о понуждении МО г. Торжок устранить нарушения в области безопасности дорожного движения



Дело №2-571/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Торжок 06 июля 2011 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего - федерального судьи Акатьевой Т.Я.,

при секретаре судебного заседания Соколовой А.А.,

с участием представителя процессуального истца – старшего помощника Торжокского межрайонного прокурора Бруевич И.И.,

представителя ответчика – администрации МО город Торжок – Николаевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образованию город Торжок в лице администрации муниципального образования город Торжок, комитета по управлению имуществом муниципального образования город Торжок и управления финансов администрации муниципального образования город Торжок об обязании муниципального образования город Торжок заменить не соответствующий типу, размеру и установить в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 «Дети» на ул. Кирова г. Торжка у дома № 38 и нанести дорожную разметку 1.14.1 «зебра» на ул. Кирова перед пересечением с ул. Луначарского г. Торжка,

у с т а н о в и л:

Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчикам, в котором указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой были выявлены нарушения исполнения Муниципальным образованием город Торжок требований законодательства в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.

Просит возложить на Муниципальное образование город Торжок обязанность по замене не соответствующего типу, размеру и установке в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 дорожного знака 1.23 «Дети» на ул. Кирова г.Торжка у дома № 38 и нанесении дорожной разметки 1.14.1 «зебра» на ул. Кирова перед пересечением с ул. Луначарского г.Торжка

Свои исковые требования обосновал тем, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п.4 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.2 ст.12 данного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст.21 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством и на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В силу п.п.1, 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п.3 ст.15 данного Федерального закона обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно пунктов 5.6.23, 6.2.17 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 15.12.2004 г. № 120-ст, знак1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100м, от начала опасного участка. Согласно пункту 6.2.17 Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4метров. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6м. При ширине пешеходного перехода более 6м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части.

В соответствии с Уставом МО город Торжок администрация МО город Торжок в пределах своих полномочий администрация города реализует полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, утвержденным Торжокской городской Думой; осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в пределах городского округа.

19.04.2011 года Торжокской межрайонной прокуратурой совместно с представителями: администрации МО г.Торжок, МУП «Горхозяйство, инспекции дорожного надзора ГИБДД и ПАТП г.Торжка проведено обследование участка автомобильной дороги на ул. Кирова г.Торжка от пл. 9 Января до Пионерского переулка г.Торжка, в ходе которого установлено, что дорожный знак 1.23 у дома № 38 по ул. Кирова г.Торжка не соответствует типоразмеру, а перед пересечением с ул. Луначарского г. Торжка отсутствует дорожная разметка «зебра» 1.14.1.

Выявленные нарушения закона до настоящего времени не устранены и создают угрозу безопасности дорожного движения, а также здоровью и жизни неограниченного количества участников дорожного движения, в связи с чем, просит суд обязать Муниципальное образование город Торжок заменить не соответствующий типу, размеру и установить в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 «Дети» на ул. Кирова г.Торжка у дома № 38 и нанести дорожную разметку 1.14.1 «зебра» на ул. Кирова перед пересечением с ул. Луначарского г.Торжка.

В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник Торжокского межрайонного прокурора Бруевич И.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации МО город Торжок – Николаева В.А. исковые требования не признала и пояснила, что в бюджете г. Торжка на 2011 год не заложены денежные средства на установку дорожных знаков и нанесение дорожной разметки на улицах г.Торжка. Проведение данных видов работ возможно только после проведения процедуры запроса котировок. Просит в иске отказать.

Представители ответчиков: Управления финансов администрации МО город Торжок и Комитета по управлению имуществом МО город Торжок будучи надлежаще извещенными о дне слушания дела в судебное заседание не явились, представили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.

Выслушав стороны и исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Торжокского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего:

В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 6, 12, 21 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог в том числе и органами местного самоуправления в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством и на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Федеральный закон №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», относит к вопросам местного значения городского округа осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

На основании статьи 2 Устава МО город Торжок, принятого решением городского Собрания депутатов от 14.09.2005г. №209-1 МО город Торжок имеет статус городского округа.

Согласно статей 8, 32 Устава муниципального образования город Торжок к вопросам местного значения муниципального образования относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования. Администрация муниципального образования осуществляет полномочия по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, за исключением тех, которые согласно настоящему Уставу и решениям Торжокской городской Думы, входят в компетенцию Главы города и Торжокской городской Думы. В пределах своих полномочий администрация города осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в пределах городского округа.

В соответствии со ст.ст. 6, 13, 15, 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ст.3 указанного Закона дорожная деятельность представляет из себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 15.12.2004 г. № 120-ст, установлено, что знак1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100м, от начала опасного участка. Согласно пункту 6.2.17 Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4метров. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6м. При ширине пешеходного перехода более 6м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части.

Из акта специальной проверки от 19 апреля 2011 года, проведенной комиссией в составе: и.о. заместителя Главы администрации города ФИО2, директора МУП «Городское хозяйство» ФИО3, государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ФИО4 и генерального директора ПАТП г. Торжка ФИО5 следует, что выявлены нарушения, влияющие на безопасность дорожного движения, а именно: дорожный знак 1.23 у дома № 38 ул. Кирова г.Торжка не соответствует типу, размеру и отсутствует дорожная разметка «зебра» 1.14.1 перед пересечением с ул. Луначарского г.Торжка (л.д.8). На основании данного Акта в адрес администрации г.Торжка были направлены два предписания об устранении выявленных нарушений (л.д. 9-10).

Таким образом, в судебном заседании установлено, МО г.Торжок в лице: администрации МО г.Торжок, комитета по управлению имуществом МО г.Торжок и управления финансов администрации МО г.Торжок допустило нарушения в области безопасности дорожного движения в пределах городского округа, создающие угрозу безопасности, здоровья и жизни неограниченного количества участников дорожного движения.

Доводы представителя ответчика – администрации МО г.Торжок о невозможности устранения вышеуказанных нарушений в связи с отсутствием в бюджете МО г. Торжок денежных средств на эти цели суд не принимает, т.к. обязанность по содержанию дорог местного значения и осуществления в отношении них дорожной деятельности, в том числе и информационного обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения в соответствии с федеральным законодательством возложена на МО г. Торжок и предусмотрена Уставом данного органа местного самоуправления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск Торжокского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд


Р Е Ш И Л:

Исковые требования Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному образованию город Торжок в лице администрации муниципального образования город Торжок, комитета по управлению имуществом муниципального образования город Торжок и управления финансов администрации муниципального образования город Торжок об обязании заменить не соответствующий типу, размеру и установить в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 «Дети» на ул. Кирова г.Торжка у дома № 38 и нанести дорожную разметку 1.14.1 «зебра» на ул. Кирова перед пересечением с ул. Луначарского г. Торжка, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное образование город Торжок обязанность по замене не соответствующего типу, размеру и установке в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 дорожного знака 1.23 «Дети» на ул. Кирова г.Торжка у дома № 38 и нанесении дорожной разметки 1.14.1 «зебра» на ул. Кирова перед пересечением с ул. Луначарского г. Торжка.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней с момента с момента изготовления полного текста решения через Торжокский городской суд.

Председательствующий подпись Т.Я. Акатьева

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2011 года.

Председательствующий подпись Т.Я. Акатьева

Копия верна. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-571/2011 Торжокского городского суда Тверской области.

Судья Т.Я. Акатьева