по иску прокурора Торжокской межрайонной прокуратуры Тверской области к администрации Муниципального образования г. Торжок Тверской области об обязании установить дорожный знак



Дело № 2- 91/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Торжок 18 января 2011 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего – федерального судьи Горловой Н.П.,

при секретаре Раевой Е.С.,

с участием представителя истца – старшего помощника Торжокского межрайонного прокурора Смирновой И.Н.,

представителя ответчика – Николаевой В.А., действующей на основании доверенности № 3 от 11 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Торжокской межрайонной прокуратуры Тверской области к администрации муниципального образования г. Торжок Тверской области об обязании установить дорожный знак,

у с т а н о в и л:

Торжокский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Торжок об обязании установить дорожный знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» при выезде с 4-го пер. Кирова г. Торжка на ул. Луначарского г. Торжка, в котором указал, что Торжокской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения муниципальным образованием город Торжок.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу п. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством и на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Кроме того, пункты 3, 5, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В ст. 2 Устава муниципального образования город Торжок указано, что МО город Торжок имеет статус городского округа.

Согласно подп. 1, 3, 5 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования город Торжок, к вопросам местного значения муниципального образования относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного облуживания населения в границах муниципального образования.

Пункты 6, 7 ст. 26 Устава муниципального образования город Торжок предусматривают, что администрация муниципального образования осуществляет полномочия по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, за исключением тех, которые, согласно настоящему Уставу и решениям Торжокской городской Думы, входят в компетенцию Главы города и Торжокской городской Думы.

В пределах своих полномочий администрация города реализует полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, утвержденным Торжокской городской Думой; осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений Федерального и регионального значения; создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в пределах городского округа.

В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

На основании ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

- осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу пункта 1, 2 статьи 17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно п.п. 1, 5 ст. 3 данного закона автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, дорожные знаки, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

Дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу пункта 5.6.8 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 15 декабря 2004 г. N 120-ст, знаки 5.7.1 и 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» устанавливают перед всеми боковыми выездами на участок дороги или проезжую часть, обозначенный (ую) знаком 5.5. Знаки располагают над другими знаками, установленными с ними на одной опоре.

МО город Торжок вышеуказанные требования действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения не соблюдаются.

Так, 20 сентября 2010 года комиссией в составе: представителя – заведующего ОЖО администрации города Торжка Целунова В.С., членов комиссии – зам.директора МУП «Городское Хозяйство» Калинина Н.Б., государственного инспектора дорожного надзора ст. лейтенанта милиции Титова А.И., начальника отдела эксплуатации ПАТП Карасёва Т.Н., проведено обследование участка автомобильной дороги на 4-м переулке Кирова г. Торжка.

По результатам обследования составлен акт от 20 сентября 2010 года, в котором зафиксированы следующие нарушения, влияющие на безопасность дорожного движения: при выезде на ул. Луначарского отсутствует дорожный знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением».

На основании данного акта заместителю главы администрации МО г. Торжок 22 сентября 2010 года выдано предписание, в котором предлагается организовать выполнение мероприятий по установке дорожного знака 5.7.2 на 4-м пер. Кирова перед выездом на ул. Луначарского в срок до 16.00 часов 27 сентября 2010 года.

Однако, как показала проверка, до настоящего времени указанные нарушения ответчиком не устранены. Дорожный знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» при выезде с 4-го пер. Кирова на ул. Луначарского неустановлен.

Отсутствие указанного дорожного знака создает угрозу безопасности дорожного движения и ставит в опасность здоровье и жизнь участников дорожного движения.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируется государством и обеспечивается путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Круг лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, неограничен и может меняться, в связи с чем настоящее заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. В связи с этим он просит обязать муниципальное образование город Торжок установить дорожный знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» при выезде с 4-го пер. Кирова г. Торжка на ул. Луначарского г. Торжка.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Торжокского межрайонного прокурора Смирнова И.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить и дополнительно пояснила, что они отправляли соответствующие предписания в администрацию г. Торжка, но оно не было исполнено. На сегодняшний день знак не установлен.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Торжок Николаева В.А. исковые требования Торжокского межрайонного прокурора не признала и пояснила, что бюджет у них является дефицитным, поэтому они не могут произвести установку данного дорожного знака. В этом году финансирование было резко сокращено, а именно, на данные нужды денег не было выделено совсем. Предписание было, но оно ими не выполнено из-за отсутствия финансирования. Финансирование открыто на 2011 год, но на установление дорожных знаков денежные средства не выделены. Они не оспаривают тот факт, что установить дорожный знак должна администрация города. Если будет решение суда, то будут его выполнять.

Выслушав объяснения представителя истца Торжокского межрайонного прокурора Смирнову И.Н., представителя ответчика администрации МО г. Торжок Николаеву В.А. и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований прокурором.

