гражданское дело по иску о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия



***

Дело № 2-654/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Торжок 22 июля 2011 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Раевой Е.С.,

с участием истца Карасевой Ю.Е., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Карасевой М.В., Карасевой Т.В.,

ответчика Соскова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасевой Юлии Евгеньевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Карасевой Марии Владимировны, Карасевой Татьяны Владимировны, к Соскову Владимиру Вячеславовичу о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

У С Т А Н О В И Л :

Карасева Ю.Е., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних Карасевой Марии Владимировны, Карасевой Татьяны Владимировны, обратилась в суд с настоящим иском, указав, что 15 марта 2011 года, около *** минут, на улице *** произошло дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) с участием автомашины ***, государственный регистрационный знак ***, под управлением Карасева В.А. и ***, государственный регистрационный знак ***, принадлежащего на праве собственности Соскову В.В. и под управлением Соскова В.В. Данное ДТП произошло по вине водителя Соскова В.В., что подтверждается справкой о ДТП, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.03.2011 г., из которых следует, что Сосков В.В., управляя автомашиной в нетрезвом состоянии, двигаясь по *** в сторону автодороги Москва - С.Петербург, нарушил пункты 9.10, 2.7 Правил Дорожного движения, а именно: напротив здания средней школы №6 не справился с управлением транспортного средства, не выдержал дистанцию до впереди идущего транспортного средства, в результате чего совершил столкновение с принадлежащим истцу на праве собственности автомобилем ***: неожиданно произошел удар сзади, автомашину выбросило на правую обочину, при этом произошел удар об осветительный столб. За нарушение Правил дорожного движения Сосков В.В. привлечен к административной ответственности.

В момент ДТП в автомобиле истца, которым управлял ее муж, Карасев В.А., также находились малолетние дети: Мария, *** года рождения, Татьяна, *** года рождения.

В результате ДТП ей, Карасевой Ю.Е., были причинены следующие телесные повреждения: ЧМТ, ушиб головного мозга легкой степени, гематома левого бедра и левой голени, которые повлекли за собой временное нарушение функций и систем продолжительностью до трех недель с момента причинения и в совокупности расцениваются как легкий вред здоровью. В связи с причиненными травмами она находилась на стационарном лечении в Торжокской ЦРБ с 16 марта 2011 года по 28 марта 2011 года, в дальнейшем была выписана на амбулаторное лечение у невролога, где проходила лечение до 08 апреля 2011 года.

Карасевой М.В., *** года рождения, в результате ДТП причинены: сотрясение головного мозга, гематома правой голени, которые повлекли за собой временное нарушение функций и систем продолжительностью до трех недель с момента причинения и в совокупности расцениваются как легкий вред здоровью. Карасева М. в период с 16 марта 2011 года по 28 марта 2011 года находилась на стационарном лечении, в дальнейшем проходила амбулаторное лечение у невролога до 08 апреля 2011 года.

Карасевой Т.В., *** года рождения, в результате ДТП причинен перелом метаэпифиза правой большеберцовой кости, который повлечет за собой временное нарушение функций и систем продолжительностью свыше трех недель и расценивается как вред здоровью средней тяжести. Карасева Т. В период с 16 марта 2011 года по 28 марта 2011 года проходила стационарное лечение в Торжокской ЦРБ, в дальнейшем находилась на амбулаторном лечении у травматолога до 16 мая 2011 года.

В результате ДТП истцы перенесли сильный стресс, до сегодняшнего дня Карасеву Ю.Е. мучают головные боли, нарушился сон, она вынуждена принимать успокоительные препараты.

В связи с перенесенным испугом у Татьяны, *** года рождения, стали проявляться раздражительность, плаксивость, признаки истерии, нарушение сна, крики во время сна, страхи. Они обращались за консультацией к психологу. По результатам психологического обследования ребенка выявлены «страхи после перенесенной автомобильной аварии», наличие нервного напряжения, низкая приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, потребность в защите от внешних воздействий.

