о признании несовершеннолетнего членом семьи



Дело № 2-349/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Торжок 26 апреля 2011 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего – федерального судьи Горловой Н.П.,

при секретаре Раевой Е.С.,

с участием истца – Лихачева А.А.,

третьего лица – Лихачевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лихачева А.А. к войсковой части 62632-Д о признании несовершеннолетнего членом семьи,

у с т а н о в и л:

Лихачев А.А. обратился в суд с иском к войсковой части 62632-Д г. Торжка о признании несовершеннолетнего членом семьи, в котором указал, что с 04 июля 2008 года он проживает совместно с Лихачевой Т.Н. и её сыном от первого брака Р.И.С., ***** года рождения. С указанного времени они с Лихачёвой Т.Н. ведут общее хозяйство и считают себя супругами. 04 июля 2009 года между ними в органах ЗАГС был зарегистрирован официальный брак. С 04 июля 2008 года по настоящее время Р.И.С. проживает вместе с ним и своей матерью – его супругой Лихачевой Т.Н.

С этого времени несовершеннолетний Р.И.С. фактически находится на его иждивении. Он участвует в его воспитании, обеспечивает его жильем и питанием, организовывает досуг, а также посещение культурно-массовых мероприятий.

Его супруга, Лихачева Т.Н. , в данное время находится в отпуске по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Он проходит службу в войсковой части 62632-Д в должности старшего инструктора-штурмана и его денежное содержание является постоянным и основным источником средств к их существованию, и именно его денежным содержанием оно определяется.

В связи с тем, что Р.И.С. формально не является членом семьи военнослужащего, и у него отсутствуют какие-либо официальные документы, подтверждающие факт нахождения Р.И.С. на его иждивении – ни он, ни Р.И.С. не могут в полной мере пользоваться социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 г, а именно, в период его отпуска они всей семьей неоднократно выезжают на отдых, а также к родственникам в другой регион. При этом войсковая часть по вышеуказанным причинам проездные документы на Р.И.С. ему не предоставляет и расходы по проезду к месту назначения не компенсирует. Помимо этого Р.И.С. не вносят в его личное дело как члена семьи, либо иждивенца, и в случае предоставления его семье жилого помещения, это повлечет нарушение его прав.

Признание несовершеннолетнего Р.И.С. членом его семьи необходимо ему для устранения препятствий в реализации прав, гарантий и льгот, предусмотренных действующим законодательством для военнослужащих и членов их семей. При этом Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные льготы, относит, в том числе лиц, находящихся на иждивении военнослужащего. В связи с этим, он просит признать несовершеннолетнего Р.И.С. , ***** года рождения, членом семьи Лихачева А.А. .

В судебном заседании истец Лихачев А.А. свои исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что с 2008 года они проживали с Т. в гражданском браке, а в 2009 году брак был официально зарегистрирован в органах ЗАГСа. Все это время Р.И.С. проживал вместе с ними. За время их совместного проживания с Т. отец Р.И.С. приезжал как-то, общался с сыном. Он не против их встреч и не препятствует их общению. Думает, что мальчик хочет, чтобы его признали членом их семьи, поскольку он даже называет его папой.

Представитель ответчика войсковой части № 62632-Д в судебное заседание не явился. От временно исполняющего обязанности командира войсковой части 62632-Д полковника И.Б. в приемную Торжокского городского суда Тверской области 25 апреля 2011 года поступило заявление, в котором он сообщил, что о дате и времени рассмотрения настоящего гражданского дела надлежащим образом извещен, возражений и ходатайств не имеет и принимать участие в рассмотрении указанного дела не будет (л.д. 26).

Третье лицо Лихачева Т.Н. в судебном заседании возражений против удовлетворения исковых требований Лихачева А.А. не имела, пояснив при этом, что Рубленко С.М. самостоятельно написал отказ от своего ребенка. Он принес его ей и сказал, что согласен на усыновление её мужем ребенка. Он хотел, чтобы у него не было проблем с жильем в дальнейшем. Рубленко С.М. платит в настоящее время алименты сыну в размере полутора тысяч рублей в месяц. Наверно, он отказался от сына, чтобы данные выплаты прекратить. Коммунальные платежи за комнату в общежитии они оплачивают за четырех человек, в том числе и за Р.И.С..

Третье лицо Рубленко С.М. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ извещенным о месте и времени судебного заседания (л.д. 25).

Выслушав объяснения истца Лихачева А.А., третьего лица Лихачевой Т.Н., показания свидетелей К.С.В. и Д.Н.Ю. и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Лихачевым А.А. исковых требований.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Как указал истец в исковом заявлении признание несовершеннолетнего членом своей семьи ему необходимо для реализации прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для военнослужащих и членов их семей, в том числе и для предоставления его семье в дальнейшем жилого помещения. Данная гарантия предусмотрена ст. 15 указанного Федерального закона.

Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При этом, при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и по нисходящей линии.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

В ходе судебного разбирательства установлено, что родителями несовершеннолетнего Р.И.С. ., ***** года рождения, являются Рубленко С.М. и Рубленко Т.Н., что подтверждается свидетельством о рождении, выданным ***** года отделом записи актов гражданского состояния г. Торжка Тверской области (л.д. 9).

