Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Торжок 06 октября 2011 года Торжокский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Столяровой И.Е., с участием представителей заявителя – Каменской В.В., действующей на основании доверенности от 06.09.2011 года, адвоката Торжокского филиала НО «Тверская областная коллегия адвокатов» Коломенской Л.Б., предоставившей удостоверение № 110, ордер № *** от 26.09.2011 года, представителей заинтересованного лица - администрации муниципального образования Торжокский район - Сергеевой Т.В., действующей на основании доверенности от 19.04.2011 года, Забелиной Н.В., действующей на основании доверенности от 17.08.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Варфаламеевой Марии Николаевны о признании незаконным Постановления администрации Торжокского района от 01 сентября 2011 года №390 в части снятия Варфаламеевой М.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, у с т а н о в и л : Варфаламеева М.Н. обратилась в суд с настоящим заявлением, указав следующее. Постановлением Главы администрации Торжокского района от 29.06.2011 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст.51 ч.1 п.3 Жилищного Кодекса РФ, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны. 05 сентября 2011 года она получила уведомление о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, из которого усматривается, что Постановлением Главы администрации Торжокского района от 01.09.2011 года №390 она снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст.56 ч.1 п.2 Жилищного Кодекса РФ (дарение жилого дома 12.01.2010 года). Заявитель не согласен с данным постановлением по следующим основаниям. При снятии ее с очереди Глава администрации исходила из требований статьи 56 ч.1 п.2 Жилищного Кодекса РФ, то есть утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения. При этом во внимание не принято следующее обстоятельство. Статья 53 Жилищного Кодекса РФ (далее ЖК РФ) предусмотрела последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, согласно которым, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Положения указанной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. В статье не раскрывается содержание понятия «намеренные действия». По мнению заявителя, смысловое толкование понятия «намеренного ухудшения» предусматривает желание лица в дальнейшем получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть элемент прогнозирования. В данном случае оформление 12.01.2010 года договора дарения земельного участка с жилым домом, расположенном по адресу: Торжокский район, Рудниковское сельское поселение, деревня Горощино, дом 36, между нею и родной внучкой Каменской В.В. было обусловлено тем, что заявитель, как престарелый человек и инвалид первой группы по зрению, не могла проживать самостоятельно, нуждалась, согласно в уходе и помощи. Ее сыновья, Варфаломеев Николай Владимирович, умер в 2003 году, Варфоломеев Виктор Владимирович, умер в 2006 году. В настоящее время она, будучи зарегистрированной в доме №*** деревни ***, проживает вместе с внучкой Каменской В.В., ее сыном, Каменским Кириллом, *** года рождения, Варфоломеевой Фаиной Владимировной (снохой, вдовой сына Варфоломеева Виктора Владимировича) по адресу: ***, в однокомнатной квартире общей площадью 29 кв.метров. При первоначальной постановке ее на очередь для последующего получения субсидии, как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, администрация Торжокского района исходила из того, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ч.1 п.3 ЖК РФ, поскольку проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При обследовании жилищных условий было установлено, что дом с печным отоплением (печки разрушены), без канализации, водопровода, крыша протекает. Таким образом, проводя отчуждение дома, она не производила намеренного ухудшения жилищных условий для последующей постановки на очередь. На основании изложенного, просит признать незаконным постановление Главы администрации Торжокского района от 01.09.2011 года №390, в части снятия ее с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также взыскать одну тысячу рублей за оказание юридических услуг за составление заявления в суд. В судебном заседании представитель заявителя – Каменская В.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, передоверив выступление адвокату Коломенской Л.Б. Адвокат Коломенская Л.Б., представляя интересы заявителя на основании ордера, заявленные требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснила, что заявитель не производила намеренного ухудшения жилищных условий, дарение жилого дома внучке вызвано тем, что она имеет преклонный возраст, поэтому не может нести бремя содержания дома, который требует присмотра; она сама является инвалидом по зрению и нуждается в помощи, кроме того, договор дарения оформили, чтобы не вступать в наследство, так как при выдаче документов ее сыну должностными лицами была допущена ошибка в написании фамилии, вследствие чего фамилия сына, снохи, внучки пишется, как «Варфоломеевы», а ее фамилия пишется, как «Варфаламеева». Полагает, что дарение дома не вызвало ухудшений жилищных условий заявителя, так как фактически ничего не изменилось: она как была зарегистрированной в доме, так и осталась в нем зарегистрированной, в дальнейшем, дом признан непригодным для проживания. Заявитель Варфаламеева М.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла. В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица. Представитель администрации Торжокского района – Сергеева Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, и пояснила суду, что заявитель Варфаламеева М.