Дело № 12-199/2011 РЕШЕНИЕ г.Тосно 02 ноября 2011 года Судья Тосненского городского суда Ленинградской области Смирнова В.А., при секретаре Тетюхиной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «Заречное» массива «Заречное» Цветковой С.Н. на постановление главного государственного инспектора Тосненского района Ленинградской области по пожарному надзору от 05 августа 2011 года и на решение заместителя Главного государственного инспектора Ленинградской области по пожарному надзору от 19 сентября 2011 года, установил: Постановлением главного государственного инспектора Тосненского района Ленинградской области по пожарному надзору № 494 от 05 августа 2011 года СНТ «Заречное» массива «Заречное» привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 8 статьи 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 160000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, председатель правления СНТ «Заречное» массива «Заречное» Цветкова С.Н. обжаловала его вышестоящему должностному лицу. Решением заместителя Главного государственного инспектора Ленинградской области по пожарному надзору от 19 сентября 2011 года, вынесенным по жалобе председателя правления СНТ «Заречное» массива «Заречное» Цветковой С.Н. на данное постановление, последнее оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения. В жалобе председателя правления СНТ «Заречное» массива «Заречное» Цветковой С.Н. на постановление от 05 августа 2011 года содержится просьба об отмене постановления от 05 августа 2011 года, и по существу, выражается несогласие с решением вышестоящего должностного лица от 19 сентября 2011 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы на постановление от 05 августа 2011 года. В жалобе указывается на то, что требования СНиП 30-02-97 не распространяются на СНТ «Заречное»; что часть нарушений требований пожарной безопасности на момент проведения проверки была устранена, а нарушения в оставшейся части не устранены ввиду отсутствия финансовых средств. Также указывается на то, что решение вышестоящего должностного лица от 19 сентября 2011 года вынесено с нарушениями требований КоАП РФ о всесторонности, полноте, объективности выяснении обстоятельств дела. Председатель правления СНТ «Заречное» массива «Заречное» Цветкова С.Н. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам. К материалам дела приобщено решение Тосненского городского суда Ленинградской области по делу № 2-1104/11 от 30 сентября 2011 года по иску Тосненского городского прокурора Ленинградской области к СНТ «Заречное» массива «Заречное» об обязании совершить определенные действия. Государственный инспектор Тосненского района по пожарному надзору Яблочкова А.Е. в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколах об административном правонарушении №№ 494, 495, 496 от 29 июля 2011 года. Пояснила, что при проведении проверки в СНТ выявила отсутствие установленного порядка доставки пожарно-технического вооружения добровольными формированиями, и отсутствие переносной пожарной мотопомпы. Никаких документов, подтверждающих обратное, ей представлено не было. Главный государственный инспектор Тосненского района по пожарному надзору Сушкин А.Е. в судебном заседании пояснил, что при проведении проверки СНТ «Заречное» массива «Заречное» Тосненского района Ленинградской области были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности, образующие составы административных правонарушений ч.1, ч.3, ч.8 ст.20.4 КоАП РФ. По результату рассмотрения дела постановлением от 05 августа 2011 года СНТ «Заречное» массива «Заречное» привлечено к административной ответственности по указанным составам, с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. Решением заместителя Главного государственного инспектора Ленинградской области по пожарному надзору от 19 сентября 2011 года постановление от 05 августа 2011 года оставлено без изменения. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав председателя правления СНТ «Заречное» массива «Заречное» Цветкову С.Н., государственного инспектора Тосненского района по пожарному надзору Яблочкову А.Е., главного государственного инспектора Тосненского района по пожарному надзору Сушкина А.Е., прихожу к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В соответствии с частью 8 статьи 20.4 КоАП РФ Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Пунктом 107 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС № 313 от 18.06.03г., установлено, что за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара. Согласно пункту 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В соответствии с п.23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам. Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 5.7 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», принятым и введенным в действие постановлением Госстроя России от 10.09.1997г. № 18-51, установлено, что на территории садоводческого (дачного) объединения ширина проезжей части для проездов принимается не менее 3,5 м. В соответствии с п.5.8 СНиП 30-02-97 тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12 х 12 м. Из постановленных по делу актов следует, что СНТ «Заречное» массива «Заречное» 29 июля 2011 года в 10 часов 00 минут, по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив «Заречное», нарушило требования нормативных документов, устанавливающих обязательные требования по обеспечению пожарной безопасности: Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, а именно: - не установлен порядок доставки пожарно-технического вооружения добровольными формированиями (ППБ 01-03 п.10.7); - садоводство не обеспечено переносной пожарной мотопомпой (ППБ 01-03 п.3, п.31, СНиП 30-02-97 п.5.9); - ширина проезжей части проезда между участками № 57 и № 36 мнее 3,5 м, проезд между участками, используемый для целей пожаротушения, не свободен для проезда пожарной техники (у участка № 57 допускается складирование досок и мусора) (ППБ 01-03 п.3, СниП 30-02-97 п.5.7); - тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размером не менее 12 х 12 м (ППБ 01-03 п.3, СНиП 30-02-97 п.5.8). Обстоятельства административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 8 статьи 20.4 КоАП РФ подтверждаются: протоколами об административных правонарушениях №№ 494, 495, 496 от 29 июля 2011 года, иными представленными по делу доказательствами. Государственный инспектор Тосненского района по пожарному надзору Яблочкова А.