Дело № 2-729/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Торжок 12 сентября 2011 года Торжокский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Соколовой А.А., с участием помощника Торжокского межрайонного прокурора Тюфтиной Е.В., представителей ответчиков – МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» - Гончарук Т.А., действующей на основании приказа № 417-к от 02.09.2009 года; администрации города Торжка, действующей от имени муниципального образования город Торжок, Николаевой В.А. (доверенность №03 от 11.01.2011 года); представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления образования администрации города Торжка, Козловской И.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №1», администрации муниципального образования город Торжок об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц и просил обязать МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» устранить нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал следующее. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п.1 раздела 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В соответствии с п.п.1 п.9 Раздела 4 данного нормативно-правового акта МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. В силу п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313, настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства (далее граждане) в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) установлены нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2033 г. №315. В ходе проверки соблюдения законодательства, регламентирующего противопожарную безопасность, было установлено, что МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» не в полной мере соблюдает требования действующего законодательства в указанной сфере. Так, согласно акту проверки ОНД по г. Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области №67 от 11-12 мая 2011 года в МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: учреждение не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны населенного пункта; сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации не выведен в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (пожарная охрана); не проведен ремонт сетей внутреннего противопожарного водопровода с доведением расхода воды до требуемого по нормам (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., ППБ 01-03 п.3, 39,89; СП 5.13130.2009 (п.п.13.14.5,13.14.10,13.14.12, 13.14.13); ППБ 101-89 п.2.4.1). Указанные нарушения правил пожарной безопасности были выявлены также при проведении проверки в августе 2010 года, о чем свидетельствует акт проверки №169 от 24-26 августа 2010 года, однако, до настоящего времени не устранены. В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21..12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни и здоровья, имущества в случае пожара. На основании статьи 37 вышеуказанного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности и т.д. Указанные нарушения требований пожарной безопасности непосредственно затрагивают права и законные интересы как работников и воспитанников учреждения, так и граждан, посещающих МОУ «Основная общеобразовательная школа №1». Численность граждан, ежедневно посещающих учреждение, невозможно определить заранее, вследствие чего создаётся реальная опасность для жизни и здоровья неопределённого круга лиц. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования город Торжок (распорядительно-исполнительный орган), действующая от имени муниципального образования город Торжок, которое является собственником здания сада. В ходе судебного разбирательства прокурор отказался от заявленных исковых требований, указанных в пункте 3 искового заявления, поскольку данные нарушения устранены МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» добровольно. Отказ от иска в указанной части принят судом, о чем 12.09.2011 года вынесено соответствующее определение. В судебном заседании процессуальный истец – помощник Торжокского межрайонного прокурора Тюфтина Е.В. - заявленные требования поддержала, приведя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении, уточнив: при недостаточности денежных средств у МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» просит возложить субсидиарную ответственность по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» на администрацию МО город Торжок (распорядительно-исполнительный орган муниципального образования город Торжок), действующий от имени муниципального образования, установив срок для устранения нарушений пожарной безопасности: до 01 декабря 2011 года. Представитель ответчика – МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» - Гончарук Т.А. уточнённые исковые требования прокурора признала, пояснив, что МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» является бюджетным учреждением, допущенные нарушения правил пожарной безопасности не устраняются из-за отсутствия денежных средств, которые им муниципальным образованием не выделяются, обязуются устранить нарушения в указанные сроки. Представитель соответчика, администрации муниципального образования город Торжок, действующей от имени муниципального образования город Торжок, Николаева В.А. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в казне муниципального образования не хватает средств. Представитель третьего лица – Управления образования администрации г. Торжка – Козловская И.В. пояснила, что Управление образования администрации города Торжка, как главный распорядитель лимитов бюджетных ассигнований по ведомственным учреждениям образования, с 2009 года не получает лимиты от муниципального образования. На противопожарные цели в бюджете денежных средств не запланировано вообще, поэтому выделить ответчику денежные средства на устранение нарушений пожарной безопасности не представляется возможным. Соглашается, что нарушения следует устранять. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ОНД по г. Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области, Комитета по управлению имуществом МО г. Торжок, Управления финансов администрации МО г. Торжок, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном разбирательстве не приняли, направив в адрес суда заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года. Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. В соответствии с п.10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Наряду с Правилами следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке. Согласно ст.ст. 32, 51 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10.07.92 «Об образовании» образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников, несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников во время образовательного процесса. Как следует из акта №67 проверки соблюдения требований пожарной безопасности МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» от 11-12 мая 2011 года, общеобразовательным учреждением допущены нарушения действующего законодательства, регулирующего пожарную безопасность (ФЗ -123 от 22.07.2008 г., ППБ 01-03 п.