Дело № 2- 301/2011 г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Торжок 19 мая 2011 года
Торжокский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего – федерального судьи Горловой Н.П.,
при секретаре Раевой Е.С.,
с участием старшего помощника Торжокского межрайонного прокурора Бруевич И.И.,
представителя ответчика – муниципального образования г. Торжок в лице администрации муниципального образования г. Торжок Николаевой В.А., действующей на основании доверенности № 03 от 11 января 2011 года,
представителя третьего лица – отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Торжокскому району Титова А.И., действующего на основании доверенности от 28.03.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию город Торжок в лице администрации муниципального образования город Торжок, муниципальному образованию город Торжок в лице Комитета по управлению имуществом г. Торжка и муниципальному образованию город Торжок в лице Управления финансов администрации муниципального образования г. Торжок о признании бездействия муниципального образования город Торжок в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улицы Энергетиков г. Торжка незаконным,
у с т а н о в и л:
Торжокский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к муниципальному образованию город Торжок в лице администрации муниципального образования город Торжок, муниципальному образованию город Торжок в лице Комитета по управлению имуществом г. Торжка и муниципальному образованию город Торжок в лице Управления финансов администрации муниципального образования г. Торжок о признании бездействия муниципального образования город Торжок в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улицы Энергетиков г. Торжка незаконным, в котором указал, что Торжокской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, безопасности дорожного движения МО город Торжок.
Из акта обследования улицы Энергетиков г. Торжка от ул. Чехова до д. 6 следует, что на автомобильной дороге улицы Энергетиков г. Торжка дорожное покрытие имеет колейность, не обработано песчано-соляной смесью.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством и на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В свою очередь, согласно ст. 8 Устава муниципального образования город Торжок, принятого решением городского Собрания депутатов от 14.09.2005 года № 209-1, к вопросам местного значения города Торжка относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п. 3 ст. 15 ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, содержание автомобильной дороги общего пользования улицы Энергетиков г. Торжка Тверской области относится к вопросам местного значения МО город Торжок.
В силу пункта 1,2 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п.п. 1,5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Однако в результате проведенной проверке установлено, что автомобильная дорога на улице Энергетиков города Торжка Тверской области не включена в муниципальный контракт на оказание услуг по зимнему и летнему содержанию улично-дорожной сети г. Торжка на период январь-июнь 2011 года. В связи с вышеизложенным, фактически снегоочистительные работы указанной автомобильной дороги в 2011 году не проводились, тем самым МО г. Торжок допущены нарушения требований действующего законодательства, регламентирующего осуществление органами местного самоуправления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.
Выявленные в ходе составления акта обследования автомобильной дороги на улице Энергетиков города Торжка Тверской области недостатки создают опасность для здоровья и жизни участников дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Однако до настоящего времени бездействие МО город Торжок по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования является незаконным, может привести к созданию аварийных ситуаций и ставит под угрозу жизнь и здоровье неограниченного количества участников дорожного движения.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с этим, Торжокский межрайонный прокурор просит признать бездействие МО город Торжок в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улицы Энергетиков г. Торжка, незаконным.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник Торжокского межрайонного прокурора Бруевич И.И. исковые требования о признании бездействия МО г. Торжок в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улицы Энергетиков г. Торжка незаконным, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, пояснив при этом, что ими в период с января по март 2011 года была проведена проверка, в результате которой было установлено, что автомобильная дорога на ул. Энергетиков г. Торжка Тверской области не включена в муниципальный контракт на оказание услуг по зимнему и летнему содержанию улично-дорожной сети г. Торжка на период январь-февраль 2011 года. В связи с этим, фактически снегоочистительные работы указанной автомобильной дороги в 2011 году не проводились, тем самым МО г. Торжок допущены нарушения требований действующего законодательства, регламентирующего осуществление органами местного самоуправления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.
В судебное заседание МО г. Торжок доказательств, которые могли бы подтвердить исполнение своих обязанностей по содержанию и уборке автомобильной дороги по ул. Энергетиков г. Торжка, не было представлено.
Представитель ответчика – МО г. Торжка в лице администрации г. Торжка Тверской области Николаева В.А. в судебном заседании исковые требования Торжокского межрайонного прокурора не признала по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление от 25 марта 2011 года, согласно которому администрация города в соответствии с действующим законодательством является исполнительным органом местного самоуправления, а по организационно-правовой форме – муниципальным казенным учреждением.
В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ казенные учреждение отвечают по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Администрация города осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению городского округа Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в пределах лимитов бюджетных средств, предусмотренных на соответствующие цели в бюджете муниципального образования город Торжок, утверждаемом в соответствии с действующим законодательством решением представительного органа местного самоуправления – Торжокской городской Думы.
