о признании неправомерным постановления администрации города Торжка от 07 февраля 2011 года №36 в части отказа Акшониной Пелагее Егоровне в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-243/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 24 марта 2011 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,

при секретаре Корчугановой М.Н.,

с участием заявителя Королева И.В., действующего на основании доверенности в интересах Акшониной П.Е., ее представителя – адвоката Торжокского филиала НО «Тверская областная коллегия адвокатов» Рыжова А.П., предоставившего удостоверение № 196, ордер № 004389 от 15.03.2011 года,

заинтересованного лица – представителей администрации муниципального образования город Торжок Молочниковой Е.Н., действующей на основании доверенности №02 от 11.01.2011 года, Матченя Г.Н., действующей на основании доверенности №07 от 01.03.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Королева Игоря Витальевича, действующего в интересах Акшониной Пелагеи Егоровны, об отмене постановления администрации г. Торжка от 07 февраля 2011 года №36 в части отказа Акшониной П.Е. в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на администрацию г.Торжка обязанности поставить Акшонину П.Е. на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л :

Королев И.В., действуя в интересах Акшониной П.Е., обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что Акшонина П.Е. является ветераном (участником) Великой Отечественной войны, а также женой умершего инвалида Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.ст. 14,15,19,21 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», в частности, право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Исходя из указанного закона, Акшонина П.Е. обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь для получения жилого помещения. 09 февраля 2011 года Акшониной П.Е. была направлена выписка из постановления администрации г. Торжка от 07.02.2011 года №36 об утверждении решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Торжка от 04.02.2011 г., согласно которой Акшониной П.Е. отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий «в соответствии с п.3 части 1 ст.54 Жилищного Кодекса РФ (не истек срок давности, предусмотренный ст.53 Жилищного Кодекса РФ).

Заявитель считает вышеуказанный отказ незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно удостоверению серии ВВ №***, выданному отделом социальной защиты населения администрации г. Торжка от 22.10.2003 г., Акшонина П.Е. является ветераном-участником Великой Отечественной войны. Из справки о ранении следует, что ее муж, Акшонин Игорь Иванович, был тяжело ранен 17.02.1943 г. Согласно справке ВТЭК от 23.11.1953 г. Акшонин И.И. является инвалидом по причине ранения на фронте. Из свидетельства о смерти серии I-ОН № *** от 12.05.1976 г. следует, что Акшонин И.И. умер 10.05.1976 г.

Из выписки из ЕГРП от 16.12.2010 г. следует, что информация о правах Акшониной П.Е. на квартиру №*** в доме №*** по *** отсутствует. Согласно выписки из домовой книги от 14.01.2011 г. квартира №*** дома №*** по *** принадлежит на праве собственности Дергачеву В.А., который не является ее близким родственником. Следовательно, Акшонина П.Е. не является нанимателем вышеуказанного жилого помещения, а также его собственником. Правовой статус Акшониной на указанную квартиру выражается в том, что она в силу закона не имеет никаких прав на квартиру, а только лишь состоит на регистрационном учете по месту нахождения жилого помещения.

Заявитель полагает, что нуждаемость Акшониной П.Е. в жилом помещении возникает в силу особых условий проживания, состоящих в том, что Акшонина П.Е. не имеет самостоятельного права на жилое помещение и не приобретает его независимо от длительности проживания.

Отказывая Акшониной П.Е. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрация исходила из оснований, предусмотренных статьей 53 Жилищного Кодекса РФ.

По смыслу статьи 53 Жилищного Кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться, как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения граждан в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение статьи 53 Жилищного Кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость о того, осуществлялись эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

По мнению заявителя, отказ в принятии Акшониной П.Е. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий не мотивирован, то есть не указаны нарушения, якобы допущенные Акшониной П.Е., не названы факты, препятствующие постановке ее на учет.