Е. пояснила, что при проведении проверки и при составлении протоколов об административных правонарушениях, ей не было представлено никаких доказательств, подтверждающих отсутствие на момент проверки части предъявленных правонарушений. При рассмотрении дела таковых также представлено не было, что подтвердил главный государственный инспектор Тосненского района по пожарному надзору Сушкин А.Е. Председатель правления СНТ «Заречное» массива «Заречное» Цветкова С.Н. не оспаривала, что документы, подтверждающие, что в СНТ установлен порядок доставки пожарно-технического вооружения добровольными формирования и обеспеченность СНТ переносной пожарной мотопомпой, не были представлены инспектору при проведении проверки, а также при составлении протоколов об административных правонарушениях. Пояснила, что иные, вменяемые СНТ нарушения требований пожарной безопасности, находились в стадии устранения. При таких обстоятельствах, установив наличие перечисленных выше нарушений требований пожарной безопасности, проверив и оценив имеющиеся по делу доказательства всесторонне, полно и объективно, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, главный государственный инспектор Тосненского района по пожарному надзору пришел к обоснованному выводу о наличии событий административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 8 статьи 20.4 КоАП РФ, и о наличии вины СНТ «Заречное» массива «Заречное» в совершении указанных административных правонарушений. При таких обстоятельствах, действия СНТ «Заречное» массива «Заречное» квалифицированы правильно в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями ст.2.1, ст.2.2 КоАП РФ. Представленное суду дополнительно решение по гражданскому делу № 2-1104/11 от 30 сентября 2011 года по иску Тосненского городского прокурора Ленинградской области к СНТ «Заречное» массива «Заречное» об обязании совершить определенные действия, также свидетельствует о совершении СНТ «Заречное» массива «Заречное» указанных выше нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Административное наказание в виде взыскания административного штрафа назначено в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание, с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. Из решения заместителя Главного государственного инспектора Ленинградской области по пожарному надзору от 19 сентября 2011 года усматривается, что выводы должностного лица, проверившего законность и обоснованность постановления от 05 августа 2011 года, основываются на допустимых, достоверных и достаточных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены должностным лицом отдела надзорной деятельности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП Российской Федерации. Решение от 19 сентября 2011 года соответствует требованиям, установленным ст.30.7 КоАП РФ. Доводы жалобы на нарушения требований КоАП РФ о всесторонности, полноте, объективности выяснении обстоятельств дела, не могут быть приняты во внимание в силу следующего. Из положений ст.26.11 КоАП РФ следует, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, реализуя собственную компетенцию, самостоятельны в решении вопроса о доказанности обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ. Из дела не усматривается, что доказательства виновности СНТ «Заречное» массива «Заречное» в совершении административного правонарушения, получены с нарушением закона. Доводы о необоснованном применении к СНТ положений СНиП 30-02-97, нельзя признать состоятельными. Как пояснил в судебном заседании главный государственный инспектор Тосненского района по пожарному надзору Сушкин А.Е., проезды в СНТ являются тупиковыми, что препятствует свободному проезду пожарной техники. СНиП 30-02-97 является переизданием Ведомственных строительных норм «Застройка территорий коллективных садов, здания и сооружения. Нормы проектирования» ВСН 43-85, которые предусматривали, что застройка территорий должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом, и что для целей пожаротушения должны быть обеспечены проезды для свободного проезда пожарной техники. Если бы СНТ представило проектную документацию со ссылками на применяемые при проектировании садоводства нормы, то возможно, садоводству, учитывая выявленное наличие тупиковых проездов, было бы вменено нарушение не требований СНиП 30-02-97, а п.23 ППБ 01-03, устанавливающего, что проезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники. Отсутствие у юридического лица финансовых средств для соблюдения обязательных требований пожарной безопасности не является основанием для освобождения от административной ответственности, и не может являться основанием для отмены законно постановленных по делу актов. При вынесении постановления существенных нарушений норм материального и процессуального права, являющихся правовым основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления от 05 августа 2011 года и решения от 19 сентября 2011 года, вынесенного по жалобе на данное постановление, не имеется, а потому основания для их отмены или изменения отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья Решил: Постановление главного государственного инспектора Тосненского района Ленинградской области по пожарному надзору от 05 августа 2011 года и решение заместителя Главного государственного инспектора Ленинградской области по пожарному надзору от 19 сентября 2011 года оставить без изменения, жалобу председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «Заречное» массива «Заречное» Цветковой <данные изъяты> – без удовлетворения. Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Тосненский городской суд Ленинградской области. Судья Смирнова В.А.