В счет компенсации физических и нравственных страданий, причиненных Карасевой Ю.Е., Карасевой М.В., Карасевой Т.В. в результате ДТП, она просит взыскать в свою пользу 100000 рублей, в пользу Карасевой М.В. – 100000 рублей, в пользу Карасевой Т.В. – 200000 рублей.

В судебном заседании истец Карасева Ю.Е., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних Карасевой М.В., Карасевой Т.В., поддержала заявленные требования, приведя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении; дополнительно пояснив, что за все время нахождения ее и детей в больнице, а также в дальнейшем ответчик ни разу их не навестил, не поинтересовался их здоровьем, не принес свои извинения. После ДТП дети состоят на учете у невропатолога. Младшая дочь, Карасева Т.В., боится машин, при их виде у нее начинается истерика, она отказывается садиться даже в свою машину.

Ответчик Сосков В.В. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями в части размера денежной компенсации морального вреда, полагая их завышенными. Обязанность возмещения причиненного потерпевшим вреда не оспаривает. Признает, что ДТП произошло по его вине, в момент которого он находился в нетрезвом состоянии. При определении размера денежной компенсации морального вреда просит учесть его материальное положение, что он не работает, проживает с матерью и бабушкой, за которой ухаживает, и снизить размер денежной компенсации морального вреда.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, 15 марта 2011 года в 16 часов 30 минут у дома №*** по *** г. Торжка Тверской области произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки ***, государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя Карасева В.А., принадлежащего Карасевой Ю.Е., и автомобиля марки ***, государственный регистрационный знак ***, под управлением Соскова В.В., принадлежащего ему же. В данном ДТП пострадало трое человек. Данные обстоятельства подтверждаются справкой о дорожно-транспортном происшествии.

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 21 марта 2011 года усматривается, что данное ДТП произошло из-за нарушения водителем Сосковым В.В. п. 9.10 Правил Дорожного Движения (далее ПДД), в соответствии с которым водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, и п.2.7 ПДД, согласно которому водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

12 апреля 2011 года Сосков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год восемь месяцев, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от 12 апреля 2011 года.

В рамках проверочного материала (КУСП №987) по факту вышеуказанного дорожно-транспортного происшествия были проведены судебно-медицинские обследования пострадавших.

Из акта судебно-медицинского обследования № 375 от 18 марта 2011 года следует, что у Карасевой Т.В., *** года рождения, имеется закрытый перелом метаэпифиза правой большеберцовой кости, который мог образоваться в условиях ДТП 15.03.2011 г., повлечет за собой временное нарушение функций органов и систем, продолжительностью свыше трех недель и расценивается как вред здоровью средней тяжести.

Из акта судебно-медицинского обследования № 373 от 18 марта 2011 года следует, что у Карасевой М.В., *** года рождения, имеются повреждения: сотрясение головного мозга, гематома правой голени, которые могли образоваться в условиях ДТП 15.03.2011 г., повлекут за собой временное нарушение функций органов и систем, продолжительностью до трех недель с момента причинения и в совокупности расцениваются как легкий вред здоровью.

Из акта судебно-медицинского обследования № 374 от 18 марта 2011 года следует, что у Карасевой Ю.Е., 1985 года рождения, имеются повреждения: ушиб головного мозга легкой степени, гематомы левого бедра и левой голени, которые могли образоваться в условиях ДТП 15.03.2011 г., повлекут за собой временное нарушение функций органов и систем, продолжительностью до трех недель с момента причинения и в совокупности расцениваются как легкий вред здоровью.