Акшонина П.Е. предполагает, что ей было отказано в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она 21.08.2007 года продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру. Однако, с момента продажи указанной квартиры Акшонина П.Е. не обращалась в администрацию города с заявлением о постановке ее на учет, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Только после издания Закона об улучшении жилищных условий для участников Великой Отечественной войны Акшонина П.Е. обратилась с соответствующим заявлением в администрацию города, что свидетельствует о том, что Акшонина П.Е. не совершала умышленных действий с целью ухудшения жилищных условий.

Поскольку администрация города Торжка отказала Акшониной П.Е. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в нарушении действующего законодательства, вышеуказанное постановление в части Акшониной П.Е. подлежит отмене, на администрацию города следует возложить обязанность поставить Акшонину П.Е. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании заявитель Королев И.В., действующий в интересах Акшониной П.Е., а также ее представитель Рыжов А.П., заявленные требования и доводы, приведенные в их обоснование, поддержали. Королев И.В. пояснил, что в настоящее время Акшонина П.Е. зарегистрирована в квартире №*** дома №***, собственниками которой являются ее дальние родственники, членом семьи которых Акшонина П.Е. не является. Акшонина П.Е. с 21.07.2009 года проживает в Таложенском доме-интернате, в комнате она не одна, «удобства» на этаже, узких специалистов в учреждении не имеется (у бабушки проблемы со зрением); Акшонина П.Е. желает проживать отдельно, следовательно, нуждается в улучшении жилищных условий.

Представители администрации города Торжка Молочникова Е.Н., Матченя Г.Н. заявленные требования не признали, указав, что 17 января 2011 года в адрес главы г. Торжка поступило заявление от Королева И.В., действующего в интересах Акшониной П.Е., участника Великой Отечественной войны, о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Из справки руководителя Таложенского дома-интерната следует, что Акшонина П.Е. с 21.07.2009 года проживает в указанном учреждении, имеет регистрацию по адресу: ***. В ходе проверки жилищных условий Акшониной П.Е. было установлено, что 21.08.2007 года Дергачева Л.А., действуя по нотариальной доверенности от Акшониной П.Е., продала квартиру №*** в доме №***, принадлежащую на праве собственности Акшониной П.Е. Выдавая доверенность Дергачевой Л.А., Акшонина П.Е. отдавала отчет своим действиям, что подтверждается нотариусом, знала о последствиях передоверия своих прав и согласилась на такие условия. Распорядившись своим правом собственника и продав принадлежащую ей квартиру 21.08.2007 года, Акшонина П.Е. ухудшила свои жилищные условия, что в соответствии с требованиями статьи 53 Жилищного Кодекса РФ является основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Поскольку в отношении Акшониной П.Е. не истек пятилетний срок со дня отчуждения ею своей квартиры, жилищная комиссия, изучив документы, вынесла решение об отказе ее в принятии на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, которое впоследствии было утверждено постановлением администрации г. Торжка. Полагают, что вынесенное решение основано на законе, мотивировано, поэтому в удовлетворении заявления просят отказать.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления в связи со следующим.

Как усматривается из копии удостоверения серии ВВ № *** от 22.10.2003 года Акшонина Пелагея Егоровна, 12 октября 1920 года рождения, является ветераном Великой Отечественной Войны.

В соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 года № 327-ФЗ), а также Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 (в редакции от 09.01.2010г.) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ветераны Великой Отечественной Войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, устанавливаемый органом местного самоуправления, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании п. 1 решения Торжокской городской думы от 15.08.2006 года № 6 (в редакции от 20.07.2010 года № 320) «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления помещения по договору социального найма в городе Торжке» учетная норма площади жилого помещения составляет 20 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии с ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Единый порядок ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Тверской области от 27.09.2005 N 112-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее Закон Тверской области).

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 52 ЖК РФ и п.1 ст. 5 Закона Тверской области принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан о принятии на учет, к которому должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании п. 2 ст. 7 Закона Тверской области решение органа местного самоуправления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в принятии на учет по договорам социального найма оформляются правовыми актами органа местного самоуправления.

Основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Акшонина П.Е., предполагая свое право на признание ее лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, через своего представителя по доверенности обратилась в администрацию г. Торжка с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав, что 21.08.2007 года ее племянница, Дергачева Л.А., продала по доверенности принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ***. С Дергачевой Л.А. была устная договоренность, что после продажи квартиры она возьмет Акшонину П.Е. к себе и будет оказывать всестороннюю помощь. В 2009 году Дергачева Л.А. умерла, в связи с чем она вынуждена проживать в доме-интернате.

Согласно протоколу №1 заседания жилищной комиссии при администрации города Торжка от 04 февраля 2011 года Акшониной П.Е. отказано в признании ее нуждающейся в постановке на учет для предоставления жилого помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного Кодекса РФ (не истек срок давности, предусмотренный статьей 53 Жилищного Кодекса РФ), поскольку Акшонина П.Е. имела в собственности квартиру №*** в доме №***, общей площадью 41,1 кв.м., которую, действуя через своего представителя по доверенности, продала 21.08.2007 года.

Постановлением администрации от 07.02.2011 года № 36 на основании протокола № 1 заседания жилищной комиссии от 04.02.2011 года Акшониной П.Е. в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (не истек срок давности, предусмотренный статьей 53 Жилищного Кодекса РФ).

Судом установлены и не оспариваются сторонами следующие обстоятельства.

04 апреля 2006 года Акшонина П.Е. выдала Дергачевой Л.А. нотариальную доверенность на управление имуществом, с правом заключать все разрешенные законом сделки. При совершении указанного нотариального действия личность Акшониной П.Е., ее дееспособность нотариусом установлена и проверена. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено. Данная доверенность в судебном порядке не оспорена.

В соответствии с договором купли-продажи от 21.08.2007 года Акшонина П.Е., действуя через своего представителя, произвела отчуждение принадлежащей ей на праве собственности в порядке приватизации по договору от 29.01.1993 года двухкомнатной квартиры, общей площадью 41,1 кв.м., расположенной по адресу : ***. Данный договор 20.09.2007 года прошел государственную регистрацию, Управлением федеральной регистрационной службы произведена регистрация перехода права собственности.

Согласно выписки из домовой книги квартиросъемщика квартиры №*** дома №*** Акшонина П.Е. зарегистрирована в указанной квартире с 15.08.2007 года. Кроме нее, в квартире зарегистрированы Дергачева О.В. и Дергачев В.А., являющиеся собственниками квартиры.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 25 мая 2004 года квартира №*** дома №*** на праве долевой собственности (по 1/3 доли в праве) принадлежит Дергачевой А.В., Дергачевой О.В. и Дергачеву В.А.

Из показаний свидетеля *** следует, что Акшонина П.Е. является ему двоюродной бабушкой. Поскольку Акшонина П.Е. находилась в пожилом возрасте, его мать, Дергачева Л.А., помогала бабушке, постоянно ездила к ней на ул. *** г.Торжка, где та проживала. В 2007 году, точно не помнит, его мать, Дергачева Л.А., сказала ему, что надо прописать Акшонину П.Е. к ним в квартиру, что они будут проживать вместе, им так легче, веселее, что они и сделали. Акшонина П.Е. переехала к ним в квартиру, а его старшая дочь – Дергачева А.В. – в ее квартиру на ул. *** г. Торжка. Какой между кем состоялся договор, ему неизвестно. Срок проживания Акшониной П.Е. в их квартире не оговаривался. Во время проживания Акшонина П.Е. давала им денежные средства на оплату коммунальных услуг, в настоящее время за квартиру платит он. Его мать умерла в декабре 2009 года, Акшонина П.Е. уехала жить в дом-интернат летом 2009 года, почему, кто ей посоветовал, он пояснить не может. Они бабушку не выгоняли, если желает, пусть приезжает и живет, он не возражает. Акшонина П.Е. проживала в отдельной комнате, по ее просьбе он поставил на дверь комнаты замок. В дом-интернат к Акшониной П.Е. они не ездили.

