Дело №2-627/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Торжок 18 июля 2011 года Торжокский городской суд Тверской области в составе: председательствующего - федерального судьи Акатьевой Т.Я., при секретаре судебного заседания Соколовой А.А., с участием представителя процессуального истца – заместителя Торжокского межрайонного прокурора Осиповой Е.А., представителя ответчика – администрации МО город Торжок – Николаевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образованию город Торжок в лице администрации муниципального образования город Торжок, комитета по управлению имуществом муниципального образования город Торжок и управления финансов администрации муниципального образования город Торжок об обязании муниципального образования город Торжок произвести ремонт дорожного покрытия на ул. Больничная г. Торжка на всем протяжении, у с т а н о в и л: Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчикам, в котором указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой были выявлены нарушения исполнения Муниципальным образованием город Торжок требований законодательства в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и безопасности дорожного движения. Просит возложить на Муниципальное образование город Торжок обязанность по производству ремонта дорожного покрытия на ул. Больничная г. Торжка на всем протяжении. Свои исковые требования обосновал тем, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно п.4 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п.2 ст.12 данного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. На основании ст.21 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством и на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. В силу п.п.1, 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п.3 ст.15 данного Федерального закона обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии с Уставом МО город Торжок администрация МО город Торжок в пределах своих полномочий администрация города реализует полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, утвержденным Торжокской городской Думой; осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в пределах городского округа. 19.04.2011 года Торжокской межрайонной прокуратурой совместно с представителями: администрации МО г.Торжок, МУП «Горхозяйство, инспекции дорожного надзора ГИБДД и ПАТП г. Торжка проведено обследование участка автомобильной дороги на ул. на ул. Больничная г. Торжка от ул. Новая до ул. Гончарная г. Торжка, в ходе которого установлено, что на данном участке автомобильной дороги требуется ремонт асфальтно-бетонного покрытия на всем протяжении улицы Больничная г.Торжка. Выявленные нарушения закона до настоящего времени не устранены и создают угрозу безопасности дорожного движения, а также здоровью и жизни неограниченного количества участников дорожного движения, в связи с чем, просит суд обязать Муниципальное образование город Торжок произвести ремонт дорожного покрытия на ул. Больничная г.Торжка на всем протяжении. В судебном заседании представитель процессуального истца – заместитель Торжокского межрайонного прокурора Осипова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просит их удовлетворить. Представитель ответчика - администрации МО город Торжок – Николаева В.А. исковые требования не признала и пояснила, что дефицит местного бюджета г. Торжка не обеспечивает необходимой потребности для надлежащего содержания уличной дорожной сети на территории города и других необходимых расходов по обязательствам МО. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора виду отсутствия вины администрации МО г. Торжок. Представители ответчиков: Управления финансов администрации МО город Торжок и Комитета по управлению имуществом МО город Торжок, будучи надлежаще извещенными о дне слушания дела в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков. Выслушав стороны и исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Торжокского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего: В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Согласно ст.ст. 6, 12, 21 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог в том числе и органами местного самоуправления в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством и на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Федеральный закон №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», относит к вопросам местного значения городского округа осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. На основании статьи 2 Устава МО город Торжок, принятого решением городского Собрания депутатов от 14.09.2005г. №209-1 МО город Торжок имеет статус городского округа. Согласно статей 8, 32 Устава муниципального образования город Торжок к вопросам местного значения муниципального образования относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования. Администрация муниципального образования осуществляет полномочия по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, за исключением тех, которые согласно настоящему Уставу и решениям Торжокской городской Думы, входят в компетенцию Главы города и Торжокской городской Думы. В пределах своих полномочий администрация города осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в пределах городского округа. В соответствии со ст.ст. 6, 13, 15, 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В соответствии с ст.3 указанного Закона дорожная деятельность представляет из себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Из акта специальной проверки от 19 апреля 2011 года, проведенной комиссией в составе: и.о. заместителя Главы администрации города ФИО4, директора МУП «Городское хозяйство» ФИО5, государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ФИО6 и генерального директора ПАТП г. Торжка ФИО7 следует, что выявлены нарушения, влияющие на безопасность дорожного движения, а именно: требуется ремонт асфальтобетонного покрытия на ул. Больничная г.Торжка на всем протяжении. На основании данного Акта в адрес администрации г.Торжка было направлено предписание об устранении выявленных нарушений. Таким образом, в судебном заседании установлено, МО г.Торжок в лице: администрации МО г.Торжок, комитета по управлению имуществом МО г.Торжок и управления финансов администрации МО г.Торжок допустило нарушения в области безопасности дорожного движения в пределах городского округа, создающие угрозу безопасности, здоровья и жизни неограниченного количества участников дорожного движения. Доводы представителя ответчика – администрации МО г.Торжок о невозможности устранения вышеуказанных нарушений в связи с отсутствием в бюджете МО г. Торжок денежных средств на эти цели суд не принимает, т.к. обязанность по содержанию дорог местного значения и осуществления в отношении них дорожной деятельности, в том числе и информационного обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения в соответствии с федеральным законодательством возложена на МО г. Торжок и предусмотрена Уставом данного органа местного самоуправления. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск Торжокского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Исковые требования Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному образованию город Торжок в лице администрации муниципального образования город Торжок, комитета по управлению имуществом муниципального образования город Торжок и управления финансов администрации муниципального образования город Торжок об обязании муниципального образования город Торжок произвести ремонт дорожного покрытия на ул. Больничная г.Торжка на всем протяжении, удовлетворить. Возложить на Муниципальное образование город Торжок обязанность по проведению ремонта дорожного покрытия на ул. Больничная г.Торжка на всем протяжении в срок до 01.11.2011г. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения через Торжокский городской суд. Председательствующий подпись Т.Я. Акатьева Полный текст решения изготовлен 18.07.2011г. Судья подпись Т.Я. Акатьева Копия верна. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-627/2011 Торжокского городского суда Тверской области. Судья Т.Я. Акатьева
Р Е Ш И Л: