Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности



Дело № 2-749/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 21 сентября 2011 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Чайковской И.В.,

с участием помощника Торжокского межрайонного прокурора Тюфтиной Е.В.,

представителя ответчика – МДОУ «Детский сад №14» - Рудаковой Л.П., действующей на основании приказа №24 от 11.09.1995 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления образования администрации города Торжка, Козловской И.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №14», администрации муниципального образования город Торжок об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц и просил обязать МДОУ «Детский сад №14» устранить нарушения правил пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований указал следующее.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.1 раздела 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с п.п.1 п.9 Раздела 4 данного нормативно-правового акта МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

В силу п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313, настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства (далее граждане) в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) установлены нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2033 г. №315.

В ходе проверки соблюдения законодательства, регламентирующего противопожарную безопасность, было установлено, что МДОУ «Детский сад №14» не в полной мере соблюдает требования действующего законодательства в указанной сфере.

Так, согласно акту проверки ОНД по г. Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области №91 от 17 мая 2011 года в МДОУ «Детский сад №14» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: учреждение не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны населенного пункта; сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации не выведен в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (пожарная охрана); двери кладовых для хранения белья, прачечной, электрощитовой выполнены не противопожарными с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа.

Указанные нарушения правил пожарной безопасности были выявлены также при проведении проверки в августе 2010 года, о чем свидетельствует акт проверки №170 от 31.08.2010 года, однако, до настоящего времени не устранены.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21..12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни и здоровья, имущества в случае пожара.

На основании статьи 37 вышеуказанного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности и т.д.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности непосредственно затрагивают права и законные интересы как работников и воспитанников учреждения, так и граждан, посещающих МДОУ «Детский сад №14». Численность граждан, ежедневно посещающих учреждение, невозможно определить заранее, в связи с чем создаётся реальная опасность для жизни и здоровья неопределённого круга лиц.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования город Торжок (распорядительно-исполнительный орган), действующая от имени муниципального образования город Торжок, которое является собственником здания сада.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник Торжокского межрайонного прокурора Тюфтина Е.В. - заявленные требования поддержала, приведя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении, уточнив: при недостаточности денежных средств у МДОУ «Детский сад №14» просит возложить субсидиарную ответственность по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад №14» на администрацию МО город Торжок (распорядительно-исполнительный орган муниципального образования город Торжок), действующий от имени муниципального образования, установив срок для устранения: по пунктам 1,2 искового заявления – до 1.12.2011 года, по пункту 3 искового заявления – до 01.05.2012 года.

Представитель ответчика – МДОУ «Детский сад №14» - Рудакова Л.П. уточнённые исковые требования прокурора признала, пояснив, что МДОУ «Детский сад№14» является бюджетным учреждением, допущенные нарушения правил пожарной безопасности не устраняются из-за отсутствия денежных средств, которые им муниципальным образованием не выделяются, обязуются устранить нарушения в указанные сроки.

Представитель третьего лица – Управления образования администрации г. Торжка – Козловская И.В. пояснила, что Управление образования администрации города Торжка, как главный распорядитель лимитов бюджетных ассигнований по ведомственным учреждениям образования, с 2009 года не получает лимиты от муниципального образования, на противопожарные цели в бюджете денежных средств не запланировано вообще, поэтому выделить ответчику денежные средства на устранение нарушений пожарной безопасности не представляется возможным. Соглашается, что нарушения следует устранять.

Представитель соответчика – администрации муниципального образования г.Торжок, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ОНД по г. Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области, Комитета по управлению имуществом МО г.Торжок, Управления финансов администрации МО г.Торжок, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном разбирательстве не приняли.

В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года.

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.

В соответствии с п.10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Наряду с Правилами следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.

Согласно ст.ст. 32, 51 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10.07.92 «Об образовании» образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников, несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников во время образовательного процесса.

Как следует из акта №91 проверки соблюдения требований пожарной безопасности МДОУ «Детский сад №14» от 17 мая 2011 года, дошкольным образовательным учреждением допущены нарушения действующего законодательства, регулирующего пожарную безопасность (Федеральный закон 123 от 22.07.2008 г., ППБ 01-03 (п.п.3,39), СП 5.13130.2009, СНиП 31-06.2009, СНиП 2.08.02-89).