Местный бюджет утвержден Торжокской городской Думой с дефицитом в сумме 21000 рублей, а потребность на содержание уличной дорожной сети согласно прогноза на 2011 год составляет 17314631 рубль.
Администрация города является распорядителем денежных средств местного бюджета по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство», которым на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городского округа предусмотрено 8000 рублей.
В рамках указанной статьи были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по зимнему и летнему содержанию улично-дорожной сети города Торжка от 11.01.2011 № 38/1-а ( с ценой контракта 2704594 рублей), № 38/2-а ( с ценой контракта 2374740 рублей) и № 39-а на оказание услуг по зимней и летней ручной уборке закрепленных территорий г. Торжка (уборка парков, скверов, аллей, площадей, подходов к мостам) с ценой контракта 996326 рублей, а всего на общую сумму 6076000 рублей на период 1 полугодия 2011 года.
Таким образом, дефицит местного бюджета не обеспечивает необходимой потребности для надлежащего содержания уличной дорожной сети на территории города и других необходимых расходов по обязательствам муниципального образования.
Кроме того, в заявлении прокурора в приложении указана копия акта комплексной проверки автомобильной дороги, хотя на самом деле к заявлению приложен акт специальной проверки от 1.03.2011 года.
В соответствии с подпунктом 10.2.1.1. Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 08.06.1999 № 410 комплексная проверка проводится один раз в год в весеннее-летний период с 01 апреля по 01 июля.
Комплексная проверка проводится Комиссией, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по инициативе и на основании предложений управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах в соответствии с их компетенцией.
Комиссия по комплексной проверке содержания уличной дорожной сети на территории города органами местного самоуправления не создавалась и не назначалась, предложений о её проведении в адрес администрации города от ГИБДД не поступало.
Согласно подпункту 10.2.2.1. Наставления специальная проверка готовности дорожных и коммунальных организаций к эксплуатации дорог и улиц в зимний период проводится с 01 сентября по 15 ноября, в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации, с участием представителей организаций коммунального и дорожного хозяйства.
Акт от 01.03.2011 подписан только государственным инспектором дорожного надзора Титовым А.И. (член комиссии) и специалистом отдела жизнеобеспечения администрации города Ц.В.С. (председатель комиссии), то есть лицами, которые в нарушение Наставления, администрацией города не уполномочивались.
Акт проверки уличной дорожной сети от 01.03.2011 года не соответствует по форме, установленной Наставлением.
Кроме того, при выявлении в процессе проведения комплексных проверок отступлений от требований к эксплуатационному состоянию улиц и дорог по условиям обеспечения безопасности дорожного движения готовится предписание и устанавливаются сроки устранения недостатков, определенные государственным стандартом. Указанного предписания в нарушение требований Наставления в адрес администрации не направлялось (л.д. 27-28).
Представитель ответчика Управления финансов администрации Муниципального образования город Торжок в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, представив возражение на исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора от 20 апреля 2011 года, согласно которому Торжокской городской Думой 21.12.2010 года утвержден бюджет муниципального образования город Торжок с дефицитом в сумме 21000 рублей.
Исходя из минимальной потребности в финансовых ресурсах для исполнения полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, расходы местного бюджета на 2011 год составляют 824491,4 рублей. В тоже время доходы бюджета, в соответствии с закрепленными Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками, составляют 347197,6 рублей. Таким образом, бюджетная обеспеченность полномочий органов муниципальной власти на 2011 год составляет 44,7 %.
Потребность на содержание уличной дорожной сети согласно прогноза на 2011 год составляет 17314631 рубль.
Администрация города является распорядителем денежных средств местного бюджета по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство», которым на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городского округа предусмотрено 8000 рублей. Бюджет муниципального образования город Торжок уточняется по мере его исполнения.
В рамках указанной статьи были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по зимнему и летнему содержанию улично-дорожной сети города Торжка от 11.01.2011 года № 38/1-а с ценой контракта 2704534 рубля, № 38/2-а с ценой контракта 2374740 рублей и № 39-а на оказание услуг по зимней и летней ручной уборке закрепленных территорий г. Торжка (уборка парков, скверов, аллей, площадей, подходов к мостам) с ценой контракта 996326 рублей, а всего на общую сумму 6075600 рублей на период 1 полугодия 2011 года.
В соответствии с действующим законодательством администрация города является исполнительным органом местного самоуправления.
Администрация города осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах лимитов бюджетных средств, предусмотренных на соответствующие цели в бюджете муниципального образования город Торжок.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, дефицит местного бюджета не обеспечивает необходимой потребности для надлежащего содержания уличной дорожной сети на территории города и других необходимых расходов по обязательствам муниципального образования. В связи с этим, они просят отказать в удовлетворении требований прокурора (л.д. 53-54).
