Администрация МО Никкольского г.п. нарушило правила пожарной безопасности в РФ



Дело № 5-76/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г.Тосно 10 марта 2011 года

Судья Тосненского городского суда Ленинградской области

Смирнова В.А.,

при секретаре Лащевской Л.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении администрации муниципального образования Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области, юридический адрес: Ленинградская область, Тосненский район, г.Никольское, ул.Зеленая, д.32, основной регистрационный № 1054700604727, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

У С Т А Н О В И Л:

20 декабря 2010 года на территории муниципального образования Никольское городское поселение, Тосненского района, Ленинградской области, по адресу: г.Никольское, ул.Заречная, д.23, выявлено нарушение администрацией муниципального образования Никольское городское поселение Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), а именно:

- (п.23 ППБ 01-03) подъезд к дому № 23 по ул.Заречная г.Никольское не очищен от снега и льда, также не очищен от снега и льда подъезд к естественному водоему за 20 м от дома № 23 по ул.Заречная, что затруднило тушение пожара, произошедшего 11 декабря 2010 года в доме 23 по вышеуказанному адресу.

Указанными действиями администрация МО Никольское городское поселение совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ в отсутствие законного представителя администрации МО Никольское городское поселение, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не заявлявшего ходатайств об отложении судебного заседания.

Защитник администрации МО Никольское городское поселение Попова С.П. вину администрации не признала. Указала, что 11 декабря 2010 года подъезд к дому 23 по улице Заречной был очищен от снега и льда, поскольку согласно муниципального контракта вся территория Никольского городского поселения, в том числе ул.Заречная, подвергается механизированной уборке, снегоочистке, с уборкой снежных валов с обочин. Выполнение условий контракта контролируется администрацией. Забор воды при тушении пожара 11 декабря 2010 года должен был производиться из соответствующего требованиям пожарной безопасности пожарного водоема, находящегося между домами 13 и 15 по ул.Песчаная. Поэтому вина администрации в части невыполнения требований ППБ по очищению от снега и льда подъезда к естественному водоему (р.Тосна), также отсутствует. В обоснование своей позиции представила: копию муниципального контракта № 26-10 от 22.11.2010г. (л.д.50-55), копию справки от 13.12.2010г. о стоимости выполненных работ (л.д.56), копию счета № 195 от 13.12.2010г. (л.д.58), копию акта от 13.12.2010г. о приемке выполненных работ (л.д.57), копию справки № 7 от 14.02.2011г. (л.д.59), фотографии в количестве четырех штук (л.д.70-71), копию акта совместной проверки ОГПН и администрации Никольского городского поселения от 09.12.2010г. (л.д.69).

Инспектор ОНД Тосненского района Петров А.Н. в судебных заседаниях пояснил, что в качестве дежурного дознавателя в составе оперативной группы выезжал 11 декабря 2010 года на место пожара в г.Никольское, затем по факту пожара проводил проверку, в результате которой выявлен факт совершения администрацией Никольского городского поселения данного административного правонарушения. Пояснил, что 11 декабря 2010 года подъезд к дому № 23 по ул.Заречная г.Никольское был не очищен от снега и льда, дорога была сильно сужена из-за неубранного снега, в связи с чем подъезд пожарной техники к дому 23 по ул.Заречной, а также ее маневрирование, были значительно затруднены, что повлияло на время раскладки магистральной линии и подачи стволов для тушения пожара. Кроме того, также был не очищен от снега и льда подъезд к естественному водоему (р.Тосна), находящейся за 20 м от дома № 23 по ул.Заречная, пожарная техника не смогла подъехать к реке, в связи с чем пришлось установить мотопомпу на берегу реки, а забор и перекачка воды осуществлялась через пожарные рукава в автоцистерну. Указанные обстоятельства затруднили тушение пожара, увеличили время реагирования. Забор воды для тушения пожара не должен был производиться из пожарного водоема, на существование которого ссылается администрация, поскольку он не находится в радиусе не менее 200 метров от горевшего дома, как того требует п.9.30 СНиП 2.04.02.84. Иных противопожарных водоисточников в д.Перевоз нет, поэтому тушение пожара производилось из р.Тосна, находящейся от горевшего дома на расстоянии 20 метров.

Допрошенный в судебном заседании 16 февраля 2011 года в качестве свидетеля Фасхутдинов Р.Н. – начальник сектора ГУ ЧС администрации Никольского городского поселения, показал, что еще при проверке ОГПН в сентябре 2010 года выявлено отсутствие действующих пожарных водоемов на территории г.Никольское в д.Перевоз, поэтому в настоящее время выделены материальные средства на установку в д.Перевоз двух пожарных гидрантов.