В ходе судебного заседания установлено, что 20 сентября 2010 года комиссия в составе председателя - заведующего отдела жизнеобеспечения администрации города В.С. Целунова, членов комиссии: заместителя директора МУП «Городское хозяйство» Н.Б. Калинина, Государственного инспектора дорожного надзора Титова А.И., начальника отдела эксплуатации ПАТП Т.Н. Карасева произвела обследование участка по 4-му пер. Кирова (от ул. Кирова до ул. Луначарского г. Торжка), в результате которого было выявлено в том числе и отсутствие дорожного знака 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» при выезде на ул. Луначарского. Данное нарушение было зафиксировано в акте и подписано членами комиссии (л.д. 5). Согласно данному акту ответственным за устранение нарушений является администрация г. Торжка.

22 сентября 2010 года и.о. начальника ОГИБДД ОВД по Торжокскому району А.Е. Морозовым в адрес заместителя главы администрации муниципального образования г. Торжок А.П. Сергеева было вынесено предписание, согласно которому в целях устранения нарушений ГОСТа – Р 50597-93, выявленных 20 сентября 2010 года комплексной проверкой, и предложено организовать выполнение следующих мероприятий: установить дорожный знак 5.7.2 на 4-ом пер. Кирова перед выездом на ул. Луначарского до 16 часов 00 минут 27 сентября 2010 года (л.д. 6). Данное предписание было получено администрацией города Торжка 22 сентября 2010 года в 09 часов 30 минут согласно входящему штампу.

Согласно ответам и.о. заместителя Главы администрации города А.П. Сергеева в адрес и.о. начальника ОГИБДД ОВД по Торжокскому району А.Е. Морозова от 23 сентября 2010 года и 24 сентября 2010 года, работы по установке, демонтажу, переносу и снятию дорожных знаков будут выполнены в течение 4 квартала текущего года (л.д. 7,8).

Однако знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» при выезде с 4 пер. Кирова на ул. Луначарского г. Торжка установлен не был, что следует из объяснения в судебном заседании представителя ответчика администрации муниципального образования город Торжок, а также подтверждается фотоизображением, имеющимся в материалах дела (л.д. 9).

Статья 15 Конституции РФ закрепляет обязанность органов государственной власти, органов местно самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 125 ГКРФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Федеральным законом от08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся дорожные знаки. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. П. 1 статьей 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии со ст.13 ФЗ«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с. ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ 10декабря1995года N196-ФЗ «О безопасности дорожного дви­жения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей ком­петенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движе­ния.

Согласно ст. 13 вышеуказанного закона Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Правила применения знака 5.7.2 Правил дорожного движения регламентированы Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004г. N120-ст)(с изменениями от 8 декабря 2005 г.).

Согласно п.1.3 Правил дорожного движения, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Знаки особых предписаний, к числу которых Правилами дорожного движения относится дорожный знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением», вводят или отменяют определенные режимы движения.

Отсутствие соответствующих дорожных знаков делает фактически невозможным соблюдение указанных требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, что ставит под угрозу безопасность всех участников дорожного движении, под которыми ПДД подразумеваются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства, и круг которых определить невозможно.

Тем самым, бездействие ответчика администрации муниципального образования город Торжок в части установки дорожного знака 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» создает угрозу жизни, здоровью, правам и интересам участников дорожного движения, не отвечает целям предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Поскольку исковые требования Торжокского межрайонного прокурора направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц, в частности, участников дорожного движения в районе 4 пер. Кирова и ул. Луначарского г. Торжка, при этом прокурор обосновал в своем иске, в чем заключаются интересы этих лиц, в чем заключается угроза нарушения прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены, суд полагает действия Торжокского межрайонного прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах своих полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также положений Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Доводы представителя ответчика администрации муниципального образования город Торжок Николаевой В.А. о том, что знаки будут установлены, как только будут выделены денежные средства, не является основанием для отказа в исковых требованиях Торжокскому межрайонному прокурору, поскольку на день рассмотрения настоящего гражданского дела дорожный знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» при выезде с 4 пер. Кирова на ул. Луначарского г. Торжка не установлен.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Торжокского межрайонного прокурора об обязании администрации муниципального образования город Торжок Тверской области установить дорожный знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» при выезде с 4-го переулка Кирова на ул. Луначарского г. Торжка - обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что отсутствие дорожного знака 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» при выезде с 4-го переулка Кирова на ул. Луначарского г. Торжка, представляет реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения, нарушает их права и законные интересы, а также в целом интересы общества и государства, направленные на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, и принимая во внимание отсутствие финансирования у МО Город Торжок в части установки, демонтажа, переноса и снятия дорожных знаков, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования город Торжок установить вышеуказанный дорожный знак в срок до 01 марта 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 338 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области установить дорожный знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» при выезде с 4-го переулка Кирова на ул. Луначарского г. Торжка до 01 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Торжокский городской суд Тверской области.

Председательствующий Н.П. Горлова

Решение в мотивированной форме изготовлено 21 января 2011 года.

Председательствующий Н.П. Горлова

решение вступило в законную силу

а