Представить ответчика – Комитета по управлению имуществом МО г. Торжка в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени, представив заявление с просьбой о рассмотрении настоящего гражданского дела в их отсутствие (л.д. 80).
Представитель третьего лица – ОГИБДД ОВД по Торжокскому району Тверской области Титов А.И. исковые требования Торжокского межрайонного прокурора поддержал, пояснив при этом, что он, как государственный инспектор дорожного надзора, в рамках приказа № 410 МВД РФ осуществляет на постоянной основе обязанности проверки содержания автомобильных дорог. По просьбе прокуратуры ими была организована проверка содержания автомобильной дороги ул. Энергетиков г. Торжка. Они выходили с представителем администрации Ц.В.С.. По результатам проверки был составлен акт по соответствующему образцу. В связи с тем, что в ГОСте 93 отсутствует понятие линейной колейности, то в акте они их не стали указывать. Данная проверка не подходила ни к одному ГОСТу. На момент проведения проверки и осмотра дорожного полотна ул. Энергетиков оно не было обработано никакими противогололедными средствами и имела колейность. После проведения проверки и составления акта, его копия была направлена в Торжокскую межрайонную прокуратуру, так как по ее требованию проводилась проверка. Знаков, предупреждающих о гололеде и неровностях дороги на ул. Энергетиков установлено не было. В акте проверку они назвали специальной, так как она была по поручения прокуратуры и они думали, что она таковой и является. Сам акт проверки был составлен по образцу акта комплексной проверки. Можно считать, что они ошибочно указали, что данный акт является актом специальной проверки. Этот акт в рамках повседневного надзора. Предписания они не выписывали, так как проверка проводилась по заданию прокуратуры. Представитель администрации также присутствовал при проверке и он, соответственно, все знал и был уведомлен о всех обстоятельствах.
Выслушав объяснения представителя процессуального истца – старшего помощника Торжокского межрайонного прокурора Бруевич И.И., представителя ответчика – муниципального образования г. Торжок в лице администрации муниципального образования г. Торжок Николаевой В.А., представителя третьего лица – отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Торжокскому району Титова А.И. и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
Статья 15 Конституции РФ закрепляет обязанность органов государственной власти, органов местно самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 125 ГКРФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральным законом от08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 15 под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся дорожные знаки. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. П. 1 статьей 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. А согласно п. 2 ст. 12 данного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам и стандартам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.13 ФЗ«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с. ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ 10декабря1995года N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п. 3 ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ обеспечивается уполномоченными органами местного управления.
Таким образом, содержание автомобильной дороги общего пользования улицы Энергетиков г. Торжка Тверской области относится к вопросам местного значения МО г. Торжок.
В соответствии с Правилами в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утвержденными Постановлением Администрации Тверской области 26.11.2008 года № 430-па, п. 12.7 – органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции уборку и содержание территории соответствующего муниципального образования, включая и уборку территорий, тупиков и проездов. В соответствии с п. 12.12 данных Правил улицы, дороги, дворовые территории, внутридворовые проезды и тротуары, места массового посещения на территории населенных пунктов ежедневно подметаются от смета, пыли, снега (зимой) и мелкого бытового мусора.
Согласно п. 12.22 – 12.25 этих Правил, период зимней уборки устанавливается с 01 ноября по 31 марта. К первоочередным мероприятиям зимней уборки улиц, дорог и магистралей относятся: обработка проезжей части дорог противогололедными средствами, сгребание и подметание снега, формирование снежного вала для последующего вывоза, выполнение разрывов в валах снега. Обработка проезжей части дорог противогололедными средствами должна начинаться с момента начала снегопада. В случае получения от метеорологической службы заблаговременного предупреждения об угрозе возникновения гололеда обработка проезжей части дорог, эстакад, мостовых сооружений, производится до начала выпадения осадков. С началом снегопада в первую очередь обрабатываются противогололедными средствами наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц, по окончании обработки которых необходимо приступить к сплошной обработке проезжих частей с асфальтобетонным покрытием противогололедными средствами.
Согласно п. 12.30 Правил к мероприятиям второй очереди зимней уборки улиц, дорог и магистралей относятся: удаление снега (вывоз), зачистка прилотковой и лотковой зон улиц после удаления снега с проезжей части, скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.
Требования к состоянию дорог установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11 октября 1993 года.
Согласно п.п. 3, 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик предусмотрены п. 3.1.6. вышеуказанного ГОСТа.
В ходе судебного заседания установлено, что 01 марта 2011 года комиссия в составе: председателя Ц.В.С. и члена комиссии Титова А.И. произвела обследование автомобильной дороги ул. Энергетиков г. Торжка, в результате которой было выявлено, что дорожное покрытие имеет колейность, а также не обработано ПСС (л.д. 21).
