Решение о признании незаконным бездействия муниципального образования по надлежащему содержанию автомобильных дорог



Дело № 2-308/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 12 апреля 2011 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего – судьи Шабановой Н.А.,

при секретаре Маслобойщиковой Л.Ю.,

с участием старшего помощника Торжокского межрайонного прокурора Бруевич И.И.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования г. Торжок Николаевой В.А., действующей по доверенности ***

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования г. Торжок, муниципальному образованию г. Торжок в лице Комитета по управлению имуществом г. Торжка, муниципальному образованию г. Торжок в лице Управления финансов администрации муниципального образования г. Торжок о признании бездействия муниципального образования город Торжок в области безопасности дорожного движения, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улицы *** г. Торжка незаконным,

у с т а н о в и л:

Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределённого круга лиц и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Торжок (далее МО г. Торжок) в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог, обязать администрацию МО г. Торжок принять меры по содержанию автомобильной дороги ул. *** г. Торжка произвести обработку противогололёдными материалами, устранить колейность дорожного покрытия.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения МО г. Торжок требований Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», выявлены нарушения в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.

Согласно статье 8 Устава МО г. Торжок к вопросам местного значения г. Торжка относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога на ул. *** г. Торжка не включена в муниципальный контракт на оказание услуг по зимнему и летнему содержанию улично-дорожной сети г. Торжка на период январь-июнь 2011 года. В связи с чем снегоочистительные работы указанной автомобильной дороги в 2011 году не проводились, в то время как содержание автомобильной дороги общего пользования относится к вопросам местного значения МО г. Торжок. Выявленные нарушения по содержанию автомобильной дороги создают опасность для здоровья и жизни участников дорожного движения, а бездействие МО г. Торжок по содержанию автомобильной дороги является незаконным, может привести к созданию аварийных ситуаций и ставит под угрозу жизнь и здоровье неограниченного количество участников дорожного движения.

В судебном заседании прокурор уточнила исковые требования, просит признать бездействие МО г. Торжок в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улицы *** г. Торжка незаконным. Требования в части обязания администрацию МО г. Торжок принять меры по содержанию автомобильной дороги ул. *** г. Торжка, а именно: произвести обработку противогололёдными материалами, устранить колейность дорожного покрытия не поддержала, так как отпала необходимость в проведении таких действий, в связи с наступлением весеннего периода. В дополнение пояснила, что в ходе прокурорской проверки и контроля за осуществлением повседневного надзора по содержанию улично-дорожной сети г. Торжка было выявлено, что в муниципальные контракты на оказание услуг по зимнему содержанию улично-дорожной сети г. Торжка включены не все улицы улично-дорожной сети г. Торжка, а именно не включена ул. *** г. Торжка. Допущенное нарушение привело к бездействию со стороны муниципального образования по надлежащему содержанию автомобильной дороги установленным правилам, стандартам и техническим нормам. Проверка ОГИБДД ОВД состояния автомобильной дороги ул. *** г. Торжка, проведена в рамках приказа МВД №410 от 08.06.1999.

Представитель ответчика – администрации МО г. Торжок Николаева В.А. иск прокурора не признала, просила в удовлетворении иска отказать. В письменном отзыве и в судебном заседании пояснила суду, что бездействие муниципального образования город Торжок по содержанию улично-дорожной сети г. Торжка и безопасности дорожного движения имело место неумышленно. Дефицит местного бюджета не обеспечивает необходимой потребности для надлежащего содержания уличной дорожной сети на территории г. Торжка и других необходимых расходов по обязательствам МО г. Торжок. Деятельность по решению вопросов местного значения осуществляется в пределах лимитов бюджетных средств, предусмотренных на соответствующие цели в бюджете МО г. Торжок. Местный бюджет утверждён Торжокской городской Думой с дефицитом в сумме *** тыс. рублей. Потребность на содержание дорожной сети, согласно прогнозу, составляет *** руб. Администрация МО г. Торжок является распорядителем денежных средств местного бюджета по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство», которым на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городского округа предусмотрено *** тыс. рублей. В рамках указанной статьи были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по зимнему и летнему содержанию улично-дорожной сети г. Торжка от 11.01.2011 №38/1-а с ценой контракта *** руб., №38/2-а с ценой контракта *** руб. и №39-а на оказание услуг по зимней и летней ручной уборке закреплённых территорий г. Торжка на общую сумму *** тыс. руб. на период 1 полугодия 2011 года. В контракты включены автомобильные дороги, которые были соединены с трассой М10, то есть те, где больше движение, эти улицы убираются в первую очередь. Акт проверки уличной дорожной сети от 01.03.2011 не соответствует по форме, установленной наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, так как проведена не комплексная проверка, а специальная. Акт проверки подписан лицами, которые не имели таких полномочий.

