П Р И Г О В О Р по делу № Именем Российской Федерации г.Тосно <данные изъяты> Судья Тосненского городского суда Ленинградской области Мигурская Л.А. с участием: государственного обвинителя – помощника Тосненского городского прокурора Кудряшова П.В., подсудимой Осиповой <данные изъяты><данные изъяты> защитника Стрежнева А.Г., представившего удостоверение № и ордер №, потерпевшей Разиной З.Т. при секретаре Кожановой Ю.Ю. рассмотрел материалы уголовного дела в отношении ОСИПОВОЙ <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты>, обвиняемой в совершении трех преступлений, предусмотренных п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, У С Т А Н О В И Л: Осипова О.П. совершила кражу, то есть тайное хищение чужого имущества группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину и незаконным проникновением в жилище. Преступление совершено при следующих обстоятельствах. <данные изъяты>.
При этом лично Осипова вступила в сговор, незаконно проникла в дом, похищала и распоряжалась имуществом Ефименко А.Я.
Она же совершила кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину и незаконным проникновением в жилище.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
<данные изъяты>2009года в дневное время, Осипова О.П., по предварительному сговору и совместно с неустановленной следствием женщиной, с целью хищения чужого имущества, обманным путем - представившись сотрудниками социальной защиты населения, под предлогом обмена денежных средств и необходимости переписи номеров денежных купюр, незаконно проникли в дом № по <адрес> улице в <адрес>, где, воспользовавшись невнимательностью хозяйки дома Князевой Л.И., тайно похитили деньги в сумме 42000рублей, причинив потерпевшей значительный ущерб на указанную сумму.
Осипова при этом вступила в предварительный сговор, незаконно проникала в дом, тайно похищала и распоряжалась похищенными деньгами.
Осипова О.П. совершила кражу, то есть тайное хищение чужого имущества группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину и незаконным проникновением в жилище.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
<данные изъяты>2009года в дневное время, Осипова О.П., вступив в предварительный сговор и совместно с неустановленной следствием женщиной, с целью кражи чужого имущества, представившись сотрудниками социальной защиты населения и, введя таким образом в заблуждение хозяйку дома Разину З.Т., под предлогом переписи пенсионеров, незаконно проникли в дом № по улице <адрес> в <адрес> где воспользовавшись невнимательностью Разиной З.Т., тайно похитили деньги в сумме 35000рублей, причинив потерпевшей значительный материальный ущерб на указанную сумму.
Осипова при этом вступила в предварительный сговор, незаконно проникала, тайно похищала деньги и распоряжалась ими.
Допрошенная в судебном заседании подсудимая Осипова О.П. вину свою не признала, пояснив, что все свои признательные показания в ходе предварительного следствия она придумала, давала их вынужденно; явку с повинной написала, чтобы не арестовали О., с которой их задержали, и О., чтобы ей отдали новорожденного ребенка. У неё при задержании были изъяты залоговые билеты ломбарда, по ним она сдавала золотые изделия, которые купила в <адрес> у ломбарда у незнакомой женщины. Она не ориентируется в <адрес> и не могла показывать сотрудникам милиции улицы и дома.
Несмотря на позицию подсудимой, её вина подтвердилась в судебном заседании, в том числе и её собственными показаниями в ходе предварительного следствия, которые были оглашены в соответствии с
п. 3 ч.1 ст. 276 УПК РФ.
Из показаний Осиповой О.П. по факту кражи <данные изъяты>.2009года в качестве подозреваемой <данные изъяты> и обвиняемой <данные изъяты> которые между собой аналогичны, следует, что она совместно с женщиной (цыганкой) по имени Л. с которой познакомилась в <адрес>, <данные изъяты>.2009года совершила кражу денег в сумме 20.000рублей и золотых изделий (серег, кулона и кольца) из дома, который находился в частном секторе <адрес> и куда привела Л. Хозяйке дома – женщине лет восьмидесяти, они представились сотрудниками соцзащиты, которые переписывают пенсионеров. Пока хозяйка искала паспорт, она перерезала ножницами телефонный провод, а когда Л. что-то писала, взяв паспорт у хозяйки дома, она пошла в спальню и под матрацем нашла деньги в кошельке, завернутом в газету, откуда взяла 20.000рублей, серьги, кольцо и кулон (л.д.49-51, 58-61).
