решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц



Дело № 2-1177/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2010 года г. Торжок

Торжокский городской суд в составе

председательствующего судьи Хозинской С.В.

при секретаре Чайковской И. В.

с участием заместителя Торжокского межрайонного прокурора Осиповой Е.А.,

представителя ответчика МУП города Торжка «Горэнерго» – Снегирёва Ю.В., действующего по доверенности № 1979 от 24.12.2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Торжке гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию города Торжка «Горэнерго» о признании незаконным бездействия муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго», выразившегося в неисполнении обязательств, связанных с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению гражданам, и возложении обязанности незамедлительно возобновить подачу горячего водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц с указанным иском, сославшись на результаты проверки, проведённой Торжокской межрайонной прокуратуры на предмет соблюдения требований действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Как указано в исковом заявлении, котельной № 8 МУП города Торжка «Горэнерго» для проведения ремонтных профилактических работ в период с 20.05.2010 года по 03.06.2010 года было прекращено предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям ( гражданам), проживающим в жилых домах № 28, 30, 30 а, 22, 29 по ул. Вокзальная г. Торжка. Котельной № 18 МУП города Торжка «Горэнерго» для проведения ремонтных профилактических работ в период с 24.05.2010 года по 07.06.2010 года было прекращено предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям гражданам), проживающим в жилых домах № 92, 98 (1, П), 100, 102, 102а, 104, 104а по ул. Старицкая г. Торжка. После проведения ремонтных профилактических работ котельными № 8 и № 18 МУП города Торжка «Горэнерго» в период с 30.07.2010 года по 30.08.2010 года включительно прекращено предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям (гражданам). В связи с чем, жители вышеперечисленных жилых домов в указанный период времени незаконно были ограничены в праве получения коммунальных услуг по горячему водоснабжению в необходимых объёмах и надлежащего качества. Проверкой установлено, что у собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах договоров, заключенных с исполнителем коммунальных услуг не имеется, указанные собственники оплачивают коммунальные услуги по горячему водоснабжению непосредственно МУП города Торжка «Горэнерго», что свидетельствует о заключении договора на приобретение горячей воды непосредственно с ресурсоснабжающей организацией – МУП города Торжка «Горэнерго». Таким образом, МУП города Торжка «Горэнерго» нарушило нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами по горячему водоснабжению. Данные факты свидетельствуют о грубом нарушении МУП города Торжка «Горэнерго» норм действующего законодательства в области предоставления коммунальных услуг, а также прав потребителей коммунальных услуг на получение в необходимых объёмах коммунальных услуг (горячего водоснабжения) надлежащего качества. Документов, подтверждающих невозможность соблюдения МУП города Торжка «Горэнерго» действующего законодательства в области предоставления коммунальных услуг, а также прав потребителей на получение в необходимых объёмах коммунальных услуг надлежащего качества в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в ходе проверки не выявлено. У МУП города Торжка «Горэнерго» имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 года № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан. Согласно п.1 ст. 12 ГК РФ и п.2 ч.3 ст. 11 ЖК РФ, а именно – восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право. В связи с вышеизложенным Торжокский межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие МУП города Торжка «Горэнерго», выразившееся в неисполнении обязательств, связанных с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению гражданам, своевременно оплачивающим предоставленные им топливно-энергетические ресурсы, и обязать МУП города Торжка «Горэнерго» незамедлительно возобновить подачу горячего водоснабжения котельными № 8 и № 18 гражданам, проживающим в жилых домах № 28, 30, 30а, 22, 29 по ул. Вокзальная г. Торжка, жилых домах № 92, 98 (1,П), 100, 102, 102а, 104, 104а по ул. Старицкая г. Торжка.

