Дело № 12-175/2011 РЕШЕНИЕ г.Тосно 31 октября 2011 года Судья Тосненского городского суда Ленинградской области Смирнова В.А., при секретаре Тетюхиной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального общеобразовательного учреждения «Машинская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа») Тимофеевой <данные изъяты> на постановление мирового судьи судебного участка № 74 Тосненского района Ленинградской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 75 Тосненского района Ленинградской области от 31 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), установил: постановлением мирового судьи судебного участка № 74 Тосненского района Ленинградской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 75 Тосненского района Ленинградской области от 31 августа 2011 года МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90000 рублей. В жалобе директора МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа» Тимофеевой Г.В. содержится просьба об отмене постановления от 31 августа 2011 года. В жалобе указывается на то, что учреждение не является собственником помещений школы, пользуется им на праве оперативного управления. Финансовые средства, требующиеся для проведения мероприятий, предложенных к исполнению в предписании, должны предоставляться администрацией МО Тосненский район Ленинградской области. Учреждением предприняты все возможные меры для исполнения предписания в полном объеме, но необходимые денежные средства учреждению не выделены, в силу чего отсутствует возможность для исполнения предписания в установленный срок. В судебном заседании директор МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа» Тимофеева Г.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам. К материалам дела приобщены: договор от 23 января 2003 года о порядке использования закрепленного за муниципальным образовательным учреждением имущества МО «Тосненский район Ленинградской области» на праве оперативного управления с актом приема-передачи имущества, перечнем передаваемых основных средств по состоянию на 01.01.2003г.; экспертное заключение по расчету величины уровня пожарной безопасности и величины уровня пожарной опасности для здания МОУ «Машинская СОШ». Государственный инспектор Тосненского района по пожарному надзору Абдухакова О.А. в судебном заседании 11 октября 2011 года подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Считала, что обжалуемое постановление мирового судьи законно и обоснованно, доводы жалобы не являются основанием для освобождения учреждения от административной ответственности. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав Тимофееву Г.В., прихожу к следующим выводам. Статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) установлено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В силу ст.37 указанного Закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии с ч.13 ст.19.5 КоАП РФ Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей (часть 13 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ). Материалами дела установлено, что МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа» 12 августа 2011 года, в 10 часов 00 мин. по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, п.Лисино-Корпус, ул.Турского, д.2, не выполнило в установленный срок (до 20 июля 2011 года) законное предписание отдела надзорной деятельности Тосненского района по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 18/1/13 от 04 апреля 2011 года, а именно: не выполнены мероприятия, указанное в пунктах 7, 9, 10, 11, 13 предписания: - лестничные клетки не имеют световых проемов площадью не менее 1,2 кв.м в наружных стенах на каждом этаже (п.3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 п.6.35); - помещения школы 2-го этажа не обеспечены самостоятельным эвакуационным выходом (эвакуационный выход через лестничную клетку (по плану БТИ № 25) проходит через помещения детского сада на 1-м этаже) (п.3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 п.6.11); - эвакуационные пути предусмотрены через участки, ведущие через «проходные» лестничные клетки (п.3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 п.6.24); - ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м (выход на лестничную клетку 1-й этаж крыла начальной школы, 2-й этаж – дверь рядом с помещением по плану БТИ № 15) (п.3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 п.6.16); - не обеспечена руководителем организации на своем объекте (по адресу: п.Лисино-Корпус, ул.Турского, д.2) система пожарной безопасности, направленная на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе, их вторичных проявлений с уровнем обеспечения пожарной безопасности людей не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека (ППБ 01-03 п.4). Факт совершения МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа» административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № 550 от 12 августа 2011 года; актом проверки № 408 от 12 августа 2011 года, предписанием № 18/1/13 от 04 апреля 2011 года, иными представленными по делу доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ. Предписание об устранении нарушения требований пожарной № 18/1/13 от 04 апреля 2011 года, которым срок его выполнения определен до 20 июля 2011 года (л.д.8-10), вынесено полномочным должностным лицом, с соблюдением порядка и сроков его принятия, с соблюдением установленных требований по его оформлению. Факт своевременного вручения предписания адресату подтверждается подписью руководителя учреждения Тимофеевой Г.