об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-80/2011 г. Копия

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Торжок 31 января 2011 г.

Торжокский городской суд Тверской области в составе председательствующего - судьи Бабаева С.Е., при секретаре судебного заседания Мироновой О.В., представителя истца – старшего помощника Торжокского межрайонного прокурора Шубенок С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Муниципальная служба заказчика»города Торжка Тверской области об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

прокурор Торжокской межрайонной прокуратуры обратился в суд к муниципальному унитарному предприятию «Муниципальная служба заказчика» г.Торжка (далее МУП «Муниципальная служба заказчика») с данным иском.

В обоснование иска указано, что Торжокской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Тверской области проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства, регламентирующего противопожарную безопасность, с участием специалистов контролирующих органов в здании общежития № 1 МУП «Муниципальная служба заказчика» по адресу: <адрес>А.

В ходе проверки было установлено, что согласно акту приёма-передачи от 9 марта 2010 г. на основании постановления администрации города Торжка от 03.03.2010 № 84-р «О приеме в муниципальную собственность здания общежития» Комитет по управлению имуществом г. Торжка передал здание общежития №, расположенное по адресу: <адрес>, в пользование на праве хозяйственного ведения МУП «Муниципальная служба заказчика».

Как показала проверка, проведённая с привлечением специалиста -государственного инспектора г. Торжка и Торжокского района по пожарному надзору - главного специалиста ОГПН по г. Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области, МУП «Муниципальная служба заказчика» не в полной мере соблюдает требования действующего законодательства в указанной сфере. Так, согласно акту проверки Торжокской межрайонной прокуратуры от 18 ноября 2010 г. в здании общежития № МУП «Муниципальная служба заказчика», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Кроме того, в ходе проведения проверки с привлечением специалиста по распоряжению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области г. Торжке, Торжокском, Кувшиновком, Лихославльском (Роспотребнадзора) - помощника санитарного врача по общей гигиене филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области», были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно нарушения требований Санитарных правил устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ СанПиН N 42-121-4719-88, утверждённых Главным государственным санитарным врачом СССР Кондрусевым А.И. 1 ноября 1988 г. N4719-88.

Просит обязать МУП «Муниципальная служба заказчика» г.Торжка устранить перечисленные нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании истец - старший помощник Торжокского межрайонного прокурора Шубенок С.М. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, указанным в иске.

Ответчик директор МУП «Муниципальная служба заказчика» г.Торжка Н.Б.Калинин, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседание, в судебное заседание не прибыл, представителя не направил, представил суду заявление о рассмотрении данного дела в отсутствии МУП «Муниципальная служба заказчика» города Торжка в связи с невозможность направить представителя на рассмотрение дела.

Третье лицо - начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г.Торжке, Торжокском, Кувшиновском, Лихославльском районах Кривцова Е.Д. представила суду отзыв, в котором просила удовлетворить требования прокурора и рассмотреть дело без представителя Роспотребнадзора.

Третьи лица – представители ОГПН по г. Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области, МО «Город Торжок», общежития №1 МУП «Муниципальная служба заказчика» г.Торжка, будучи надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении дела.

Судом принято решение о рассмотрении данного дела в отсутствии третьих лиц.

Исследовав представленные доказательства, суд принимает решение об удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69 - ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности и т.п.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п.1 раздела 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

На основании п.п. 1 п. 9 Раздела 4 данного нормативно-правового акта МЧС России в пределах своей компетенции: издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) установлены Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утверждёнными Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. №315.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1,3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В Российской Федерации Главным государственным санитарным врачом СССР 1 ноября 1988 г. N 4719 утверждены Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что по результатам проверки соблюдения норм законодательства о пожарной безопасности в здании общежития № МУП «Муниципальная служба заказчика», расположенного по адресу: <адрес>, был выявлен ряд нарушений, а именно: здание общежития не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, что противоречит ППБ 01-03 п. 3 НПБ 110-03; здание общежития не оборудовано системой оповещения людей о пожаре - ППБ 01-03 п. 3 НПБ 104-03; стены коридоров и холлов, лестничных маршей окрашены горючей краской - ППБ 01-03 п. 53; не проведена проверка на работоспособность внутреннего противопожарного водопровода - ППБ 01-03 п. 89; пожарные краны не укомплектованы пожарными стволами - ППБ 01-03 п. 91; имеющиеся электрические плиты, установленные на кухнях, установлены без несгораемых оснований - ППБ 01-03 п. 60; в комнатах для проживания отсутствуют планы эвакуации на случай пожара -ППБ 01-03 п. 125; эвакуационные выходы закрыты на механические замки, не позволяющие людям, находящимся внутри, открыть их без ключа, - ППБ 01-03 п. 53; этажи не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) - ППБ 01-03 п. 108; на втором этаже настелен линолеум без подтверждения показателей по пожарной безопасности - ППБ 01-03 п. 53; повсеместно электрические светильники не имеют защитных плафонов, предусмотренных конструкцией светильников - ППБ 01-03 п.60; на четвёртом и третьем этажах световые карманы перекрыты перегородками - ППБ 01-03 п. 3 СНиП 31-01-2003 п. 9.16; отсутствует инструкция по мерам пожарной безопасности для проживающих в общежитии - ППБ 01-03 п. 6; проживающие в общежитии не ознакомлены под роспись с правилами пожарной безопасности - ППБ 01-03 п. 125; обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания - ППБ 01-03 п. 129; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли - ППБ 01-03 п. 36; не проведены эксплуатационные испытания ограждающих конструкций кровли - ППБ 01-03 п. 41; на третьем этаже распределительные коробки для соединения жил электропроводов не закрыты защитными крышками - ППБ 01-03 п. 60; здание не оборудовано аварийным освещением - ППБ 01-033 СНиП 23-05- 95 п. 5.62.

