный сельский совет» о признании Сердюк М.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий;
16) Решением главы администрации МО «Пристанционный сельский совет» о принятии Сердюк М.И. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий;
17) Решением совета депутатов <данные изъяты> об установлении учётной нормы жилья в размере 15 кв.м. общей площади занимаемого помещения.
Ссылки истца в обоснование своих требований на тот факт, что Сердюк М.И. не является собственником жилого помещения, следовательно, имеет право на получении социальной выплаты, суд признаёт необоснованным, поскольку вышеуказанные нормы закона связывают право на получение социальной выплаты не только с отсутствием жилого помещения в собственности у обратившего за социальной выплатой лица, но также и у членов его семьи.
В судебном заседании установлено, что Сердюк М.И. проживает с членами своей семьи – <данные изъяты> в жилом доме общей площадью <данные изъяты> находящемся в долевой собственности дочери и правнучки, куда была вселена как член семьи собственников. Площадь жилого помещения в пересчёте на каждого члена семьи составляет <данные изъяты> что составляет более учётной нормы, установленной в месте проживания Сердюк М.И. и равной 15 кв.м.
Доводы истца о том, что поскольку Сердюк М.И. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией <данные изъяты> то она имеет право на получение социальной выплаты независимо от размера занимаемой жилищной площади, несостоятельны, поскольку решение сельского совета принято в нарушением вышеприведённых норм Жилищного кодекса РФ, т.к. такого основания как постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как «обеспеченных жильём менее социальной нормы» в Жилищном кодексе РФ не имеется.
Доводы третьего лица о том, что Сердюк М.И. является лицом, обеспеченным жильём более установленной в месте проживания учётной нормы объективно подтверждаются вышеприведёнными доказательствами по делу – решением Совета депутатов и сведениями о размере площади занимаемого Сердюк М.И. жилого помещения, указанными в свидетельствах о праве собственности.
Таким образом, исковые требования прокурора Тоцкого района не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем в их удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах Сердюк М.И. – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья: Д.С. Волков
Мотивированное решение в соответствии со статьёй 199 Гражданского процессуального кодекса РФ изготовлено 21 февраля 2011 года (понедельник).
Решение не вступило в законную силу
СОГЛАСОВАНО «___»______________ 2011 года
Д.С. Волков
РАЗМЕСТИТЬ «___»______________2011 года
А.В. Батаев