Из показаний Осиповой О.П. по факту кражи <данные изъяты>.2009года в качестве подозреваемой <данные изъяты> следует, что вместе с Л. пришли в конце февраля 2009года около 13часов к частному дому желтого цвета, который расположен в конце улицы с правой стороны у женской колонии. В доме были пожилые женщина и мужчина, которым они представились сотрудниками соцзащиты, объяснили им, что будет замена денег и потому необходимо переписать купюры. Мужчина из подвала достал железную банку, из неё – стеклянную, а из неё деньги, завернутые в бумагу, на которой написано было 82000рублей. Мужчина вышел на кухню, Л. отвлекла внимание хозяйки, а она, незаметно вытащила часть денежных купюр из пачки, остальные положила в банку. В этот дом привела Л. Она (Осипова) согласилась показать этот дом после написания явки с повинной (л.д.144-145).
В качестве обвиняемой <данные изъяты> Осипова О.П. по факту кражи у потерпевшей Ефименко <данные изъяты>.2009года признала частично только потому, что совершила её не с О., а с другой женщиной.
В своем признании от <данные изъяты> Осипова О.П. собственноручно написала о совершенных ею совместно с лицом, которое она отказывается называть, кражах денег в сумме 20000рублей и золотых изделий - у потерпевшей Ефименко, денег в сумме 38000рублей – у потерпевшей Князевой, а также 35000рублей у потерпевшей Разиной в поселке <адрес>, которую они встретили, когда та шла с электрички, она помогла ей донести сумку домой и, представившись сотрудником соцзащиты, попросила пенсионное удостоверение. Потерпевшая стала искать удостоверение и решила, что оно лежит вместе с деньгами, попросила Осипову достать из подвала из ведра деньги. Она достала 35000рублей и взяла их (л.д.28-30).
<данные изъяты>.2009года Осипова О.П. в качестве обвиняемой, когда ей было предъявлено обвинение по трем кражам, отказалась давать показания, воспользовавшись правом ст. 51 Конституции РФ.
Признательные показания Осиповой О.П., совпадают по обстоятельствам каждого совершенного преступления с показаниями потерпевших.
Потерпевшая Разина З.Т., 1925года рождения, уверенно опознала в зале судебного заседания в лице подсудимой Осиповой О.П. одну из женщин - цыганок, которые приходили к ней как сотрудники соцзащиты, помогли донести сумку домой, потом попросили документы. Сказали, что нет пенсионного удостоверения, и предложили поискать его там, где лежат деньги. Она пустила одну женщину в подвал, где хранила деньги. А когда они ушли, обнаружила, что пропали 35000рублей. Просит взыскать с подсудимой похищенные деньги.
Потерпевшая Ефименко А.Я., <данные изъяты>, показания которой были оглашены с согласия сторон, показала, что проживает одна, <данные изъяты>2009года пришли две женщина, представились сотрудниками соцзащиты, которые переписывают пенсионеров. В доме женщина, которая выше ростом, писала что-то за столом, а та, которая пониже ростом пошла в спальню. Когда они ушли, телефонный провод был обрезан, а потом она обнаружила, что пропали 20000рублей и золотые серьги, кольцо и кулон в виде монетки, всего на сумму 27000рублей, что является для неё значительным ущербом. Деньги и золотые изделия она хранила под матрацем в спальне (л.д.114-115).
Из показаний потерпевшей Князевой Л.И., <данные изъяты> рождения, оглашенных с согласия сторон, следует, что <данные изъяты>2009года они с мужем были дома, когда к ним пришли две женщины, одна невысокого роста и одета в куртку с мехом, другая повыше ростом и в темной куртке. Они представились сотрудниками соцзащиты, сказали, что будет обмен денег и, чтобы потом без очереди обменять, им нужно переписать номера денежных купюр. Муж достал деньги из подвала, которые были в банке под крышкой. Женщина, которая поменьше ростом, пересчитывала деньги, потом попросила принести крышку от банки и воды, когда она принесла, женщина положила деньги в банку, и они ушли. Через два дня они с мужем обнаружили пропажу части денег (л.д.155-156).
