Дело № 2-387/2011 Именем Российской Федерации г.Торжок 28 июня 2011 года Торжокский городской суд Тверской области в составе: председательствующего – судьи Акатьевой Т.Я., при секретаре Соколовой А.А., с участием представителя ответчиков- ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Торжокского межрайонного филиала №2 - Сметаниной Н.Е., действующей по доверенности № 01-31/05/19834 от 14.04.2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удомельского межрайонного прокурора, действующего в интересах Мухамедулина Р.Г. к Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице Торжокского межрайонного филиала №2 о признании бездействия Торжокского межрайонного филиала №2 ТРО ФСС РФ незаконным и обязании предоставить Мухамедулину Р.Г. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями у с т а н о в и л : Удомельский межрайонный прокурор, действующий в интересах Мухамедулина Р.Г. обратился в суд с иском к Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице Торжокского межрайонного филиала №2 о признании бездействия Торжокского межрайонного филиала №2 ТРО ФСС РФ незаконным и обязании предоставить Мухамедулину Р.Г. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями. Свои исковые требования обосновал тем, что Мухамедулин Р.Г. является инвалидом <данные изъяты> и в соответствии с медицинскими показаниями нуждается в ежегодном санаторно- курортном оздоровлении, в связи с чем, с 2006 года по настоящее время, каждые полгода, в Центральной медико-санитарной части №141 ФМБА России получает справку №070/у-04 для получения путевки на санаторно- курортное лечение. 20.01.2010 года Мухамедулин Р.Г., согласно отметке №43 в журнале регистрации входящих документов обратился к специалисту Торжокского межрайонного филиала №2 Тверского регионального отделения ФСС РФ в Удомельском районе Блыщик Э.Р. с заявлением о получении путевки, одновременно представив необходимые документы. Согласно отметки №324 в Журнале регистрации исходящих документов указанное заявление с приложениями 27.01.2010г. заказным письмом направлено в Тверское региональное отделение ФСС РФ. Однако, ГУ Тверское региональное отделение ФСС РФ в лице Торжокского межрайонного филиала №2 принявший документы у Мухамедулина Р.Г., несмотря на то, что действующее законодательство об обеспечении реабилитационных мероприятий, не связывает возможность их получения инвалидом с наличием очереди, уклоняется от выдачи путевки более года, чем нарушаются права инвалида. В настоящее время срок действия медицинской справки формы № 070/у-04 представленной Мухамедулиным Р.Г. в орган социальной защиты истек, и он был вынужден 01.04.2011 года пройти комиссию и вновь получить соответствующую справку. Однако действий по выдаче путевки или изысканию средств для приобретения путевки Тверское региональное отделение ФСС РФ и его межрайонный филиал №2 не произвели, путевка на санаторно-курортное лечение Мухамедулину Р.Г. ими до настоящего момента не предоставлена. Снижение уровня инвалидности в России является одной из основных задач приоритетного национального проекта «Здоровье». Ее реализация невозможна, без своевременного проведения реабилитационных мероприятий. В соответствии со ст. ст.10,11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», п.8 ст.6.1, ст.6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года, разделом Ш Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан» утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года №328 Мухамедулин Р.Г. имеет право на санаторно- курортное лечение и не предоставление ему длительное время путевки не позволяет Мухамедулину Р.Г. пройти необходимую комплексную реабилитацию, чем нарушаются вышеуказанные нормы закона. Мухамедулин Р.Г. является инвалидом <данные изъяты>, в силу состояния здоровья, не может самостоятельно защищать свои интересы в суде, в связи с чем, согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор может обратиться в защиту прав, свобод и законных интересов инвалида. Впоследствии процессуальный истец уточнил свои исковые требования, просит признать бездействие Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и бездействие Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице Торжокского межрайонного филиала №2 незаконным и обязать данные ГУ предоставить Мухамедулину Р.Г. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями. В судебное заседание представитель процессуального истца- Удомелского межрайонного прокурора не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Истец Мухамедулин Р.Г. будучи надлежаще извещенным о дне рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя процессуального истца и истца Мухамедулина Р.Г. Представитель ответчиков Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице Торжокского межрайонного филиала №2- Сметанина Н.Е. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года №864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации. Согласно п.4 ст.6 ФЗ от 28.11.2009 года №292 –ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Фонд социального страхования вправе осуществить в 2010 году финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно- курортные учреждения со сроком пребывания не более 21 дня определенным категориям граждан, в пределах межбюджетных трансферов из федерального бюджета на указанные цели. Согласно п.1 Приказа Минздравсоцразвития от 08.12.2009г. № 963 н с 1 января 2010 года стоимость одного дня пребывания в санатории не может превышать 772 руб., а стоимость путевки 16212 руб. Региональному отделению на 2010 год были выделены средства на оплату санаторно- курортного лечения в сумме 39191 тыс. 700 рублей, на которые по результатам конкурсных процедур приобретено 2544 путевки на сумму 39058 тыс. 675руб. По состоянию на 1 января 2010 года не было обеспечено путевками в 2009 году 3904 чел. и они соответственно обеспечивались путевками в 2010 году. Мухамедулин Р.