Дело № 2- 580/ 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Торжок 16 августа 2011 г. Торжокский городской суд Тверской области в составе: председательствующего – судьи Назаровой Т.Д., при секретаре судебного заседания Милеевой М.Ю., с участием помощника Торжокского межрайонного прокурора Кияну Л.М., представителя ответчика администрации муниципального образования город Торжок Козлова Н.А., действующего на основании доверенности №, представителя ответчика Комитета по управлению имуществом города Торжка муниципального образования город Торжок Мишиной С.Н., действующей на основании доверенности №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образованию город Торжок в лице Администрации МО город Торжок, Комитета по управлению имуществом МОгород Торжок, Управления финансов администрации МО город Торжок об обязании устранить скопление отходов производства и потребления, у с т а н о в и л: прокурор Торжокской межрайонной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образованию город Торжок в лице Администрации МО город Торжок, Комитета по управлению имуществом МОгород Торжок, Управления финансов администрации МО город Торжок об обязании устранить скопление отходов производства и потребления на участке местности, расположенном на расстоянии 1,8 км от Калининского шоссе города Торжка, в 300 метрах от реки Тверца и 800 метрах от ж/д моста, указав в обоснование заявленных требований следующее. Торжокской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых отходов и промышленных отходов, которой было установлено, что на территории муниципального образования город Торжок, на участке местности, расположенном на расстоянии 1,8 км от Калининского шоссе города Торжка, в 300 метрах от реки Тверца и 800 метрах от ж/д моста, имеется скопление мусора. Указанный участок покрыт отходами производства и потребления и бытовым мусором, в частности обнаружены: стеклянные, металлические, пластиковые банки, бутылки, целлофан, посуда, различные предметы одежды и предметы домашнего обихода, отходы спиленных деревьев, доски. Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии с частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Указанным Федеральным законом установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований. Так, статья 13 данного Федерального закона предусматривают, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к вопросам местного значения городского округа. Согласно пункту 24 статьи 8 Устава муниципального образования город Торжок, принятого решением городского Собрания депутатов от 14 сентября 2005 года № 209-1, в редакции решения Торжокской городской Думы от 19 ноября 2009 года № 242, к вопросам местного значения города Торжка относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В нарушение указанных норм муниципальное образование город Торжок не организовало своевременный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, что привело к возникновению свалки. Образование указанной свалки на территории муниципального образования привело к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, а также к нарушению прав граждан (неопределённого круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования. Круг лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, неограничен, поскольку состав лиц, которые находятся на указанной территории, и их количество может меняться, категория лиц также непостоянна и персонально изменчива, в связи с чем настоящее заявление направляется в интересах неопределённого круга лиц. В судебном заседании помощник Торжокского межрайонного прокурора Кияну Л.М. уточнила исковые требования и просила обязать Муниципальное образование город Торжок в лице Администрации МО город Торжок, Комитета по управлению имуществом МОгород Торжок, Управления финансов администрации МО город Торжок устранить скопление отходов производства и потребления на участке местности, расположенном на расстоянии 1,8 км от Калининского шоссе города Торжка, в 300 метрах от реки Тверца и 800 метрах от ж/д моста, в срок до01ноября 2011 года. Представитель ответчика администрации муниципального образования город Торжок Козлов Н.А. пояснил, что согласен с уточненными исковыми требованиями прокурора в части установления срока для устранения скопления отходов производства и потребления, а также пояснил, что дефицит местного бюджета не обеспечивает необходимой потребности для надлежащего содержания территорий города и других необходимых расходов по обязательствам МО г. Торжок. Деятельность по решению вопросов местного значения осуществляется в пределах лимитов бюджетных средств, предусмотренных на соответствующие цели в бюджете МО г. Торжок, по мере выделения денежных средств будет вестись работа по уборке участка местности, расположенного на расстоянии 1,8 км от Калининского шоссе города Торжка, в 300 метрах от реки Тверца и 800 метрах от ж/д моста, со скоплением отходов производства и потребления. Представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом города Торжка муниципального образования город Торжок Мишина С.