В своем собственноручно написанном признании <данные изъяты> которое, как указано в тексте, написано без какого-либо физического либо психологического воздействия, Осипова подробно сообщает обстоятельства совершенных преступлений, по которым потерпевшие были допрошены позднее: потерпевшая Ефименко А.Я. – <данные изъяты>, потерпевшая Князева Л.И. – <данные изъяты>, потерпевшая Разина З.Т. - <данные изъяты>
Поскольку обстоятельства, которые излагала Осипова в качестве подозреваемой, по деталям совпадают с показаниями потерпевших, утверждение Осиповой в суде, что она показания придумала и написала под диктовку, суд признает надуманными, поскольку только участники событий могли знать те подробности, которые первой и сообщила Осипова сначала устно сотрудникам милиции, затем в своем письменном признании, а затем, в присутствии защитника, при допросе в качестве подозреваемой.
Отказ Осиповой О.П. в судебном заседании от признательных показаний в ходе предварительного следствия суд расценивает, как защитную тактику, обусловленную желанием уйти от ответственности за содеянное.
Суд признает достоверными показания Осиповой О.П. в качестве подозреваемой и обвиняемой, поскольку они согласуются с показаниями потерпевших, а также подтверждаются протоколом личного досмотра Осиповой О.П. (л.д.33), в ходе которого были изъяты залоговые билеты ломбарда в <адрес>, из которых следует, что <данные изъяты>.2009года она сдала золотые изделия в том числе и те, которые были похищены у потерпевшей Ефименко А.Я. <данные изъяты>.2009года (л.д.131-132).
Из показаний свидетеля С. следует, что сначала Осипова рассказала, в каких домах она была, кто там проживает, и сколько денег она в каждом доме похитила. После этого написала чистосердечное признание. Вместе с Ч. он выезжал с Осиповой О.П. по тем домам, которые она описывала по внешнему виду. О. знала все дома визуально, говорила, как к дому проехать. Она объяснила, что представлялась пожилым людям сотрудником администрации или соцзащиты, и похищала у них деньги. Она говорила, что в <адрес> снимала номер в гостинице, и ранее уже приезжала в <адрес>. Она называла дома потерпевших, от которых и заявлений еще не было.
Свидетель Ч. пояснил, что лично брал объяснения у Осиповой О.П. после её задержания по поводу кражи у потерпевшей в <адрес>. Осипова О.П. подробно рассказала, что она вместе с женщиной встретила потерпевшую на улице, помогла ей донести сумку домой, попили у бабушки чаю, спросили документы, которые потерпевшая не могла найти, предложили посмотреть их там, где она хранит деньги. Бабушка показала, что деньги лежат в подвале, Осипова их похитила. Осипова рассказала и написала явку с повинной о краже в <адрес> а потом и в <адрес>, которые еще не были известны, называла суммы, подробно излагала обстоятельства, которые потом полностью подтвердились объяснениями всех потерпевших.
Осипову О.П. действительно задержали вместе с О., но подсудимая отрицала участие М. а доказать не удалось.
Свидетель К. подтвердил, что Осипову О.П. задержали и доставили в отделение милиции, потому, что она в <адрес> и <адрес> похищала деньги, представляясь сотрудником администрации.
Показания свидетеля Т., оглашенные с согласия сторон, подтверждают, что в отделение милиции позвонил кто-то из граждан, что по поселку <адрес> ходят две женщины – цыганки, которые представляются сотрудниками то администрации, то соцзащиты. Т., выяснив в администрации, что никто никого не посылал, сообщила в милицию, после чего задержали Осипову О.П. и О. (л.д. 118-119).
Факт проживания Осиповой О.П. – жительницы <данные изъяты>, подтверждается справкой начальника <данные изъяты> о том, что она неоднократно проживала в гостинице <адрес> в феврале – апреле 2009года, в том числе и в те дни, когда были совершены кражи у потерпевших по данному делу (л.д.40).
