Об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-1390/10 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 01 октября 2010 года.

Торжокский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шабановой Н.А.,

при секретаре Козловой Н.А.,

с участием представителя заявителя Шпачковой В.А.,

представителя администрации муниципального образования город Торжок Молочниковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шпачковой Валентины Александровны в интересах Шпачкова Михаила Дмитриевича о признании незаконным отказ администрации муниципального образования город Торжок от 20.05.2010 года №01-20/116 ЛП в признании Шпачкова Михаила Дмитриевича нуждающимся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию муниципального образования город Торжок удовлетворить требования о признании Шпачкова Михаила Дмитриевича нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Шпачкова В.А. в интересах Шпачкова М.Д. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации МО г. Торжок от 20.05.2010 №01-20/116 ЛП в признании Шпачкова М.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию МО г. Торжок удовлетворить требования о признании Шпачкова М.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявления указала, что её муж Шпачков М.Д., 1925 года рождения является инвалидом I группы Отечественной войны.

В марте 2010 года Шпачков М.Д. обратился в администрацию МО г. Торжок с письменным заявлением о признании его как инвалида I группы Отечественной войны нуждающимся в улучшении жилищных условий с целью последующего обеспечения жильём за счёт средств Федерального бюджета.

На указанное обращение получен письменный отказ из администрации МО г. Торжок от 20.05.2010 №01-20/116 ЛП. С отказом они не согласны, поскольку это существенно нарушает права Шпачкова М.Д., предоставленные действующим законодательством.

Шпачков М.Д. является собственником доли жилого дома №25, расположенной по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Конная. В указанном жилом помещении зарегистрировано и постоянно проживают 2 человека – он и его супруга Шпачкова В.А. Соответственно при расчёте норм, площадь жилого помещения должна быть увеличена. Кроме того, жилое помещение находящееся в собственности Шпачкова М.Д. не отвечает санитарным нормам, требует капитального ремонта и благоустройства.

В судебном заседании представитель заявителя Шпачкова М.Д. – Шпачкова В.А. поддержала заявление в полном объёме, просит суд признать незаконным отказ администрации МО г. Торжок от 20.05.2010 №01-20/116 ЛП в признании Шпачкова М.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию МО г. Торжок удовлетворить требования о признании Шпачкова М.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения, по изложенным в заявлении основаниям.

Помимо оснований, изложенных в заявлении дополнительно пояснила суду, что вместе с супругом Шпачковым М.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Конная д.25 «а». Жилой дом находится в долевой собственности. Доля Шпачкова М.Д. в праве общей долевой собственности на жилой дом составляет 51/100 доли, что соответствует 42,1 кв.м. Её супруг Шпачков М.Д. является инвалидом 1 группы Отечественной войны уже 5 лет. Он тяжело болен, давно парализован, не ходит, его состояние здоровья не позволяет ему самостоятельно обслуживать себя. Она ухаживает за ним. А поскольку он, в соответствии с законом «О ветеранах» нуждается в улучшении жилищных условий, то 2.03.2010 Шпачков М.Д. обратился в администрацию муниципального образования город Торжок с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения. Ранее, в феврале месяце 2010 года по адресу места жительства Шпачкова М.Д. выходила комиссия по обследованию его жилищных условий. Комиссия жилище не осматривала, в комнаты не заходила. В доме протекает крыша. Комиссия пообещала произвести ремонт в доме в сентябре 2010 года. Однако до настоящего времени ремонт в доме не произведён. Поскольку Шпачков М.Д. не получил ответ на его заявление от 2.03.2010, то она (Шпачкова М.Д.) после личного приёма в администрации МО г. Торжок получила 20.05.2010 на своё имя письменный отказ в предоставлении Шпачкову М.Д. благоустроенного жилого помещения. Ответ на заявление от 2.03.2010 Шпачкову М.Д. не направлен.

Поскольку в квартире зарегистрированы и проживают Шпачков М.Д. вместе с ней, то исходя из общей площади жилья на каждого из них, общая площадь жилья ниже учетной нормы для постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель администрации муниципального образования город Торжок Молочникова Е.Н. в судебном заседании решение вопроса по существу заявленных требований заявителя Шпачкова М.Д. оставила на усмотрение суда, пояснив, что 2 марта 2010 года Шпачков М.Д. обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения. В феврале 2010 года по адресу места жительства Шпачкова М.Д.: г. Торжок, ул. Конная, д. 25 «а» выходила комиссия для проверки жилищных условий последнего. По результатам проверки комиссией было принято решение, ходатайствовать о выделении денежных средств Шпачкову М.Д. для проведения необходимого ремонта в доме. В мае 2010 года вынесено решение, которым отказано Шпачкову М.Д. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Считает, что Шпачков М.Д. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь находящегося в его собственности жилья составляет 42,1 кв.м., что превышает установленную решением Торжокской городской Думы от 07.04.2010 учётную норму жилья в 20, 0 кв.м.

Заявитель Шпачков М.Д. будучи надлежащим образом извещён о дне слушания дела, в судебное заседание не явился.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося заявителя Шпачкова М.Д. в связи с его состоянием здоровья.