Н. пояснила, что исковые требования прокурора к Комитету по управлению имуществом не признаёт, ибо у Комитета по управлению имуществом имущество администрации лишь находится на балансе, финансовые вопросы не входят в компетенцию Комитета. Представитель ответчика – Управления финансов администрации МО город Торжок, будучи надлежащим образом в соответствии со ст.113 ГПК РФ извещённым о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил. Принимая во внимание положение части 5 статьи 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Управления финансов администрации МО город Торжок Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит уточнённые исковые требования прокурора Торжокской межрайонной прокуратуры в защиту интересов неопределённого круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселений. Согласно ст.ст. 7 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву. В соответствии со ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается выкопировкой из карты-схемы комплексного ценового зонирования территории города Торжка, выкопировкой из плана земель колхоза «Мир» Торжокского района Тверской области, описанием прохождения границ кадастровых кварталов кадастрового района – Торжокского района, что участок местности, расположенный на расстоянии 1,8 км от Калининского шоссе города Торжка, в 300 метрах от реки Тверца и 800 метрах от ж/д моста, находится в территориальных границах города Торжка Тверской области. Данный факт не оспаривался в судебном заседании представителями ответчиков – администрации муниципального образования город Торжок и Комитета по управлению имуществом. В результате прокурорской проверки на территории города Торжка выявлено несанкционированное складирование бытовых отходов, а именно: стеклянных, металлических, пластиковых банок, бутылок, целлофана, посуды, различных предметов одежды, домашнего обихода, отходов спиленных деревьев, досок, на почве на участке местности, расположенном на расстоянии 1,8 км от Калининского шоссе города Торжка, в 300 метрах от реки Тверца и 800 метрах от ж/д моста. Данный факт не оспаривается сторонами и подтверждается протоколом осмотра места скопления отходов производства и потребления, составленным старшим участковым уполномоченным милиции Беленьким И.Н. 01 августа 2011 года, из которого следует, что осматриваемая территория находится на расстоянии 1,8 км от Калининского шоссе города Торжка, в 300 метрах от реки Тверца и 800 метрах от ж/д моста, справа расположены поля ОПХ ВНИИЛ, слева – поля колхоза «Мир», а также фототаблицей, составленной в ходе прокурорской проверки. Согласно пункту 24 статьи 8 Устава муниципального образования город Торжок, принятого решением городского Собрания депутатов от 14 сентября 2005 года № 209-1, в редакции решения Торжокской городской Думы от 19 ноября 2009 года № 242, к вопросам местного значения города Торжка относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что органом местного самоуправления муниципальным образованием город Торжок должным образом не организован сбор образующихся в результате производства и потребления отходов, что приводит к их несанкционированному скоплению на почве, захламлению территории населенного пункта, нарушению прав граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду, а также прав и законных интересов Российской Федерации. Недостаточность бюджетной обеспеченности не освобождает орган местного самоуправления от реализации МО г. Торжок, предусмотренной действующим законодательством обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что отражено в уставе муниципального образования город Торжок. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд исходит из необходимости возложения на ответчика обязанности по устранению скопления отходов производства и потребления в срок до 01 ноября 2011 года, то есть до наступления зимнего периода времени, когда данные действия могут быть выполнены в силу объективных причин, связанных с особенностями погодных условий. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований прокуроры от уплаты государственной пошлины освобождаются. Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК судебные расходы по настоящему делу состоят из государственной пошлины, которая исчисляется в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 НК РФ. Вместе с тем, согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взысканию с ответчика – Муниципального образования город Торжок не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Торжокского межрайонного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию город Торжок в лице Администрации МО город Торжок, Комитета по управлению имуществом МОгород Торжок, Управления финансов администрации МО город Торжок об обязании устранить скопление отходов производства и потребления удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования город Торжок в срок до 01 ноября 2011 года устранить скопление отходов производства и потребления на участке местности, расположенном на расстоянии 1,8 км от Калининского шоссе города Торжка, в 300 метрах от реки Тверца и 800 метрах от ж/д моста. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. В соответствии с частью 2 статьи 108 и статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ днём принятия решения в окончательной форме установить– 22 августа 2011 года. Председательствующий Т.Д. Назарова