Н. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, Рудниковское сельское поселение, деревня ***, который подарила 12 января 2010 года. 09 июня 2011 года обратилась с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Фактические действия Варфаламеевой М.Н.: дарение жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности, оставление регистрации по месту жительства в указанном жилом помещении, заключение договора безвозмездного пользования жилым помещением, последующее обращение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, свидетельствуют о том, что обстоятельства искусственно созданы, вследствие чего возникли условия для постановки Варфаламеевой М.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и заявитель была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Из заключения межведомственной комиссии от 02.06.2011 года видно, что жилой дом, где зарегистрирована Варфаламеева М.Н. признан непригодным для постоянного проживания только по пункту 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, согласно которому жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение), в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Из технического паспорта на жилой дом усматривается, что по состоянию 09.09.2009 г. износ жилого помещения составляет 48%, что не свидетельствует о его непригодности для проживания. Оценивая наличие намерений на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права быть нуждающейся в жилом помещении, администрация исходит из того, что за отчуждением жилого помещения следует обращение заявителя за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановление Главы администрации №390 от 01.09.2011 года соответствует действующему законодательству. В связи с этим просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со справкой территориального отдела социальной защиты населения Торжокского района Варфаламеева М.Н. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, Варфаламеева Владимира Гордеевича, и имеет право на получение льгот, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 года № 327-ФЗ). Согласно ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 года № 327-ФЗ) (далее ФЗ «О ветеранах»), а также Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 (в редакции от 09.01.2010г.) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", супруга умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочиями по обеспечению жильем категорий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета наделены органы государственной власти субъектов РФ, а органы местного самоуправления указанными полномочиями могут быть наделены органами государственной власти субъектов РФ. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного Кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Единый порядок ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Тверской области от 27.09.2005 N 112-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее Закон Тверской области). В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 52 ЖК РФ и п.1 ст. 5 Закона Тверской области принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан о принятии на учет, к которому должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании п. 2 ст. 7 Закона Тверской области решение органа местного самоуправления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в принятии на учет по договорам социального найма оформляются правовыми актами органа местного самоуправления. 21 марта 2011 года Варфаламеева М.Н. обратилась к Главе администрации Торжокского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав, что проживает в жилом доме, который не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, Варфаламеева М.Н. является инвалидом первой группы по зрению. В ходе рассмотрения данного обращения межведомственная комиссия 02 июня 2011 года обследовала дом, где зарегистрирована Варфаламеева М.Н., по результатам осмотра комиссией вынесено заключение о том, что жилой дом №*** в деревне *** непригоден для постоянного проживания, так как не отвечает требованиям п.12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47. Из уведомления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от 30.06.2011 года на имя Варфаламеевой М.Н. усматривается, что последняя администрацией Торжокского района была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи один человек на основании ст.51 ч.1 п.3 ЖК РФ (постановление Главы администрации Торжокского района от 28.06.2011 г. №273), согласно которому гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. 02 сентября 2011 года Варфаламеева М.Н. уведомлена о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении (постановление Главы Торжокского района от 01.09.2011 г. №390). Основанием для снятия явилось дарение жилого дома 12.01.2010 года (ст.56 ч.1 п.2 ЖК РФ). Согласно ст.55 Жилищного Кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении сохраняется за гражданином до получения им жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного Кодекса РФ оснований снятия их с чета. В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если утратили основания, дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма. По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в реестре отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, принадлежащего Варфаламеевой М.