Выслушав представителя заявителя, представителя органа, решение которого оспаривается, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся в том числе иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан.

Инвалиды Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан, определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года №5 – ФЗ «О ветеранах». При этом необходимость в признании указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильём отсутствует. Соответственно 7.08.2008 принят Указ Президента РФ (с изменениями от 09.01.2010) «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», указывающий на необходимость обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Судом установлено, что Шпачков М.Д. является правообладателем 51/100 доли жилого дома №25 а, расположенного по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Конная.

Общая площадь жилого дома составляет 82,5 кв.м., жилая площадь – 58,7 кв.м. (л.д. 31).

Согласно удостоверению серии Р №065037 (л.д. 4) Шпачков М.Д. является инвалидом первой группы Великой Отечественной войны.

Являясь инвалидом Великой Отечественной войны Шпачков М.Д. в целях реализации права на обеспечение жильём, 02.03.2010 обратился в администрацию МО г. Торжок с заявлением о предоставлении ему как участнику Великой Отечественной войны благоустроенного жилого помещения (л.д. 26).

18.03.2010 на заседании жилищной комиссии г. Торжка, утверждённой Постановлением администрации г. Торжка от 24.03.2010 №114 принято решение: ходатайствовать о выделении денежных средств Шпачкову М.Д. для проведения необходимого ремонта (л.д. 7), а 20.05.2010 Шпачков М.Д. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В отказе, адресованном Шпачковой В.А. указано, что основанием к такому отказу послужило то, что общая площадь его жилого помещения превышает норму постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилого помещения (л.д. 5).

Решение об отказе в признании Шпачкова М.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий было принято за пределами установленных ст.7 Закона Тверской области от 27.09.2005 №112 – ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» 30 дней со для получения заявления последнего 2 марта 2010 года.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что решением Торжокской городской Думы от 15.08.2006 №6 «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Торжке учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 20 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ (с последующими изменениями) «О ветеранах» помимо прочих мер социальной поддержки, осуществляется обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.05.1995 №5-ФЗ.

Статьёй 23.2 указанного Федерального закона установлено, что объём средств, выделяемых на обеспечение жильём отдельных категорий граждан в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Как следует из пояснений представителя заявителя Шпачковой В.М., и подтверждается копией домовой книги (л.д. 36-37), в доме №25 а, расположенном по адресу: г. Торжок, ул. Конная помимо Шпачкова М.Д. зарегистрирована его супруга Шпачкова В.М. (л.д. 35). Таким образом, на каждого проживающего в указанной квартире, с учётом принадлежащей Шпачкову М.Д. 51/100 доли жилого дома и общей площади принадлежащего Шпачкову М.Д. жилого помещения 42,1 кв.м., фактически приходится по 21,05 кв.м. общей площади жилого помещения и по 14,96 кв.м. жилой площади, что не соответствует установленному Федеральным законом «О ветеранах» уровню обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях из расчёта общей площади на одного члена семьи.

Следовательно, Шпачков М.Д., являющийся участником Великой Отечественной войны, инвалидом, нуждается в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ (с последующими изменениями) «О ветеранах».

Суд не может принять в качестве доказательства законности действий администрации МО г. Торжок акт проверки жилищных условий заявителя Шпачкова М.Д. от февраля 2010 года, поскольку жилищная комиссия выходила по адресу места жительства Шпачкова М.Д. до его обращения с соответствующим заявлением в администрацию МО г. Торжок 02.03.2010, и акт проверки жилищных условий заявителя (л.д. 27-29) не содержит конкретную дату обследования жилья Шпачкова М.Д., а потому не может служить доказательством, подтверждающим законность действий органа местного самоуправления при решении вопросов обеспеченности граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями.

Поскольку при рассмотрении данного дела суд не связан только доводами представителя администрации МО г. Торжок, ссылающегося в подтверждение своих доводов на решение органа местного самоуправления, а проверяет соответствие оспариваемого решения федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, то отказ администрации муниципального образования город Торжок от 20.05.2010 №01-20/116 ЛП в признании Шпачкова М.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днём, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод.

Судом установлено, что обратившись 2.03.2010 с заявлением в администрацию МО г. Торжок, Шпачкову М.Д. не был представлен письменный ответ на его заявление. Поскольку оспариваемое решение от 20.05.2010 об отказе Шпачкову М.Д. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий последним не получено, а адресовано Шпачковой В.А., которая, как установлено в судебном заседании получила указанный отказ после личного обращения в администрацию МО г. Торжок, то суд в целях недопустимости нарушения прав и законных интересов заявителя приходит к выводу о том, что срок обращения Шпачкова М.Д. в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, последним не пропущен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования горд Торжок от 20.05.2010 №01-20/116 ЛП в признании Шпачкова Михаила Дмитриевича нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию муниципального образования город Торжок удовлетворить требования о признании Шпачкова Михаила Дмитриевича нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении ему жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/

Решение принято в окончательной форме 4 октября 2010 года.

Председательствующий /подпись/

Решение не вступило в законную силу