п.3, 39; СП 5.13130.2009 (п.п. 13.14.5,13.14.10,13.14.12, 13.14.13). Наличие установленных нарушений требований пожарной безопасности, в случае возникновения пожароопасной ситуации, создаёт реальную угрозу жизни и здоровью как работников и воспитанников учреждения, так и неопределённого круга лиц, поскольку учреждение является образовательным и численность граждан, ежедневно посещающих учреждение, невозможно определить заранее. Поскольку руководители организаций, учреждений осуществляют непосредственное руководство за соблюдением требований пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности, суд полагает возложить на учреждение – МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» - обязанность устранить выявленные нарушения закона в области пожарной безопасности по акту №67 проверки ОНД по г. Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области от 11-12.05.2011 года, а именно: обеспечить учреждение прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны населенного пункта; сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации вывести в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (пожарная охрана). Разрешая вопрос о пределах ответственности МОУ «Основная общеобразовательная школа №1», суд принимает во внимание следующее. В соответствии со статьей 39 Закона РФ «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица (собственника). Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. В силу положений Устава МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» учреждение является юридическим лицом, учрежденным отделом образования администрации города Торжка, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом. Статья 120 ГК РФ, определяя в части 2 пределы ответственности бюджетного учреждения по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении, и, возлагая при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность на собственника имущества, обращает также внимание и на особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений, предусмотренные специальными законами и иными правовыми актами. В сфере образования таким законом является Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», статья 31 которого относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области образования обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Собственник имущества обязывается к содержанию принадлежащего ему имущества и в соответствии со статьей 210 ГК РФ. Как следует из свидетельства о государственной регистрации права здание школы, расположенное по адресу: Тверская область, город Торжок, улица Дзержинского, дом 111, является муниципальной собственностью МО город Торжок. Таким образом, дополнительная ответственность в случае недостаточности денежных средств у основного ответчика для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности в здании МОУ «Основная общеобразовательная школа №1», являющимся собственностью муниципального образования город Торжок, в силу закона должна быть возложена на его собственника. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Согласно ч.4 ст.48 Устава МО город Торжок органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Структуру органов местного самоуправления составляют Торжокская городская Дума (представительный орган), Глава города, администрация города (исполнительно-распорядительный орган) (статья 27 Устава МО город Торжок). В соответствии со ст. 32 Устава МО город Торжок исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация города Торжка, которая осуществляет полномочия по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, в том числе осуществляет владение, пользование, распоряжение муниципальным имуществом МО город Торжок, а также обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа. При таких обстоятельствах представляется обоснованным привлечение в качестве соответчика по настоящему делу администрации города Торжка. Положение Устава МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» о том, что его учредителем является отдел образования администрации города Торжка, противоречит императивным нормам действующего законодательства, в частности части 2 статьи 120 ГК РФ, устанавливающей, что муниципальное учреждение может быть создано только муниципальным образованием, и не является правовым основанием возложения соответствующей ответственности на отдел образования администрации города Торжка, указанного в качестве учредителя учреждения, с освобождением от предусмотренной законом обязанности собственника имущества учреждения-соответчика. Доводы об отсутствии денежных средств, достаточных для полного и своевременного устранения нарушений правил и норм пожарной безопасности, не могут являться основанием для освобождения ответчиков от обязанности устранить выявленные нарушения норм пожарной безопасности. Исходя из объёма работ и финансовых затрат, требующихся на устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности, суд находит разумным и целесообразным срок устранения указанных нарушений установить с учетом мнения сторон: до 01 декабря 2011 года. В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственную пошлину, от уплаты которой прокурор освобожден, следует взыскать с МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» в доход федерального бюджета, снизив ее размер до 100 рублей с учетом тяжелого финансового положения ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: - в срок до 01 декабря 2011 года оборудовать здание школы, расположенное по адресу: Тверская область, город Торжок, улица Дзержинского, дом 111, прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны населенного пункта; сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации вывести в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (пожарная охрана). При недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №1» возложить субсидиарную ответственность по устранению вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности в МОУ «Основная общеобразовательная школа №1» на администрацию муниципального образования город Торжок (исполнительно-распорядительный орган), действующий от имени муниципального образования город Торжок. Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №1» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева Мотивированное решение суда изготовлено 18 сентября 2011 года. Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева Копия верна. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-729/2011 в Торжокском городском суде Тверской области. Судья Е.Ю. Арсеньева