Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 января 2012 года с. Тоцкое Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Борцовой Т.И. при секретаре Исайчевой И.В. с участием: представителя истца Фроловой Э.В. – адвоката Швецовой А.А. представителя ответчика – администрации муниципального образования «Тоцкий район» - Зацепиной Т.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-35/2012 по иску Фроловой Э. В. к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, У С Т А Н О В И Л: Фролова Э. В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области о взыскании за счет средств муниципального бюджета денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) с учетом индексации и ранее выплаченных сумм. Истец Фролова Э.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, просила рассмотреть дело в её отсутствие, с участием ее представителя Швецовой А.А.. Представитель истца Швецова А.А. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования ее доверителя и пояснила, что ее доверитель закончила медицинское учебное заведение, получила квалификацию медицинского работника, принята на работу в МУЗ «Тоцкая ЦРБ» медицинским работником и до настоящего времени работает во врачебной амбулатории фельдшером - лаборантом. Доверитель и члены ее семьи проживают в отдельной квартире, расположенной в селе (адрес обезличен), и оплачивает расходы по оплате жилья, освещения и отопления самостоятельно. Доверитель является квалифицированным медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности и в соответствии со ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-I имеет право на социальную поддержку и правовую защиту как медицинский работник. Федеральный закон от 22 августа 2004года №122-ФЗ При принятии решения просила учесть, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) наблюдался рост цен на потребительские товары и услуги в связи с имевшей место инфляцией, что подтверждается Федеральными законами «О федеральном бюджете» на соответствующий год, в связи с чем, просила исковые требования доверителя удовлетворить и взыскать с ответчика - Администрации МО «Тоцкий район» в качестве возмещения расходов на оплату жилья, отопления и освещения с учетом ранее выплаченных сумм за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) с учетом индексации <данные изъяты> и судебные расходы по оплате оказанной юридической помощи за составление искового заявления, устную консультацию и представительство в суде первой инстанции <данные изъяты>. Также просила принять во внимание, что в оплату жилья включаются расходы по оплате найма и содержания жилья. Представитель ответчика - администрации МО «Тоцкий район» Зацепина Т.Е. в судебном заседании исковые требования истца не признала и пояснила, что администрация муниципального образования «Тоцкий район» не является надлежащим ответчиком по исковым требованиям истца в связи с тем, что меры социальной поддержки медработников муниципальных учреждений здравоохранения есть право, а не обязанность органов местного самоуправления. Федеральным законом №122-ФЗ льготы по оплате коммунальных платежей на федеральном уровне отменены, однако Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения в части расширения полномочий органов местного самоуправления в целях предоставления вышеуказанной категории граждан социальных льгот не внесены. Данные меры социальной поддержки в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются федеральной мерой поддержки, соответственно финансирование указанных мер социальной поддержки на основании статьи 84 Бюджетного Кодекса РФ остается расходным обязательством Российской Федерации. Просила учесть, что Тоцкий район является дотационным, своих денежных средств для возмещения расходов не имеет. В удовлетворении исковых требований истца просила отказать. Третье лицо - МУЗ «Тоцкая ЦРБ» в судебное заседание не прибыли, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Суд определил, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотреть дело в отсутствии истца, третьего лица. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Определением Конституционного Суда РФ от 07 февраля 2008 года №383 О-П определено, что конституционно-правовой смысл положений пункта50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года №122-ФЗ был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006года №375-О и от 04 декабря 2007года №947-О-П. Как отмечается в указанных определениях, Федеральный закон от 22 августа 2004года №122-ФЗ (пункт 50 статьи35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (частьпятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (частьшестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что закрепленное в пункте50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года №122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование статьи6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения. Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004года №122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, так как правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005года на основании частивторой статьи63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Судом установлено, что истец принята на работу в МУЗ «Тоцкая ЦРБ» (дата обезличена) работает фельдшером – лаборантом по настоящее время во врачебной амбулатории МБУЗ «Тоцкая ЦРБ» в должности, связанной с осуществлением лечебного процесса. Истец и члены ее семьи проживают в отдельной квартире, расположенной в селе (адрес обезличен) и оплачивает расходы за жилье и коммунальные услуги, в том числе расходы по освещению и отоплению жилья. При этом какими-либо льготами истец не пользуется. Таким образом, истец является квалифицированным медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности. Факт проживания истца в сельской местности подтвержден исследованной в судебном заседании справкой с места ее жительства. Истец самостоятельно несет расходы по оплате жилья, освещения и отопления жилья, однако в указанный истцом период времени администрация муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» (адрес обезличен) возмещение расходов истца осуществляло в пределах <данные изъяты> в месяц. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании исследованными ведомостями о размере возмещения и платежными документами по оплате жилья и коммунальных услуг истцом. Как следует из исследованных документов, в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года №1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28 декабря 2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за коммунальные услуги дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Статьей 2 данного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц. В соответствии со ст.3 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. В соответствии со ст.4 данного Закона расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Законом, работникам областных государственных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и ветеринарии производится за счет средств областного бюджета. Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляется по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию. В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области от 07 октября 2005 года №368 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Тоцкого района», расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Положением, работникам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, производятся за счет средств местного бюджета Тоцкого района. Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки, и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены указанной льготы. Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Учредителем МУЗ «Тоцкая ЦРБ» является муниципальное образование «Тоцкий район» Оренбургской области, и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области и Уставом. Следовательно, размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения, должны устанавливаться органами местного самоуправления (адрес обезличен) за счет средств местного бюджета. Таким образом, доводы представителя Администрации МО «Тоцкий район» о том, что ее доверитель не является надлежащим ответчиком по делу, не состоятельны, в связи с чем суд полагает, что взыскание в пользу истца фактически понесённых ею расходов на оплату жилья, отопления и освещения за указанный в иске период ее работы, согласно приложенным квитанциям об оплате, подлежит с ответчика – Администрации МО «Тоцкий район». Возмещение расходов истцу осуществлялось в пределах <данные изъяты> в месяц в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), что подтверждено в судебном заседании материалами гражданского дела и пояснениями сторон. Согласно ст.154 Жилищного Кодекса РФ, плата за жилое помещение включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения. Таким образом, законодательство предусматривает, что содержание жилья включается в плату за жилье, а медицинский работник имеет право на бесплатное жилье. Следовательно, содержание жилья медицинскому работнику по договору социального найма также подлежит оплате. В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Требование истца об индексации понесенных расходов за жилое помещение, отопление и освещение суд находит законным и подлежащим удовлетворению в связи с тем, что Федеральными законами «О федеральном бюджете» на 2009, 2010,2011 годы» предусматривается процент инфляции, что также подтверждается изменением стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг. Федеральным законом № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» уровень инфляции на 2009 год установлен 13 %. В статье 1 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» уровень инфляции на 2010 год определен и составил 10%, на 2011 год определен в 8,0 процентов. В связи с изложенным суд соглашается с механизмом расчета суммы, подлежащей взысканию с учетом увеличения стоимости оплаты расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением на день рассмотрения дела в суде, предложенный истцом и представителем истца. Ответчик в обоснование своих возражений против требования истца об индексации не представил своего расчета, подтверждающего отсутствие инфляции и роста цен на оплату жилья и коммунальных услуг. Проверив расчеты истца сумм, подлежащих взысканию, суд находит данные расчеты верными и принимает их за основу. Таким образом, с учетом частичного возмещения понесенных истцом расходов, и с учетом индексации, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца Фроловой Э.В. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) сумма, исходя из расчета: (дата обезличена) г.: оплачено за электроэнергию <данные изъяты>. х 2 мес=<данные изъяты>. перечислено ответчиком за (дата обезличена) : <данные изъяты>. х 2 мес.= <данные изъяты> руб.. Сумма задолженности за электроэнергию составляет <данные изъяты> - <данные изъяты> = <данные изъяты>. <данные изъяты> х (13%+10 %+8%) =<данные изъяты>.– сумма индексации за период обращения истца Сумма задолженности с учетом индексации составила: <данные изъяты>. В (дата обезличена) г. оплачено за электроэнергию: <данные изъяты>. х12 мес.= <данные изъяты>. Перечислено ответчиком за (дата обезличена) г.: <данные изъяты>. х 12 мес. = <данные изъяты>. Сумма задолженности за электроэнергию: <данные изъяты> <данные изъяты>.- сумма индексации Сумма задолженности за электроэнергию с учетом индексации: <данные изъяты> В (дата обезличена) за электроэнергию оплачено <данные изъяты>., перечислено ответчиком за (дата обезличена) г. <данные изъяты>. Сумма задолженности за электроэнергию составляет <данные изъяты>. <данные изъяты>.- сумма индексации Сумма задолженности за электроэнергию с учетом индексации: <данные изъяты>. За <данные изъяты> за электроэнергию оплачено <данные изъяты>., перечислено за (дата обезличена) <данные изъяты>. Сумма задолженности за электроэнергию за (дата обезличена) г.: <данные изъяты>. Всего за электроэнергию с учетом индексации подлежит взысканию: <данные изъяты>. Стоимость содержания жилья по состоянию на (дата обезличена) года составляет <данные изъяты>., отопления - <данные изъяты>., стоимость найма жилья - <данные изъяты>.. Механизм индексации заложен в стоимость оплаты жилья и отопления на (дата обезличена) г.. Сумма задолженности за содержание жилья с учетом индексации <данные изъяты>.* 29 мес. (период задолженности) = <данные изъяты>. Сумма задолженности за отопление с учетом индексации <данные изъяты> * 29 мес. (период задолженности) = <данные изъяты>. Сумма задолженности за наем с учетом индексации <данные изъяты>. * 29 мес. (период задолженности) = <данные изъяты>. Сумма возмещения расходов истца на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) с учетом индексации составляет: <данные изъяты>. Таким образом, суд приходит к выводу, что взысканию с ответчика - Администрации МО «Тоцкий район» в пользу истца подлежат фактически понесенные истцом расходы на оплату жилья, отопление и освещение за указанный в иске период времени с учетом индексации в сумме <данные изъяты> В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истец заявила письменное ходатайство о взыскании с ответчика расходов на оплату юридических услуг представителя за устную консультацию, составление искового заявления, производство расчета, представительство в суде первой инстанции <данные изъяты>, подтвердив свои требования квитанцией оплаты на указанную сумму. Данные расходы суд находит подлежащими удовлетворению полностью при этом суд исходит из объёма выполненной представителем работы: составление искового заявления, предоставление расчетов, участие в судебных заседаниях. В соответствии со ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Согласно ст.333-36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик - Администрация муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика по настоящему делу не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Фроловой Э. В. к Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом индексации за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) удовлетворить. Взыскать с Администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу Фроловой Э. В. в качестве возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) с учетом индексации и ранее выплаченных сумм <данные изъяты>, в качестве судебных расходов по оплате юридической помощи представителя <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Т.И.Борцова В окончательной форме решение изготовлено 30 января 2012 года (понедельник). РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ СОГЛАСОВАНО «___»___________2012 ГОДА СУДЬЯ К ПУБЛИКАЦИИ РАЗРЕШЕНО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «___»_________2012 ГОДА
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложил обязанность на орган местного управления, в ведении которого находится лечебное учреждение, определять размер и порядок выплат медицинским работникам возмещения за наем жилья с отоплением и освещением. Размер социальной поддержки доверителя не может быть меньше, чем предоставлялся ей до 2005 года. Возмещение расходов доверителя в указанный в иске период времени осуществляла администрация муниципального образования «Зареченский сельсовет», однако не в полном объеме, а в пределах 155 рублей в месяц на основании (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) и Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории (адрес обезличен).