Г. 20.01.2010 года обратился с заявлением и был поставлен на учет на обеспечение санаторной путевкой, с номером очереди 4984. Действующее законодательство не содержит гарантии ежегодного обеспечения льготных категорий граждан санаторно- курортным лечением. Путевки предоставляются в порядке очередности. Исходя из изложенного не предоставляется возможности предоставления путевки истцу за 2010 год из –за недостаточного финансирования. На основании изложенного в удовлетворении исковых требований к Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ просит отказать. Что касается исковых требований к Торжокскому межрайонному филиалу №2-, то считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат как в силу изложенной позиции, так и в связи с тем, что согласно Положения о Торжокском межрайонном филиале №2, данный филиал не наделен полномочиями по предоставлению путевок. Данные обязанности несет Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Выслушав представителя ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Удомельского межрайонного прокурора к Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего: Согласно справки серии № Мухамедулину Р.Г. повторно установлена инвалидность ДД.ММ.ГГГГ, группа инвалидности <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 13-14). Из журнала регистрации входящих документов следует, что Мухамедулин Р.Г. обратился с заявлением о получении путевки к специалисту Торжокского межрайонного филиала № Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и его заявление зарегистрировано за №43. ( л.д.16-18), а из журнала регистрации исходящей корреспонденции следует, что заявление Мухамедулина Р.Г. Торжокским межрайонным филиалом №2 Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ направлено в Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за № 08-22/324 ( л.д. 19-20). Таким образом в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Мухамедулин Р.Г. имел право на получения санаторно- курортного лечения в 2010 году, но оно ему не было предоставлено. Статьей 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно ст.11 вышеуказанного закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Распоряжением Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В соответствие с п.3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к реабилитационным мероприятиям относится санаторно- курортное лечение. Согласно главы 2, п.8 ст. 6.1 ФЗ « О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности инвалиды, В соответствие с п.1 ст.6.2 названного ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 набора социальных услуг включаются социальные услуги, в частности предоставление при наличие медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном страховании. В силу п.5 ст.6.3 ФЗ, « О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствие с п.3.1 раздела Ш Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утверж. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г №328, обеспечение санаторно- курортным лечение осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно- курортных путевок в санаторно- курортные организации, расположенные на территории РФ. Путевки на санаторно –курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Р.Ф. ( п.3.3). Согласно п.п. 3.7, 3.7 вышеуказанного нормативного акта при наличии медицинской справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно- курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ. Исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно- курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно- курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Исполнительные органы Фонда по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно- курортное учреждение, выдают гражданам санаторно- курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения. В судебном заседании не установлено, что в 2009 и 2010 году отсутствовали межбюджетные трансферы из федерального бюджета на санаторно- куротное лечение инвалидов в связи с чем ответчики не могли представить истцу путевку на санаторно- курортное лечение. Доводы ответчика о том, что истцу путевка не была предоставлена в связи с тем, что номер его очереди на получение санаторно- курортного лечения, превысил количество полученных путевок, суд принять не может, поскольку вышеизложенные законодательные акты РФ не предусматривают очередности получения путевок на санаторно- курортное лечение, а предусматривают лишь наличие определенных медицинских документов. Удовлетворяя требования Удомельского межрайонного прокурора действующего в интересах Мухамедкулина Р.Г. суд считает, что невыдача путевки на санаторно- курортное обслуживание Мухамедулина Р.Г. произошло вследствие бездействия Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, поскольку Согласно Положению о Торжокском межрайонном филиале №2 ГУ Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Торжокский межрайонный филиал №2 не обладает правом предоставления путевок на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями. В силу вышеизложенного суд считает, что исковые требования Удомельского межрайонного прокурора в части признания бездействия ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в части не предоставления Мухамедулину Р.Г. путевки на санаторно- курортное обслуживание и обязании данного ГУ выдать Мухамедулину Р.Г. путевку на санаторно- курортное лечение подлежат удовлетворению, а в исковых требованиях Удомельского межрайонного прокурора в части признания бездействия Торжокского межрайонного филиала №2 ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в части выдачи Мухамедулину Р.Г. вышеуказанной путевки надлежит отказать. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л : Исковые требования Удомельского межрайонного прокурора о признании бездействия ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ незаконным и обязании предоставить Мухамедулину Р.Г. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями удовлетворить. Признать бездействие ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в части не предоставления Мухамедулину Р.Г. путевки на санаторно- курортное лечение за 2010 год незаконным. Обязать ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выдать Мухамедулину Р.Г. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями за 2010 год. В удовлетворении исковых требований Удомельского межрайонного прокурора в части исковых требований о признании незаконным бездействия ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Торжокского межрайонного филиала №2 и обязании Торжокского отделения №2 предоставить Мухамедулину Р.Г. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями за 2010 год отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения через Торжокский городской суд. Председательствующий подпись Т.Я. Акатьева Полный текст решения изготовлен 11 июля 2011 года. Судья подпись Т.Я. Акатьева Копия верна. Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-387/2011 Торжокского городского суда. Судья Т.Я, Акатьева