С 04 июля 2009 года Лихачев А.А. и Рубленко Т.Н. состоят в зарегистрированном браке, в результате которого ей присвоена фамилия Лихачева, что следует из свидетельства о заключении брака, выданного ***** отделом записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования город Торжок Тверской области (л.д. 10).

Из заявления Рубленко С.М. от 23 июля 2009 года, удостоверенного нотариусом Торжокского городского нотариального округа города Торжка Тверской области Писаревой М.Б., следует, что он отказывается от воспитания и содержания своего несовершеннолетнего сына Р.И.С., ***** года рождения, и дает согласие на усыновление своего ребенка Р.И.С. – Лихачевым А.А. (л.д. 29).

Лихачев А.А. проходит военную службу старшим инструктором-штурманом в войсковой части 25515 и получает денежное довольствие (л.д. 13).

15 марта 2011 года Лихачев А.А. на имя командира войсковой части 62632-Д подал рапорт, в котором он просил вписать в его личное дело сына его жены Лихачевой Т.Н., фактически находящегося на его иждивении с июля 2008 года – Р.И.С., ***** года рождения, для реализации прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для военнослужащих и членов их семей (л.д. 14).

Как видно из ответа командира войсковой части 62632-Д на вышеуказанный рапорт от *****, Лихачеву А.А. в записи Р.И.С. членом семьи в личное дело было отказано, поскольку запись сведений о членах семьи производится только на основании соответствующих документов, выдаваемых органами ЗАГСа, или решений судов и ему было предложено обратиться в суд с иском (л.д. 15).

Нахождение несовершеннолетнего Р.И.С.. на иждивении Лихачева А.А. подтверждается справкой, выданной войсковой частью 25515 от 02 марта 2011 года, из которой следует, что Лихачев А.А. прописан там с 22 марта 2008 года вместе с семьей, а именно: женой Лихачевой Т.Н., сыном Л.А. , ***** года рождения, и сыном жены – Р.И.С. , ***** года рождения (л.д. 12).

Согласно справке войсковой части 25515 от 28 января 2011 года № 62 в личное дело Лихачева включена жена – Лихачева Т.Н. и сын А. , ***** года рождения (л.д. 11).

Данные обстоятельства также подтвердили в судебном заседании свидетели.

Так, свидетель К.С.В. показала суду, что они знакомы с Лихачевой Т.Н. с момента их развода с Рубленко С. – это, примерно, четыре года. С А. Лихачевым они познакомились сразу же, когда они начали встречаться. Она знает, что А. сейчас полностью содержит семью. Они проживают все вместе, в том числе и Р.И.С. .

Свидетель Д.Н.Ю. в судебном заседании показала, что Лихачева раньше работала у них в гостинице горничной. Это было до того момента, как она ушла в декретный отпуск. Когда она жила одна в течении года после развода с первым мужем, то отец Р.И.С. даже не интересовался, не навещал его. Сейчас у них полная семья, Р.И.С. изначально живет с мамой и Лихачевым А.А. и считается, как член их семьи. Коммунальные платежи оплачиваются и за Р.И.С. в том числе. По её данным Р.И.С. входит в состав семьи.

Показания данных свидетелей суд находит достоверными, поскольку они не противоречат материалам дела и у суда нет оснований сомневаться в их правдивости. Кроме того, при даче показаний, свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в соответствии со ст. 307 УК РФ.

Оценив вышеприведенные доказательства в соответствии с нормами ст. 67 ГПК РФ, суд находит их достоверными и в своей совокупности взаимосвязанными и достаточными для признания нахождения несовершеннолетнего Р.И.С. на иждивении Лихачева А.А. и соответственно признания его членом семьи.

Данные обстоятельства в полной мере были установлены в судебном заседании, а именно, то, что Лихачев А.А. и Лихачева Т.Н. состоят с 04.07.2009 года в зарегистрированном браке, имеют общего ребенка – А., ***** года рождения. С 22 марта 2008 года проживают совместно и прописаны с Р.И.С. в войсковой части *****. Ведут общее хозяйство. Лихачева Т.Н. в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. Алименты на содержание сына Р.И.С. получает в размере полутора тысяч рублей ежемесячно, что не является препятствием для признания Р.И.С., ***** года рождения, членом семьи Лихачева А.А., поскольку несовершеннолетний проживает вместе с матерью и её мужем одной семьей, последние занимаются его воспитанием и содержанием, и на данный момент основным источником существования семьи является денежное содержание Лихачева А.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 338 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Лихачева А.А. к войсковой части 62632-Д о признании несовершеннолетнего членом семьи удовлетворить.

Признать несовершеннолетнего Р.И.С., ***** года рождения, уроженца *****, членом семьи нанимателя – Лихачева А.А. .

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Торжокский городской суд Тверской области.

Председательствующий Н.П. Горлова

Решение в мотивированной форме изготовлено 28 апреля 2011 года.

Председательствующий Н.П. Горлова

решение не вступило в законную силу

а