Суд, заслушав защитника администрации МО Никольское городское поселение Попову С.П., инспектора ОНД Тосненского района Петрова А.Н., исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Факт совершения администрацией МО Никольское городское поселение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении № 3 от 28 января 2011 года (л.д.3-4);

- извещением администрации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 26.01.2011г. (л.д.6-7);

- определением № 1444 от 20.12.2010г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.8);

- решением Совета депутатов Никольского городского поселения от 01.12.2009г. (л.д.11);

- свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.12);

- Уставом Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (л.д.13-40);

- актом о пожаре от 11.12.2010г., в котором отражено, что «плохие дороги от снега; нет подъезда к реке Тосна, улица Заречная не очищена от снега и льда» (л.д.45);

- рапортом начальника караула ПЧ -111, из которого следует, что при тушении пожара 11.12.2010г. установлено, что ул.Заречная не очищена от снега и льда, а также отсутствует подъезд к р.Тосна, что затруднило проезд до места пожара пожарной техники и забор воды из р.Тосна для тушения пожара (л.д.46);

- объяснением водителя пожарной машины Байкова С.А. от 01 марта 2011 года о том, что 11 декабря 2010 года ул.Заречная была не очищена от снега, имелась только узкая колея, не было возможности маневрирования; данных о наличии в д.Перевоз пожарных водоемов не было, отсутствовала и таблички, информирующие об их наличии; поскольку единственным и ближайшим водоисточником являлась р.Тосна, тушение пожара производилось из нее, но поскольку подъезда к ней не было оборудовано, была установлена мотопомпа через прорубь и вода подавалась в емкость АЦ. Все указанное существенно увеличило время прибытия на место пожара, затруднило работу дежурного караула (л.д.72);

- картой Никольского городского поселения (л.д.74);

- перечнем противопожарных водоисточников на территории Никольского городского поселения, в котором отсутствует указание на наличие пожарного водоема между домами 13 и 15 по ул.Песчаная в г.Никольское (л.д.73).

Процессуальные документы составлены в соответствии с действующим законодательством, уполномоченными должностными лицами.

В соответствии со ст.14 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Пункт 3.1 "Методических рекомендаций по осуществлению муниципальными образованиями Ленинградской области полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности", утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 5 июня 2007 г. N 126 (в редакции от 10 декабря 2008 г.) предусматривает организацию органами местного самоуправления обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Аналогичная норма закреплена в пункте 9 статьи 9 Устава Никольского городского поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со ст.38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 23 которых дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Доказательств невозможности соблюдения администрацией Никольского городского поселения требований пункта 23 ППБ 01-03 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у администрации МО Никольское городское поселение имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но все зависящие от нее меры по их соблюдению приняты не были.

Суд, анализируя собранные по делу доказательства в своей совокупности, оценив их как относимые, допустимые и достоверные, считает их достаточными и взаимосвязанными, согласующимися друг с другом и не содержащими противоречий, в связи с чем находит установленной и доказанной вину администрации МО Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Утверждение защитника Поповой С.П. о достаточной по ширине очистке улицы Заречной от снега и льда, в том числе, 11 декабря 2010 года, опровергаются материалами дела, в частности, актом о пожаре (л.д.45), рапортом начальника караула, производящего тушение пожара (л.д.46), объяснением водителя пожарной автомашины (л.д.72), а также объяснениями в судебных заседаниях инспектора ОНД Петрова А.Н., выезжавшего к месту пожара в качестве дежурного дознавателя. Представленные защитником администрации Никольского городского поселения Поповой С.П. документы: копия муниципального контракта № 26-10 от 22.11.2010г. (л.д.50-55), копия справки от 13.12.2010г. о стоимости выполненных работ (л.д.56), копия счета № 195 от 13.12.2010г. (л.д.58), копия акта от 13.12.2010г. о приемке выполненных работ (л.д.57), копия справки № 7 от 14.02.2011г. (л.д.59), с достоверностью об обратном не свидетельствуют.

Доводы защитника администрации Никольского городского поселения о необоснованном вменении администрации обязанности очищения от снега и льда подъезда к естественному водоему (р.Тосна), ввиду наличия соответствующего требованиям ППБ пожарного водоема между домами 13 и 15 по ул.Песочной, откуда и должен быть произведен забор воды для тушения пожара 11 декабря 2010 года, отвергаются как несостоятельные, поскольку при рассмотрении дела установлено, что указанный противопожарный водоем не находится в нормативном радиусе от объекта тушения пожара (л.д.74). Иными противопожарными водоисточниками, кроме р.Тосна, находящейся на расстоянии 20 метров от объекта тушения пожара, нормативная территория не обеспечена, что подтвердили в судебных заседаниях защитник администрации Попова С.П., и свидетель Фасхутдинов Р.Н., а также усматривается из представленного из пожарной части № 111 перечня водоисточников (л.д.73). Соответствие пожарного водоема, находящегося между домами 13 и 15 по ул.Песочной в г.Никольское (Перевоз), требованиям пожарной безопасности, что подтверждается представленными защитником: фотографиями в количестве четырех штук (л.д.70-71), копией акта совместной проверки ОГПН и администрации Никольского городского поселения от 09.12.2010г. (л.д.69), в данном случае, исходя из вышеуказанного, не имеет правового значения.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Администрацию муниципального образования Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей, подлежащего перечислению:

ГРКЦ ГУ Банка России по Ленинградской области, г. Санкт-Петербург, УФК по Ленинградской области (Главное управление МЧС России по Ленинградской области), ИНН 7839306722, р/с 40101810200000010022, ОКАТО 41466000000, БИК 044106001, КПП 783901001, л/с 04451784560, КБК 177116270000140, назначение штрафа: штраф за нарушение Закона о пожарной безопасности.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Тосненский городской суд Ленинградской области.

Судья Смирнова В.А.