В. Предписание до настоящего времени не обжаловано, в том числе, по основанию несогласия с указанными в нем сроками для устранения выявленных нарушений, не признано незаконным и не отменено. Таким образом, оснований для его невыполнения в установленный срок у МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа» не имелось. А потому, вывод мирового судьи о наличии вины МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1, 2.2 КоАП РФ. Действия МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа» правильно квалифицированы по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ согласно установленным обстоятельствам и требованиям КоАП РФ. Определенный вид и размер административного наказания соответствует санкции части 13 статьи 19.5 КоАП РФ, характеру совершенного правонарушения. В соответствии со ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций. Договором от 23 января 2003 года, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области» (КУМИ) и МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа», установлен порядок использования закрепленного за учреждением на праве оперативного управления имущества муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, в состав которого входит и здание школы, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пос.Лисино-Корпус, ул.Турского, д.2 (л.д.42-47). Так, пунктом 3.1 данного договора установлено, что учреждение в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, обязуется осуществлять капитальный и текущий ремонт, соблюдать правила пожарной безопасности. Данный договор, в силу п.5.1 вступает в силу с момента его подписания и действует на весь период деятельности учреждения. Из Устава МОУ «Машинская средняя общеобразовательная школа» (л.д.15-26) следует, что школа руководствуется в своей деятельности, в том числе, договором с учредителем, настоящим Уставом (п.1.9); при осуществлении предпринимательской деятельности школа руководствуется законодательством Российской Федерации, регулирующим данную деятельность (п.1.11); школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс (п.1.12); школа вправе вести разрешенную предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, не идущую в ущерб образовательной деятельности (п.6.11); школа владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за нею на праве оперативного управления имуществом в соответствии с ее назначением, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации и договором между Школой и Учредителем (п.6.2); Школа обязана: содержать имущество и прилегающую к нему территорию в соответствующем нормам состоянии (п.6.3); школа самостоятельно проводит мероприятия, направленные на развитие своей материально-технической базы (п.6.25); школа имеет право самостоятельно распоряжаться доходами и имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности (п.6.16). Таким образом, из анализа положений Устава учреждения и договора усматривается, что собственником ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложена на учреждение. Кроме того, как следует из п.6.23 Устава школы, источниками формирования финансовых ресурсов учреждения являются не только средства муниципального бюджета. Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что в действиях учреждения отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку учреждение не является собственником помещений школы, и у него отсутствуют бюджетные средства в необходимом для исполнения предписания объеме, не могут быть признаны состоятельными. Отсутствие у муниципального учреждения, ответственного за эксплуатацию и финансово-хозяйственное обеспечение здания, достаточных бюджетных средств для исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не является основанием для освобождения такого учреждения от административной ответственности, предусмотренной частью 13 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Принятие руководителем учреждения образования мер по получению бюджетных денежных средств в целях исполнения предписания, не влечет отмены правильного по сути решения суда о назначении административного наказания по части 13 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представленное дополнительно экспертное заключение № 20-2-4 от 16 августа 2011 года по расчету величины уровня пожарной безопасности и величины уровня пожарной опасности для здания МОУ «Машинская СОШ» не свидетельствует о выполнении МОУ «Машинская СОШ» требований предписания от 04 апреля 2011 года в установленный в нем срок – до 20 июля 2011 года, т.е. не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ. При вынесении постановления нарушений норм материального и процессуального права, являющихся правовым основанием для отмены обжалуемого постановления, не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья Решил: Постановление мирового судьи судебного участка № 74 Тосненского района Ленинградской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 75 Тосненского района Ленинградской области от 31 августа 2011 года оставить без изменения, жалобу директора муниципального общеобразовательного учреждения «Машинская средняя общеобразовательная школа» Тимофеевой <данные изъяты> – без удовлетворения. Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в порядке надзора в Ленинградский областной суд. Судья Смирнова В.А.