В ходе проведения проверки с привлечением специалиста по распоряжению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области г. Торжке, Торжокском, Кувшиновском, Лихославльском (Роспотребнадзора) - помощника санитарного врача по общей гигиене филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области», были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно нарушения требований Санитарных правил устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ СанПиН N 42-121-4719-88, утверждённых Главным государственным санитарным врачом СССР Кондрусевым А.И. 1 ноября 1988 г. N4719-88: в общежитии перед вводом здания в эксплуатацию не проведен косметический ремонт, с потолков и стен осыпается краска, линолеум рваный, сантехнические приборы нуждаются в замене, что противоречит П.8.9СП4719; отсутствуют постирочные, гладильные, комнаты для сушки белья, стирка проводится в умывальных комнатах - п.3.9 СП 4719; душевая на 4 рожка, расположенная на 1 этаже здания, находится в антисанитарном состоянии, уборочного инвентаря недостаточно, он не маркирован, хранится беспорядочно, санитарный режим в общежитии не соблюдается, влажная уборка не проводится - п. 8.1.СП 4719; администрация общежития не осуществляет контроль за содержанием общежития, общежитие содержится в нарушение п.8.1; п.8.2; 8.3;8.58.6;8.9; 8.11;8.14;8.15; 8.16 СП 4719, а именно санитарный день не проводится, душевые убираются 1 раз в месяц, окна не убираются и не моются, на кухне установлены ёмкости для пищевых отходов без крышек, инвентарь подлежит замене, мягкий инвентарь не подвергается дезинфекции, чрезмерно изношен, медосмотр персоналом не пройден, санитарных книжек на руках нет, администрация общежития не проводит ежедневный обход всех помещений общежития с целью выявления санитарного содержания, обслуживающий персонал спецодеждой не обеспечен.

Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в акте проведенной проверки федерального законодательства от 18 ноября 2010 года и других представленных суду документах.

Указанные выше нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны МУП «Муниципальная служба заказчика» может привести к созданию антисанитарных условий, способствующих возникновению угрозы жизни и здоровью населения, возникновению массовых инфекционных заболеваний, а нарушения требований пожарной безопасности непосредственно затрагивают права и законные интересы как работников и проживающих, так и граждан, посещающих общежитие.

Поскольку при выполнении работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности требуется выполнить большой объем работы, соблюсти условия ее финансирования, суд считает возможным установить разумный срок для выполнения исковых требований до 01 июля 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Торжокского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Муниципальная служба заказчика» города Торжка Тверской области в срок до 01 июля 2011 года устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать здание общежития автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать здание общежития системой оповещения людей о пожаре; выполнить отделку коридоров и холлов, лестничных маршей негорючими материалами; провести проверку на работоспособность внутреннего противопожарного водопровода; укомплектовать пожарные краны пожарными стволами; электрические плиты, установленные на кухнях, установить на негорючее основание; в комнаты для проживания поместить план эвакуации на случай пожара; эвакуационные выходы оборудовать запорами, открывающимися без ключа; укомплектовать этажи первичными средствами пожаротушения – огнетушителями; выполнить отделку пола отделочными материалами с показателями по пожарной опасности, не превышающими допустимых; электрические светильники обеспечить защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников; демонтировать перегородку на четвертом и третьем этажах световых карманов; для проживающих в общежитии утвердить инструкцию по мерам пожарной безопасности; ознакомить под роспись с правилами пожарной безопасности проживающих в общежитии; обеспечить индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания обслуживающий персонал; провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли; провести эксплуатационные испытания ограждающих конструкций кровли; на третьем этаже закрыть защитными крышками распределительные коробки для соединения жил электропроводов; оборудовать здание аварийным освещением.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Муниципальная служба заказчика» города Торжка Тверской области в срок до 01 июля 2011 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: до начала зимнего сезона все помещения отремонтировать, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения, в частности постирочные, гладильные, комнаты для сушки белья, должны быть предусмотрены на каждом этаже; все помещения, оборудование и мебель в общежитии содержать в чистоте; проводить ежедневно влажную уборку помещений маркированным инвентарем; полы и сантехприборы в туалетах, умывальных мыть горячей водой с применением моющих средств и дезрастворов, приготовленных и хранящихся в соответствии с инструкциями по их использованию; уборку душевых проводить после каждого пользования в конце дня; один раз в месяц в общежитии проводить "Санитарный день" с проведением генеральной уборки всех помещений; оконные стекла очищать и тщательно мыть по мере загрязнения; в помещении общежития установить урны для мусора и других бытовых отходов, на кухнях - плотнозакрывающиеся и легкоочищающиеся емкости для пищевых отходов, которые должны освобождаться ежедневно по мере наполнения; мягкий инвентарь (матрацы, подушки, одеяла) закрепить за проживающими и подвергать дезинфекции ежегодно, а также при выдаче ранее использованного инвентаря вновь вселяемым лицам; обеспечить ежедневный обход всех помещений общежития с целью выявления недостатков по их эксплуатации и санитарному содержанию и принимать своевременные меры по их устранению; обеспечить обслуживающий персонал спецодеждой и обязать персонал соблюдать правила личной гигиены; обслуживающий персонал, занятый приемом, выдачей, сортировкой чистого белья, обеспечить санитарной одеждой; администрации необходимо обеспечить гигиеническое обучение персонала общежития при поступлении на работу и в дальнейшем проводить дополнительный инструктаж.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Торжокский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий: подпись С.Е. Бабаев

Копия верна. Подлинник документа находится в Торжокском городском суде Тверской области в материалах гражданского дела № 2-80/2011 г.

Судья С.Е. Бабаев