Свидетель ***. суду пояснила, что Акшонину П.Е. знает, она их семье какая-то родственница, но точно она не знает, она с ней особо не общалась, не разговаривала, близких отношений между ними не было. Какое-то время она проживала у них в квартире, в отдельной комнате, затем уехала в дом-интернат, когда это было, не помнит. Акшонина П.Е. готовила себе отдельно, у нее в комнате был свой холодильник, комната закрывалась на ключ. Акшонина П.Е. во время проживания в их квартире находилась либо на кухне, либо в своей комнате. Каковы были условия ее проживания в квартире, ей неизвестно. В квартире Акшониной П.Е. на ул. *** г. Торжка проживает ее сестра – Дергачева А.В. Ей все равно, если Акшонина П.Е. приедет и будет жить в квартире.

Свидетель *** показала суду, что Акшонина П.Е. является сестрой ее прабабушки. По устному соглашению Акшонина П.Е. переехала в квартиру на ул. *** г.Торжка в ее комнату, поскольку ее бабушке, Дергачевой Л.А., так было удобнее ухаживать за Акшониной П.Е., а она – в квартиру Акшониной П.Е. на ул.*** г.Торжка. Срок проживания Акшониной П.Е. в их квартире не оговаривался. Впоследствии она и ее фактический муж в 2007 году купили у Акшониной П.Е. ее квартиру (они предложили ей купить ее квартиру, а она не отказалась). Документы собирали они, а за Акшонину П.Е. по доверенности действовала Дергачева Л.А. Она редко бывала в квартире на ул. ***, но знает, что у Акшониной П.Е. была своя отдельная комната, которая закрывалась на ключ, был свой холодильник, она покупала продукты. Когда она уехала жить в дом-интернат и почему, она не помнит. У Акшониной П.Е. - скверный характер, они с ее бабушкой ругались. Акшонину П.Е. в доме-интернате она не навещала. Квартира по *** принадлежит на праве долевой собственности ( по 1/3 доли) ее отцу, сестре и ей.

У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями, поскольку данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела не имеется, их показания не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Согласно сведениям администрации ГУ «Таложенский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Торжокского района Тверской области Акшонина П.Е. с 21 июля 2009 года постоянно проживает в данном учреждении. Основанием для проживания являются: путевка №3 ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Торжокского района от 17.07.2009 года, акт материально-бытового положения заявителя от 15.07.2009 г., заявление Акшониной П.Е. о зачислении на стационарное социальное обслуживание от 14.07.2009 г., договор безвозмездного пользования жилым помещением от 21.07.2009 года, договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 21.07.09 года, дополнительные соглашения к нему.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует о том, что Акшонина П.Е., добровольно распорядившись 21.08.2007 года принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением по своему усмотрению (продав квартиру), тем самым сознательно ухудшила свои жилищные условия, вследствие чего может быть признана нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, на момент принятия администрацией г. Торжка оспариваемого заявителем решения оснований для признания Акшониной П.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий не установлено, поскольку не истек установленный законодателем пятилетний срок с момента совершения последней действий, вследствие чего произошло ухудшение ее жилищных условий.

Суд не может принять во внимание доводы заявителя о том, что Акшонина П.Е. не совершала умышленные действия с целью ухудшения жилищных условий, так как они опровергаются изложенным выше, кроме того, с учетом положений части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предполагается сознательное ухудшение жилищных условий в результате действий и сделок граждан с жилыми помещениями, в результате которых уменьшился размер жилых помещений или произошло их отчуждение.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований к удовлетворению заявленных в интересах Акшониной П.Е. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Королеву Игорю Витальевичу, действующему в интересах Акшониной Пелагеи Егоровны, об отмене постановления администрации г. Торжка от 07 февраля 2011 года №36 в части отказа Акшониной П.Е. в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на администрацию г.Торжка обязанности поставить Акшонину П.Е. на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи жалобы через Торжокский городской суд Тверской области.

Председательствующий Е.Ю.Арсеньева

Решение принято в окончательной форме 28 марта 2011 года.

Председательствующий Е.Ю. Арсеньева