Наличие установленных нарушений требований пожарной безопасности, в случае возникновения пожароопасной ситуации, создаёт реальную угрозу жизни и здоровью как работников и воспитанников учреждения, так и не определённого круга лиц, поскольку учреждение является образовательным и численность граждан, ежедневно посещающих учреждение, невозможно определить заранее.

Поскольку руководители организаций, учреждений осуществляют непосредственное руководство за соблюдением требований пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности, суд полагает возложить на учреждение – МДОУ «Детский сад №14» - обязанность устранить выявленные нарушения закона в области пожарной безопасности по акту №91 проверки ОНД по г. Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области от 17.05.2011 года, а именно: обеспечить учреждение прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны населенного пункта; сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации вывести в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (пожарная охрана); двери кладовых для хранения белья, прачечной, электрощитовой выполнить противопожарными с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа.

Разрешая вопрос о пределах ответственности МДОУ «Детский сад № 14», суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со статьей 39 Закона РФ «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица (собственника). Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности.

В силу положений Устава МДОУ «Детский сад № 14» учреждение является юридическим лицом, учрежденным отделом образования администрации города Торжка, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом.

Статья 120 ГК РФ, определяя в части 2 пределы ответственности бюджетного учреждения по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении, и, возлагая при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность на собственника имущества, обращает также внимание и на особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений, предусмотренные специальными законами и иными правовыми актами.

В сфере образования таким законом является Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», статья 31 которого относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области образования обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Собственник имущества обязывается к содержанию принадлежащего ему имущества и в соответствии со статьей 210 ГК РФ.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права здание детского сада № 14, расположенного по адресу: Тверская область, город Торжок, улица Пролетарская, дом 25, является муниципальной собственностью МО город Торжок.

Таким образом, дополнительная ответственность в случае недостаточности денежных средств у основного ответчика для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности в здании МДОУ «Детский сад № 14», являющимся собственностью муниципального образования город Торжок, в силу закона должна быть возложена на его собственника.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ч.4 ст.48 Устава МО город Торжок органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Структуру органов местного самоуправления составляют Торжокская городская Дума (представительный орган), Глава города, администрация города (исполнительно-распорядительный орган) (статья 27 Устава МО город Торжок).

В соответствии со ст. 32 Устава МО город Торжок исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация города Торжка, которая осуществляет полномочия по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, в том числе осуществляет владение, пользование, распоряжение муниципальным имуществом МО город Торжок, а также обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа.

При таких обстоятельствах представляется обоснованным привлечение в качестве соответчика по настоящему делу администрации города Торжка.

Положение Устава МДОУ «Детский сад № 14» о том, что его учредителем является отдел образования администрации города Торжка, противоречит императивным нормам действующего законодательства, в частности части 2 статьи 120 ГК РФ, устанавливающей, что муниципальное учреждение может быть создано только муниципальным образованием, и не является правовым основанием возложения соответствующей ответственности на отдел образования администрации города Торжка, указанного в качестве учредителя учреждения, с освобождением от предусмотренной законом обязанности собственника имущества учреждения-соответчика.

Доводы об отсутствии денежных средств, достаточных для полного и своевременного устранения нарушений правил и норм пожарной безопасности, не могут являться основанием для освобождения ответчиков от обязанности устранить выявленные нарушения норм пожарной безопасности.

Исходя из объёма работ и финансовых затрат, требующихся на устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности, суд находит разумным и целесообразным срок устранения указанных нарушений установить с учетом мнения сторон: по пунктам 1,2 – до 1 декабря 2011 года, по пункту 3 – до 01 мая 2012 года.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственную пошлину, от уплаты которой прокурор освобожден, следует взыскать с МДОУ «Детский сад № 14» в доход федерального бюджета, снизив ее размер до 100 рублей с учетом тяжелого финансового положения ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

- в срок до 1 декабря 2011 года оборудовать здание детского сада, расположенного по адресу: Тверская область, город Торжок, улица Пролетарская, дом 25, прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны населенного пункта; сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации вывести в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (пожарная охрана) ;

- в срок до 01 мая 2012 года двери кладовых для хранения белья, прачечной, электрощитовой в здании детского сада выполнить противопожарными с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа.

При недостаточности денежных средств у муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14» возложить субсидиарную ответственность по устранению вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад №14» на администрацию муниципального образования город Торжок (исполнительно-распорядительный орган), действующий от имени муниципального образования город Торжок.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю. Арсеньева

Мотивированное решение суда изготовлено 26 сентября 2011 года.

Председательствующий Е.Ю. Арсеньева