Дело № 12-181/2011 РЕШЕНИЕ г.Тосно 24 октября 2011 года Судья Тосненского городского суда Ленинградской области Смирнова В.А., при секретаре Тетюхиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующей муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» (МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское») Сафоненко <данные изъяты> на постановление мирового судьи судебного участка № 72 Тосненского района Ленинградской области от 02 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), установил: Постановлением мирового судьи судебного участка № 72 Тосненского района Ленинградской области от 02 сентября 2010 года МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90000 рублей. Постановлением установлено, что МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» 08 августа 2011 года, по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.Никольское, ул.Школьная, д.8а, не выполнило в установленный срок (до 20 июля 2011 года) законное предписание отдела надзорной деятельности Тосненского района по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 178/1/5 от 19 апреля 2011 года, а именно: не выполнено мероприятие, указанное в пунктах 1-4 предписания: - помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 10 человек, не имеет второго эвакуационного выхода (группа «Аленушка») (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п.6.12); - помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 10 человек, не имеет второго эвакуационного выхода (группа «Ласточка») (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п.6.12); - помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 10 человек, не имеет второго эвакуационного выхода (группа «Чипполино») (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п.6.12); - помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 10 человек, не имеет второго эвакуационного выхода (группа «Василек») (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п.6.12); В жалобе заведующей МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» Сафоненко Т.А. содержится просьба об отмене постановления от 02 сентября 2011 года. В жалобе указывается на то, что учреждение не является собственником помещений детского сада, пользуется им на праве оперативного управления. Финансовые средства, требующиеся для проведения мероприятий, предложенных к исполнению в предписании, должны предоставляться администрацией МО Тосненский район Ленинградской области. Учреждением предприняты все возможные меры для исполнения предписания в полном объеме, но необходимые денежные средства учреждению не выделены, в силу чего отсутствует возможность для исполнения предписания в установленный срок. В судебном заседании заведующая МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» Сафоненко Т.А. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам. К материалам дела приобщены: договор от 13 марта 2003 года о порядке использования закрепленного за муниципальным образовательным учреждением имущества МО «Тосненский район Ленинградской области» на праве оперативного управления с актом приема-передачи имущества, перечнем передаваемых основных средств, договор № 6 от 01 марта 2009 года о взаимоотношениях муниципального дошкольного образовательного учреждения с учредителем; копиями служебных писем заведующей МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» на имя председателя Комитета образования администрации МО Тосненский район Ленинградской области от 20 апреля 2011 года, 04 мая 2011 года, 10 августа 2011 года, 02 сентября 2011 года с информацией о необходимых объемах работы и требуемом финансировании; копия постановления № 1945-па от 20.07.2011г. администрации МО Тосненский район Ленинградской области об утверждении плана мероприятий по обеспечению условий комплексной безопасности в образовательных учреждениях МО Тосненский район Ленинградской области на 2011-2013 годы (с приложением). Государственный инспектор Тосненского района по пожарному надзору Абдухакова О.А. в судебном заседании 10 октября 2011 года подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Считала, что обжалуемое постановление мирового судьи законно и обоснованно, доводы жалобы не являются основанием для освобождения учреждения от административной ответственности. Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав заведующую МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» Сафоненко Т.А., прихожу к следующему. В соответствии с ч.13 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей (часть 13 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ). Как видно из материалов дела, ввиду выявленных в результате плановой выездной проверки в помещениях МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» нарушений обязательных требований пожарной безопасности, учреждению 19 апреля 2011 года выдано предписание № 178/1/5, которым срок их устранения установлен до 20 июля 2011 года. При проверке выполнения данного предписания 08 августа 2011 года было установлено, что пункты 1-4 предписания, заключающиеся в отсутствии в помещениях групп нормативно требуемых вторых эвакуационных выходов, учреждением не выполнены, о чем 08 августа 2011 года составлен акт. Согласно Устава учреждения (л.д.13-21) отношения между Учредителем и Учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ (п.1.7); в соответствии с имеющимся финансированием Учреждение проводит капитальный и текущий ремонты и обеспечивает содержание помещений Учреждения (п.6.8); при осуществлении управления переданным в оперативное управление имуществом Учреждение обязано, в том числе, осуществлять текущий ремонт переданного имущества (п.6.16). Из представленного договора от 13 марта 2003 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области» (КУМИ) и МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» усматривается, что им установлен порядок использования закрепленного за учреждением на праве оперативного управления имущества муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, в состав которого входит здание, расположенное по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Тосненский район, г.Никольское, ул.Школьная, д.8. Пунктом 3.1 данного договора установлено, что учреждение в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, обязуется: содержать имущество и прилегающую к нему территорию в соответствующем нормам состоянии, соблюдать правила пожарной безопасности, осуществлять капитальный и текущий ремонт. Данный договор, в силу п.5.1 вступает в силу с момента его подписания и действует на весь период деятельности учреждения. Договором № 6 от 11 марта 2009 года, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области» (КУМИ) и МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» определены взаимоотношения между учреждением и учредителем. Так, в силу п.2.7 данного договора учредитель принял на себя обязательства по финансированию расходов на капитальный и текущий ремонт учреждения. Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что финансовые средства, требующиеся для проведения мероприятий, предложенных к исполнению в предписании, должны предоставляться учреждению администрацией МО Тосненский район Ленинградской области, убедительны и заслуживают внимания, поскольку нарушения, предложенные к устранению в предписании, возможно устранить лишь в рамках проведения капитального ремонта помещений (здания) учреждения, а из анализа Устава учреждения и договоров, заключенных между учредителем и учреждением, следует, что учредителем обязательства по финансированию расходов учреждения на капитальный ремонт приняты на себя. Как следует из представленных дополнительно служебных записок заведующей МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» на имя председателя Комитета образования администрации МО Тосненский район Ленинградской области: от 20 апреля 2011 года, 04 мая 2011 года, 16 июня 2011 года, 10 августа 2011 года, 02 сентября 2011 года, учреждением своевременно и неоднократно доводилась до учредителя информация о необходимых объемах работы и требуемом финансировании, однако необходимые для выполнения предписания в установленный в нем срок средства учреждению выделены не были. Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о том, что у МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» не имелось возможности для соблюдения правовых норм, устанавливающих обязанность по выполнению требований предписания в установленный законом срок, хотя учреждением были приняты все зависящие от него меры для их соблюдения. Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры. Исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 КоАП России, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: - у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; - данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм. Поскольку установлено, что невыполнение предписания отдела надзорной деятельности Тосненского района № 178/1/5 от 19 апреля 2011 года не находится в причинной связи с бездействием МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское», то в его поведении отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от 02 сентября 2011 года, вынесенное в отношении МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях МДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, судья решил: Постановление мирового судьи судебного участка № 72 Тосненского района Ленинградской области от 02 сентября 2011 года - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения № 18 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» - прекратить. Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в порядке надзора в Ленинградский областной суд. Судья Смирнова В.А.