Из выписок из истории болезни усматривается, что Карасева Ю.Е., Карасева Т.В., Карасева М.В. находились на стационарном лечении в Торжокской ЦРБ с 16 марта 2011 года по 28 марта 2011 года: Карасева Ю.Е. с диагнозом ЧМТ, ушиб головного мозга легкой степени, гематомы левого бедра и голени, выписана на амбулаторное лечение у невролога; Карасева Т.В. с диагнозом внутрисуставной перелом нижней трети большеберцовой кости, выписана на амбулаторное лечение у травматолога; Карасева Т.В. с диагнозом ЧМТ, сотрясение головного мозга, ушиб правой голени.

Из медицинской карты на имя Карасевой Т.В. следует, что она проходила амбулаторное лечение у травматолога до 16 мая 2011 года.

В соответствии с заключением по результатам психологического обследования Карасевой Т.В., *** года рождения, у несовершеннолетней имеются признаки нервного напряжения, потребность в защите от внешних воздействий. Приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера достаточно низкая. В качестве возможных факторов, вызывающих стрессовые реакции у ребенка, выявлены «страхи после перенесенной автомобильной аварии».

Из медицинской карты на имя Карасевой М.В. следует, что она проходила амбулаторное лечение у невролога до 08 апреля 2011 года.

Из медицинской карты на имя Карасевой Ю.Е. следует, что она проходила амбулаторное лечение у невролога до 08 апреля 2011 года.

Родителями несовершеннолетних Карасевой Татьяны Владимировны, *** года рождения, Карасевой Марии Владимировны, *** года рождения, являются Карасева Юлия Евгеньевна и Карасев Владимир Александрович, что подтверждается копиями свидетельств о рождении серии I-ОН № 645611, I-ОН № 692801.

Таким образом, в результате вышеуказанного ДТП пассажирам автомашины ***, государственный регистрационный знак ***, Карасевой Ю.Е., Карасевой М.В., Карасевой Т.В., был причинен вышеуказанный вред здоровью.

Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Как усматривается из карточки учета транспортных средств, собственником автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, является Сосков В.В.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При этом, поскольку правовая природа понятия морального вреда носит личный характер, иск о компенсации морального вреда в защиту интересов несовершеннолетних потерпевших может быть предъявлен их законным представителем, вместе с тем в случае его удовлетворения, взыскание производится в пользу лица, чье право было нарушено.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 1 от 26.01.2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины причинителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Поскольку истцам причинен вред здоровью, они имеют право на денежную компенсацию морального вреда.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд учитывает, что в результате ДТП здоровью истцов был причинен определенный вред, вследствие чего они были вынуждены проходить лечение; Карасева Т.В., находясь в гипсе, была лишена возможности вести активный образ жизни; пострадавшие испытали физические боли, сильный испуг, перенесли сильнейший стресс, обычный уклад их жизни был нарушен. Учитывая указанное, индивидуальные особенности пострадавших, в том числе малолетний возраст Карасевой Т.В., Карасевой М.В., фактические обстоятельства ДТП (управление ответчиком транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, вследствие чего имело место несоблюдение дистанции до впереди идущего транспортного средства), поведение ответчика по отношению к пострадавшим, его материальное положение, а также требования разумности и справедливости, суд полагает целесообразным определить размер денежной компенсации морального вреда: Карасевой Ю.Е. - в сумме 25000 рублей, Карасевой М.В. – 35000 рублей, Карасевой Т.В. – 50000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Соскова Владимира Вячеславовича, *** года рождения, в пользу Карасевой Юлии Евгеньевны в счет денежной компенсации морального вреда 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, в пользу Карасевой Марии Владимировны в счет денежной компенсации морального вреда 35000 (тридцать пять тысяч) рублей, в пользу Карасевой Татьяны Владимировны в счет денежной компенсации морального вреда 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Карасевой Ю.Е., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, Карасевой М.В. и Карасевой Т.В., отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Торжокский городской суд.

Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева

Мотивированное решение суда изготовлено 26 июля 2011 года.

Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева

Копия верна.

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-654/2011 в Торжокском городском суде Тверской области.

Судья Е.Ю. Арсеньева