Копия
Дело № 2- 219/ 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Торжок 04 апреля 2011 г.
Торжокский городской суд Тверской области в составе: председательствующего – федерального судьи Назаровой Т.Д., при секретаре судебного заседания Милеевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Православному приходу Покровской церкви о признании его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области (далее - Управление) обратилось в суд с настоящим иском к Православному приходу Покровской церкви о признании его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате изучения Управлением в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» учетного дела № Православного прихода Покровской церкви было установлено следующее.
Полное наименование Организации - Православный приход Покровской церкви (далее - Организация).
В соответствии с заключением Управления юстиции администрации Тверской области от 31 августа 1994 года о регистрации устава религиозного объединения на общем собрании 21 февраля 1994 года образован Покровский приход Тверской Епархии, на котором также принят устав Организации.
Решением № Управления юстиции администрации Тверской области от 31 августа 1994 года устав Покровского прихода Тверской Епархии зарегистрирован.
Учредительным собранием граждан-учредителей ДД.ММ.ГГГГ принято решение о создании Православного прихода Покровской церкви, избраны руководящие и контрольно-ревизионные органы, учредителями религиозной организации выступили десять физических лиц.
В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о государственной перерегистрации Православного прихода Покровской церкви, на основании чего Управлением ДД.ММ.ГГГГ Организации выдано свидетельство о государственной регистрации религиозной организации за учетным №, в связи с чем ранее выданное свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № и устав религиозной организации, принятый ДД.ММ.ГГГГ, были аннулированы.
Данная местная религиозная организация (учётный номер 6911010170), имеющая юридический адрес: <адрес>, вероисповедует православие и принадлежит к централизованной религиозной организации - Тверской Епархии русской Православной Церкви.
Организация осуществляет свою деятельность на основании устава Православного прихода Покровской церкви, принятого Приходским собранием ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Управляющим Тверской Епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
В соответствии с уставом Православный приход Покровской церкви объединяет граждан православного вероисповедания для совместного осуществления права на свободу вероисповедания и распространения православной веры, религиозной образовательной и просветительской деятельности, попечения о религиозно-нравственном воспитании и благотворительности.
В результате изучения материалов учетного дела Организации установлено, что ею нарушено законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, а именно:
с момента своей государственной регистрации (1999 г.) Организация не представляла в Управление как орган, принявший решение о ее государственной регистрации, информацию о продолжении своей деятельности;
Организацией в Управление не представлен отчет по форме ОР0001 за 2006 - 2009 годы, содержащий информацию о деятельности религиозной организации и персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Срок предоставления указанного отчета определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Предусмотренный отчет представляется ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчетности установлена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»;
в Управление не поступали сведения о переизбрании Председателя Приходского совета Организации, срок полномочий которого истек.
Неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, а также допущенные нарушения в совокупности свидетельствуют о прекращении Православным приходом Покровской церкви своей уставной деятельности и не проведении мероприятий, направленных на достижение его уставных целей.
Представитель истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия, поддержав свои исковые требования в отношении Православного прихода Покровской церкви.
Представитель ответчика Православного прихода Покровской церкви, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика Православного прихода Покровской церкви.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия, против удовлетворения заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в случае отсутствия у ответчика задолженности по налогам и сборам не возражает.
Исследовав представленные документы в их совокупности, суд находит исковые требования Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 21 мая 2009 года №147 (с изменениями от 24 января 2011 г.) одной из основных задач территориальных органов Министерства юстиции РФ является осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, а также осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности.В рамках реализации задачи по контролю за деятельностью некоммерческих организаций территориальные органы Министерства юстиции РФ наделены полномочиями по обращению в суды с заявлениями о признании религиозных организаций прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены п. 9 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Как видно из материалов дела, устав Покровского прихода Тверской Епархии зарегистрирован Решением № Управления юстиции администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о государственной перерегистрации Православного прихода Покровской церкви, на основании чего Управлением ДД.ММ.ГГГГ Организации выдано свидетельство о государственной регистрации религиозной организации за учетным №, в связи с чем ранее выданное свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № и устав религиозной организации, принятый ДД.ММ.ГГГГ, аннулированы.