11 января 2011 года администрация муниципального образования город Торжок заключила два контракта № 38/1-а и № 38/2-а на оказание услуг по зимнему и летнему содержанию улично-дорожной сети города Торжка (правобережье и левобережье р. Тверца), из которых усматривается, исполнители (ИП С.А.А. и МУП «Горхозяйство» обязуются в период с января по марта 2011 года оказывать услуги заказчику по содержанию улично-дорожной сети г. Торжка (л.д. 6-8, 12-14).
В приложениях к указанным контрактам перечислены виды услуг, требования к результату, а также объекты внешнего благоустройства, автомобильных дорог, подлежащих зимнему содержанию улично-дорожной сети города Торжка (л.д. 9-11, 15-18), однако ул. Энергетиков в вышеуказанном приложении отсутствует, несмотря на то, что в списке адресных объектов территориальных единиц, находящихся на территории г. Торжка, данная улица обозначена (л.д. 19-20).
Тем самым, бездействие ответчика администрации муниципального образования город Торжок в части невключения ул. Энергетиков г. Торжка в список по зимнему содержанию улично-дорожной сети города Торжка, и как следствие, ненадлежащее содержание данной улицы, которое выражается в отсутствии обработки ПСС и колейности дорожного полотна, создает угрозу жизни, здоровью, правам и интересам участников дорожного движения, не отвечает целям предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
Поскольку исковые требования Торжокского межрайонного прокурора направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц, в частности, участников дорожного движения в районе ул. Энергетиков г. Торжка, при этом прокурор обосновал в своем иске, в чем заключаются интересы этих лиц, в чем заключается угроза нарушения прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены, суд полагает действия Торжокского межрайонного прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах своих полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также положений Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Доводы представителя ответчика администрации муниципального образования город Торжок Николаевой В.А. о том, что акт проверки от 01.03.2011 года не соответствует установленной форме, суд не может принять во внимание, поскольку согласно п. 10.2.1.1 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденного Приказом МВД РВ от 08.06.1999 года № 410, комплексная проверка проводится один раз в год в период с 01 апреля по 01 июля. Согласно п.п. 10.2.2.1 этого же Наставления, специальная проверка проводится в период с 01 сентября по 15 ноября. Таким образом, временные рамки проведения комплексной и специальной проверок не позволяют осуществлять их в период с 16 ноября по 31 марта.
Согласно п.п. 10.2.8 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденного Приказом МВД от 08.06.1999 года № 410, повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях принятия мер и устранения возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков составляющих помех движения, и угрозы его безопасности производится инспекторами ДПС и инспекторами дорожного надзора.
В рамках проведения проверки Торжокской межрайонной прокуратурой и контроля за осуществлением повседневного надзора за условиями движения, ОГИБДД ОВД по Торжокскому району в рамках проверки улично-дорожной сети, было дано поручение о проведении проверки состояния, в частности, автомобильной дороги улицы Энергетиков г. Торжка, с составлением акта о наличии или отсутствии недостатков дорожного покрытия. Согласно составленного акта у автомобильной дороги по улице имелись следующие недостатки: дорога не обработана противогололедными материалами и имеет колейность.
Исходя из вышеизложенного, инспектором дорожного надзора обоснованно был составлен акт проверки состояния автомобильной дороги улицы Энергетиков г. Торжка с указанием выявленных недостатков в рамках осуществления повседневного надзора за условиями движения в целях оперативного принятия мер и устранения возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помех движения, и угрозы его безопасности.
Доводы ответчика МО г. Торжок в лице администрации муниципального образования город Торжок Николаевой В.А. о том, что несоблюдение МО город Торжок обязанностей по надлежащему содержанию автомобильной дороги ул. Энергетиков г. Торжка связано с ограниченным финансированием, суд не может принять за уважительную причину, поскольку обеспечение безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, что предусмотрено п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения».
Каких-либо доказательств надлежащего исполнения установленных законом обязанностей по содержанию дороги ул. Энергетиков г. Торжка либо предпринятия попыток к надлежащему исполнению МО город Торжок не представлено и в судебном заседании не установлено.
Учитывая, что отсутствие обработки дорожного полотна в зимний период и колейность, представляет реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения, нарушает их права и законные интересы, а также в целом интересы общества и государства, направленные на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, суд находит исковые требования Торжокского межрайонного прокурора о признании бездействия муниципального образования город Торжок в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улицы Энергетиков города Торжка Тверской области незаконным - обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 338 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие муниципального образования город Торжок в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улицы Энергетиков города Торжка Тверской области незаконным.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Торжокский городской суд Тверской области.
Председательствующий Н.П. Горлова
Решение в мотивированной форме изготовлено 25 мая 2011 года.
решение не вступило в законную силу