В судебном заседании зам. прокурора Осипова Е.А. исковые требования частично изменила, указав, что, поскольку в настоящий момент возобновлена подача горячего водоснабжения в перечисленных жилых домах, то прокурор просит суд только признать незаконным бездействие МУП города Торжка «Горэнерго», выразившееся в неисполнении обязательств, связанных с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению гражданам, своевременно оплачивающим предоставленные им топливно-энергетические ресурсы. При этом, зам. прокурора Осипова Е.А. пояснила суду, что правовые нормы, обосновывающие требование прокурора, изложены в исковом заявлении. Ответчик необоснованно не снабжает граждан тепловой энергией, хотя граждане производят оплату за коммунальные услуги. Установлено, что уже после проведения профилактических работ на месяц вновь отключили горячее водоснабжение.

Представитель ответчика МУП города Торжка «Горэнерго» Снегирёв Ю.В. изменённое исковое требование прокурора не признал и пояснил суду, что прокурор превысил свои полномочия, предъявив указанный иск. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурором не представлено доказательств, что обратившиеся к нему граждане по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могли сами обратиться в суд. Котельная № 8, расположенная на ул. Вокзальная г. Торжка, была остановлена с 30.07 по 30.08.2010 года в связи с проведением работ по капитальному ремонту баков, аккумуляторов, проведения промывки котлов и бойлеров, а котельная № 18, расположенная на ул. Старицкая г. Торжка, – в связи с капитальным ремонтом участков теплотрассы и ремонтных работ в котельной. Вопрос остановки котельных был согласован с Администрацией города. Сроки капитального ремонта не ограничены. Действия МУП города Торжка «Горэнерго» правомерны.

Представитель Администрации Муниципального образования город Торжок в суд не явился, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковое требование, заявленное Торжокским межрайонным прокурором к МУП города Торжка «Горэнерго» обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению.

Как следует из устава МУП города Торжка «Горэнерго» (п.2.1), одними из целей его деятельности является производство электрической и тепловой энергии; передача электрической и тепловой энергии.

Согласно материалам дела, котельные № 8 и № 18 находятся на балансе МУП города Торжка «Горэнерго».

Согласно графику профилактического отключения котельных МУП города Торжка «Горэнерго» для проведения ремонтных работ по подготовке оборудования котельных и ЦТП к новому отопительному сезону 2010-2011 гг. и справке диспетчера МУП города Торжка «Горэнерго» в котельной № 8 в период с 20.05. 2010 года по 03.06.2010 года, а в котельной № 18 с 24.05.2010 г. по 07.06.10 г. в связи с проведением профилактических ремонтных работ отсутствовало горячего водоснабжение.

Как установлено в судебном заседании, котельные № 8 и № 18 в период с 30.07.2010 г. по 30.08.2010 года также были отключены, в связи с чем в указанный период вновь отсутствовало горячее водоснабжение. Согласно возражениям ответчика котельная № 8 была остановлена в связи с проведением работ по капитальному ремонту баков аккумуляторов, проведения промывки котлов и бойлеров, котельная № 18 была остановлена для проведения работ по капитальному ремонту участков теплотрассы и ремонтных работ на котельной.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары ( работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 26.11.1996 года «О введении в действие части второй Гражданского Кодекса РФ» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин, пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя предоставить потребителю услугу, соответствующую по качеству требованиям, предусмотренным законом или в установленном порядке.

Согласно п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию.

В соответствии с п.1 ст. 541 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Часть 1 ст.546 ГК РФ допускает отказ энергоснабжающей организации от исполнения договора в одностороннем порядке в отношении юридического лица, но не в отношении гражданина. Согласно п.2 указанной статьи, прекращение подачи энергии гражданам возможно лишь по соглашению сторон.

Согласно подп. «б» п. 49 и подп. «а» п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, потребитель имеет право получать, а исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в необходимых объёмах, безопасные для жизни и здоровья потребителя и не причиняющие вреда его имуществу, то есть отвечающих требованиям данных Правил, санитарным и техническим требованиям, режиму, объёму и качеству их предоставления, иным требованиям законодательства РФ и содержащего условия предоставления коммунальных услуг ( п.3 Правил).

Согласно пункту 6 Правил в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит горячее водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объёмах по присоединённой сети в жилое помещение.