Н. Из справки Торжокского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» следует, что за Варфаламеевой М.Н. числился жилой дом, расположенный по адресу: ***, который подарен 12.01.2010 года. Как следует из выписки из домовой книги по дому №*** в д.***, в указанном доме Варфаламеева М.Н. зарегистрирована с 30.03.1981 года и по настоящее время. Указанный жилой дом на праве собственности принадлежит Каменской В.В. (Варфаламеева М.Н. 12.01.2010 года подарила дом Каменской В.В. (внучке)), что подтверждается договором дарения земельных участков с жилым домом от 12.01.2010 года, свидетельством о государственной регистрации права серии 69-АВ №214634 от 01.04.2011 года. Согласно договора безвозмездного пользования жилым помещением от 14 января 2010 года собственник жилого помещения, Каменская В.В., предоставила Варфаламеевой М.Н. в безвозмездное временное пользование для проживания с правом регистрации по месту жительства жилое помещение, находящее по адресу: Тверская область, Торжокский район, Рудниковское сельское поселение, деревня ***. Жилое помещение предоставлено Варфаламеевой М.Н. бессрочно. В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 02.06.2011 года на основании акта обследования помещения от 02.06.2011года жилой дом №*** в деревне *** признан непригодным для постоянного проживания, так как не отвечает требованиям п.***. Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение) установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. Согласно п. 2. указанного Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. В соответствии с частью 1 пункта 8 Положения полномочия по контролю переданы органу местного самоуправления, который вправе принимать решение о признании частных жилых помещении, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания. В силу п. 48 Положения по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1. Согласно п. 49 этого же Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В данном случае каких-либо решений на основании заключения межведомственной комиссии от 02.06.2011года администрацией Торжокского района не принималось, следовательно, нормативно установленный порядок признания жилого помещения, занимаемого Варфаламеевой М.Н., непригодным для проживания, не соблюден. В соответствии с положениями статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. В судебном заседании из объяснений представителя заявителя Каменской В.В. следует, что заявитель Варфаламеева М.Н. после отчуждения своего жилого дома с регистрации по месту жительства не снялась, оформив с собственником договор безвозмездного пользования на данное жилое помещение, однако, поскольку нуждается в постороннем уходе, фактически с указанного времени проживала и проживает в городе *** (в квартире, принадлежащей жене покойного сына - Варфоломеевой Ф.В.). Она – Каменская В.В. - с сыном Кириллом, *** года рождения, зарегистрирована в общежитии завода «Марс». Оснований полагать, что признание указанных выше обстоятельств совершено представителем заявителя в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, у суда не имеется, что позволяет считать данные обстоятельства установленными. Анализ представленных суду доказательств свидетельствует о том, что Варфаламеева М.Н. 12.01.2010 года добровольно распорядилась принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением по своему усмотрению (подарила дом), однако, с регистрации по указанному адресу не снялась, а заключила с собственником дома договор безвозмездного пользования подаренным жилым помещением, фактически по месту регистрации с момента дарения не проживала и не проживает, тем самым сознательно ухудшила свои жилищные условия и обратилась в администрацию Торжокского района с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что дом не отвечает установленным для жилых домов требованиям. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Суд не может принять во внимание доводы заявителя о том, что она (Варфаламеева М.Н.) не совершала умышленные действия с целью ухудшения жилищных условий, так как они опровергаются изложенным выше, кроме того, с учетом положений части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предполагается сознательное ухудшение жилищных условий в результате действий и сделок граждан с жилыми помещениями, в результате которых уменьшился размер жилых помещений или произошло их отчуждение. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения, но не менее чем за пять лет. Таким образом, в судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие об утрате заявителем оснований, дающих право на получение жилого помещения, а, следовательно, оспариваемое заявителем постановление в части снятия ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении вынесено в рамках действующего жилищного законодательства. При таких обстоятельствах суд не находит оснований к удовлетворению заявленных Варфаламеевой М.Н. требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении заявления Варфаламеевой Марии Николаевны о признании незаконным постановления Главы администрации Торжокского района от 01 сентября 2011 года №390 в части снятия Варфаламеевой М.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Торжокский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированной части решения суда. Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2011 года. Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева Копия верна. Подлинник определения находится в материалах гражданского дела 2-929/2011 в Торжокском городском суде Тверской области. Судья Е.Ю. Арсеньева