Представитель ответчика – МО г. Торжок в лице Управления финансов администрации МО г. Торжок, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве от 11.04.2011 просил в удовлетворении иска отказать, указав на аналогичные с отзывом администрации МО г. Торжок обстоятельства.

Представитель ответчика – МО г. Торжок в лице Комитета по управлению имуществом г. Торжка Тверской области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Торжокскому району, будучи надлежащим образом извещен о дне слушания дела, он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом достоверно установлено, что 01 марта 2011 года проведено обследование автомобильной дороги улицы *** г. Торжка, в результате которой выявлено, что на участке дороги от ***, справа и слева, дорожное покрытие имеет колейность, не обработано ПСС. По результатам проверки составлен акт проверки (л.д. 6).

Федеральный закон №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…», в его статье 15, определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, включающую в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. А согласно пункту 2 статьи 12 данного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам и стандартам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. К вопросам местного значения в силу статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения.

Судом установлено, что дорожная деятельность автомобильных дорог местного значения в границах г. Торжка, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального образования город Торжок, что указано в подпункте 5 пункта 8 Устава муниципального образования город Торжок (л.д. 62-63).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Судом установлено, что 11 января 2011 года администрация МО город Торжок заключила два контракта №38/1-а и 38/2-а на оказание услуг по зимнему и летнему содержанию улично-дорожной сети г. Торжка, из которых видно, что исполнители обязались в зимний период: с января по март 2011 года оказывать услуги по содержанию улично-дорожной сети г. Торжка. В приложениях №1 к техническому заданию, перечислены наименования улиц, которые подлежат зимнему содержанию (л.д. 7-12, 13-19). Однако улица *** г. Торжка в списке не значится, в то время как в графе 83 списка адресных объектов территориальных единиц, находящихся на территории г. Торжка, ул. *** указана (л.д. 20-22).

В соответствии с правилами в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утверждённым Постановлением Администрации Тверской области от 26.11.2008 №430-па, определяющими особенности проведения уборочных работ в зимнее время, установлено, что период зимней уборки устанавливается с 1 ноября по 31 марта.

Согласно пунктам 12.12 и 12.24 правил, улицы, дороги на территории населённых пунктов ежедневно подметаются от снега (зимой). К первоочередным мероприятиям зимней уборки улиц, дорог относятся: обработка проезжей части дорог противогололедными средствами; сгребание и подметание снега.

Невключение улицы *** в список объектов дорожно-уличной сети, подлежащих зимнему содержанию, свидетельствует о бездействии МО г. Торжок и неисполнении, относящихся к вопросам местного значения МО город Торжок, обязанностей по содержанию автомобильной дороги, что в свою очередь привело к нарушению надлежащего содержания данного объекта (улицы ***), что и было отражено в акте обследования автомобильной дороги от 01.03.2011.

Доводы представителя ответчика о том, что акт проверки уличной дорожной сети от 01.03.2011 не соответствует установленной форме, суд принять не может в качестве доказательства, свидетельствующего об отсутствии бездействия со стороны муниципального образования город Торжок по содержанию автомобильных дорог, поскольку обследование автомобильной дороги по улице *** г. Торжка проведена государственным инспектором дорожного надзора в порядке повседневного надзора за условиями движения.

Действия государственного инспектора Титова А.И. по обследованию автомобильной дороги улицы *** соответствуют требованиям пункта 10.2.8 Приказа МВД №410 от 08.06.1999 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», предусматривающего повседневный надзор за условиями эксплуатационного состояния дорог в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности.

Суд не может согласиться с доводами ответчиков о том, что дефицит местного бюджета не обеспечивает необходимой потребности для надлежащего содержания уличной дорожной сети на территории города, и не принимает в качестве доказательства, выписку из решения Торжокской городской Думы от 21.12.2010 №4 «О бюджете муниципального образования город Торжок на 2011 год…», поскольку полномочия органов местного самоуправления, в силу статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Недостаточность бюджетной обеспеченности не освобождает орган местного самоуправления от реализации МО г. Торжок, предусмотренной действующим законодательством обязанности по надлежащему осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, что отражено в уставе муниципального образования город Торжок.

Поскольку гарантированные государством права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации обеспечиваются путём выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, а бездействие МО г. Торжок, выразившееся в неисполнении данных требований в области безопасности дорожного движения, в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги ул. *** г. Торжка может создавать угрозу нарушения указанных прав неопределённого круга лиц, суд полагает иск прокурора удовлетворить.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образования город Торжок в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улицы *** города Торжка незаконным.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/

Решение принято в окончательной форме 18 апреля 2011 года.

Решение не вступило в законную силу