В силу пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю, в данном случае, круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объёмах по присоединённой сети в жилое помещение.

В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, допускаются перерывы при предоставлении коммунальных услуг. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Перерывы в предоставлении коммунальных услуг могут быть связаны с проведением ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей; с межотопительным периодом для систем отопления; со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями. Допустимая продолжительность указанных перерывов установлена в Приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно разделу 2 «Горячее водоснабжение» Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам горячее водоснабжение должно быть бесперебойным, круглосуточным в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 Правил.

Пункт 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливает запрет приостановления (ограничения) предоставления коммунальных услуг потребителям, которые полностью выполняют обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно нормативным требованиям пунктов 4.12.2, 4.12.3 Государственного стандарта Российской Федерации «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия. ГОСТ Р 51617-2000» режим оказания услуг по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества должен обеспечивать непрерывность потребления и являться постоянным, за исключением перерывов для ремонтных и профилактических работ.

В силу п.3.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 апреля 2009 года, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Согласно пункту 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления по определённому графику, который разрабатывается за месяц до окончания текущего отопительного периода.

Как следует из графика отключения котельных МУП города Торжка «Горэнерго» для проведения ремонтных работ по подготовке оборудования котельных и ЦТП к новому отопительному сезону по котельной № 8 было запланировано отключение с 20.05.2010 года по 03.06.2010 года, а по котельной № 18 с 24.05.2010 года по 07.06.2010 года. Однако, как установлено в судебном заседании, указанные котельные отключались на более длительный срок. Данные отключения горячего водоснабжения, хотя и были согласованы с представителями Администрации г. Торжка, не могут быть признаны законными в силу вышеизложенных требований законодательства. Отключения были произведены не по утвержденному графику. Доказательств того, что необходимость отключения горячего водоснабжения в период с 30.07.2010 года по 30.08.2010 года в котельных № 8 и № 18 возникла именно по причине заранее непредвиденных неотложных ремонтных работ ( как текущего, так и капитального ремонта), то есть в результате чрезвычайной ситуации, суду представлено не было. Кроме того, срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, в силу вышеприведенных требований нормативных актов, подлежит не просто согласованию с представителями Администрации города Торжка, а именно орган местного самоуправления, в данном случае Администрация г. Торжка, должен сам устанавливать этот срок.

Доводы представителя ответчика о том, что прокурор, предъявив данный иск в суд, превысил свои полномочия, суд считает необоснованными.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Предоставление тепловой энергии является одним из основных факторов жизнеобеспечения населения города. Прекращение производства и подачи тепловой энергии нарушает права граждан-потребителей на получение качественных коммунальных услуг и может повлечь такие негативные последствия, как причинение лицам физического и материального вреда.

Число лиц, права которых были нарушены, и в защиту интересов которых прокурор обратился в суд с исковым заявлением, не может быть установлено. Определить конкретный круг лиц – граждан-потребителей тепловой энергии, чьи права в данном случае были нарушены ограничением поставки тепловой энергии от котельных № 8 и № 18, невозможно.

Приведённые в ч.1 ст. 45 ГПК РФ случаи, в которых прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, относятся только к ситуациям, где прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина. В данном случае прокурор обратился в суд в защиту прав не конкретного гражданина, а неопределённого круга лиц.

С учётом вышеизложенного суд и пришёл к выводу о том, что исковые требования Торжокского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия МУП города Торжка «Горэнерго», выразившееся в неисполнении обязательств, связанных с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению гражданам, своевременно оплачивающим предоставленные им топливно-энергетические ресурсы, являются вполне законными и обоснованными, поэтому подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго», выразившееся в неисполнении обязательств, связанных с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению гражданам, своевременно оплачивающим предоставленные им топливно-энергетические ресурсы.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья: подпись С.В. Хозинская

Решение в окончательной форме принято 03 сентября 2010 года.

Судья: подпись С.В. Хозинская

решение не вступило в законную силу

решение не вступило в законную силу