Данная местная религиозная организация (учётный номер №), имеющая юридический адрес: <адрес>, вероисповедует православие и принадлежит к централизованной религиозной организации - Тверской Епархии русской Православной Церкви.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
В ходе проверочных мероприятий истцом было установлено, что информация о продолжении деятельности религиозной организации не поступала в Управление с 1999 года, как организацией не были представлены в Управление и отчеты о деятельности религиозной организации, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по установленной форме за 2006 – 2009 годы, в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7 -ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
Руководящими органами Организации являются: высший орган управления -Приходское собрание (п. 23 Устава), исполнительный и распорядительный орган -Приходской совет (п. 27 Устава), лицо, имеющее право действовать от имени Организации без доверенности, - Председатель Приходского совета (п. 31 Устава), срок полномочий которого составляет три года. Возглавляет Организацию Настоятель (п. 20 Устава).
Председателем Приходского совета Организации согласно протоколу учредительного собрания граждан-учредителей от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО3, полномочия которой истекли, однако в соответствии с требованием п. 9 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Управление сведения о её переизбрании не поступали.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи61 ГК Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10 января 2006г. №18-ФЗ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещённой законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей её уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи117 ГК Российской Федерации особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых названным Кодексом, определяются законом.
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьёй 32 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьёй 14 Федерального закона от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и статьёй 61 ГК Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи18 и пунктом 10 статьи32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьёй, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно части 1 статьи14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации могут быть ликвидированы: по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания (уставным целям); по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи8 данного Федерального закона.
Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального её исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий (часть 2 статьи14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003г. №14-П по делу о проверке конституционности положений статьи35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьёй 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учётом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе общественную религиозную организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путём его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Принимая решение о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность и исключении организации из реестра юридических лиц, суд руководствуется не только наличием выявленных формальных нарушений. Судом объективно установлено, что указанные нарушения по предоставлению отчетов и сведений, были допущены ответчиком, доказательств обратного суду представлено не было.
Данные нарушения являются устранимыми, вместе с тем с момента подачи искового заявления ДД.ММ.ГГГГ и всего времени нахождения данного гражданского дела в производстве суда, соответствующие отчеты и информация в адрес органа, принявшего решение о государственной регистрации юридического лица, ответчиком направлены не были.
Кроме того, в соответствии с п. 14 Устава Приход объединяет граждан православного вероисповедания для совместного осуществления права на свободу вероисповедания и распространения православной веры, религиозной образовательной и просветительской деятельности, попечения о религиозно-нравственном воспитании и благотворительности.
Исследуя обстоятельства осуществления уставной деятельности ответчиком, суд установил, что сведения о продолжении деятельности в Управление ответчиком не направлялись с момента её государственной регистрации – с 1999 года.
Вынесением решения о признании религиозной организации ответчика прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица права и интересы третьих лиц не нарушаются, ибо заявлений о наличии задолженности перед ними со стороны ответчика, не поступило.
Согласно справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 8 по Тверской области, задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам у Православного прихода Покровской церкви не имеется.
На основании абз. 2 п. 9 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также неинформирование религиозной организацией ежегодно органа, принявшего решение о её государственной регистрации, о продолжении своей деятельности, являются основанием для обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области как органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц..
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для принятия решения о признании религиозной организации ответчика прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Православному приходу Покровской церкви о признании его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Признать Православный приход Покровской церкви, расположенный по адресу: <адрес> прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Т.Д. Назарова
Решение принято в окончательной форме 08 апреля 2011 года.
Председательствующий подпись Т.Д. Назарова
Копия верна.
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-219/2011 в Торжокском городском суде Тверской области.
Председатель суда Т.Д. Назарова