Все доказательства судом проверены, признаны допустимыми, достоверными, и достаточными.
Анализируя все представленные доказательства, суд признает вину подсудимой Осиповой доказанной, а её действия по каждому преступлению квалифицирует по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ (в редакции ФЗ от 2006года), как кражу, то есть тайное хищение чужого имущества группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину и незаконным проникновением в жилище.
Осипова в своих признательных показаниях, потерпевшие и свидетели по делу, подтвердили, что Осипова была с женщиной, установить которую следствию не удалось. О том, что в дом к потерпевшим они проникали с целью хищения их имущества, следует из показаний Осиповой О.П., подтверждается одинаковым способом хищения, неоднократностью преступлений, а также наступившими последствиями.
Проникновение в жилище следует признать незаконным, поскольку подсудимая обманным образом и под надуманным предлогом входила дом, используя доверие к службе социальной защиты населения у престарелых потерпевших, которые в силу своего возраста пользовались на законных основаниях услугами данной службы.
Поскольку потерпевшие являются нетрудоспособными в силу своего возраста, единственным источником к существованию для них является пенсионное обеспечение от государства, суммы похищенные у них подсудимой значительно превышают размер их пенсии, потому следует признать обоснованным и доказанным причинение значительного ущерба для всех потерпевших.
Определяя вид и меру наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, которые относятся к категории тяжких и совершены в отношении беспомощных в силу своего престарелого возраста потерпевших, с использованием их доверия к службе социальной защиты, сотрудником которой подсудимая представлялась; данные о личности подсудимой, которая на учете у нарколога и психиатра не состоит, ранее не судима, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
Суд не усматривает оснований признавать смягчающим наказание обстоятельством чистосердечное признание Осиповой в ходе предварительного расследования, поскольку в судебном заседании она отказалась, что писала его, раскаиваясь в содеянном.
Оснований для назначения наказания в виде штрафа, либо применения правил ст. 73 УК РФ – условного осуждения, суд не усматривает, полагая, что исправление Осиповой О.П. должно проходить в условиях реального лишения свободы, однако, учитывая требование закона об индивидуальном подходе к назначению наказания, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденной, суд признает возможным назначить ей за каждое преступление минимальное наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. «б» ч.1 ст. 58 УК РФ отбывание наказания Осиповой О.П. следует назначить в исправительной колонии общего режима.
Потерпевшей Разиной З.Т. заявлен гражданский иск в размере 35.000рублей.
Суд признал доказанным факт кражи денег подсудимой Осиповой О.П. у потерпевшей Разиной З.Т. в сумме 35000рублей и потому необходимым гражданский иск потерпевшей удовлетворить в полном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать ОСИПОВУ <данные изъяты> виновной в совершении трех преступлений, предусмотренных п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ
(в редакции ФЗ 2006года) и назначить ей наказание в виде лишения свободы без штрафа:
по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ (потерпевшая Князева Л.И.) - сроком на два года,
по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ (потерпевшая Разина З.Т.) - сроком на два года,
по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ (потерпевшая Ефименко А.Я) - сроком на два года.
На основании ч.3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний, окончательно назначить ОСИПОВОЙ <данные изъяты> два года шесть месяцев лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислять с <данные изъяты> февраля 2010года.
Зачесть в срок отбытия наказания время нахождения под стражей с <данные изъяты> 2009года по <данные изъяты> февраля 2010года.
Меру пресечения до вступления приговора в законную силу оставить заключение под стражей.
Вещественные доказательства по делу – залоговые билеты – оставить в материалах дела.
Гражданский иск Разиной <данные изъяты> удовлетворить и взыскать в её пользу с Осиповой <данные изъяты> 35.000(тридцать пять тысяч) рублей.
Процессуальные издержки в сумме 6.265рублей 77копеек - за оказание юридической помощи адвокатом в период предварительного расследования - взыскать с Осиповой <данные изъяты> в доход государства.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок с момента вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы или кассационного представления, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Судья Мигурская.