о защите трудовых прав



Дело № 2-285 /2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2010 года г. Торопец

Торопецкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Дугушовой Л.Н.,

при секретаре Кожевниковой Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора Торопецкого района Лопачевой Л.В.,

истца Лизуновой М. И.

представителя ответчика Васильевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Торопец гражданское дело по иску прокурора Торопецкого района в интересах Лизуновой Маргариты Ивановны к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Торопецкий психоневрологический интернат» о защите трудовых прав,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Торопецкого района обратился в суд в интересах Лизуновой Маргариты Ивановны к ГСУ СО ССЗН « Торопецкий психоневрологический интернат» с иском об обязании внесения изменений в трудовой договор, заключенный с Лизуновой Маргаритой Ивановной 20 февраля 2009 года и установлении размера должностного оклада не менее минимального размера оплаты труда.

Свои требования мотивирует тем, что Лизунова М.И. работает в ГСУ СО ССЗН «Торопецкий психоневрологический интернат» палатной санитаркой. Согласно трудовому договору от 20 февраля 2009 года, заключенному между ею и работодателем, ее должностной оклад составляет 3200 руб. в месяц.

В соответствии с ч.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 133 Трудового кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) на территории РФ в настоящее время определяется ст. 2 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В соответствии с указанной статьей МРОТ с 1 января 2009 г. составляет 4330 руб.

Согласно ст. 135 (части первая и вторая) Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 того же Кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу вышеизложенного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Данная позиция выражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2009 г.
(утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 г.).

Проверкой, проведенной прокуратурой района по заявлению Лизуновой М.И., установлено: Положением о порядке и условиях оплаты труда в государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Торопецкий психоневрологический интернат», штатным расписанием указанного учреждения должностной оклад палатной санитарки определен в размере 3200 руб., и соответственно трудовым договором между ответчиком и палатной санитаркой Лизуновой М.И. должностной оклад определен в размере 3200 руб., что меньше минимального размера оплаты труда.

Исходя из вышеизложенного, следует, что действиями ответчика нарушаются трудовые права работника, в том числе право работника, установленное ст. 21 ТК РФ на выплату заработной платы в полном объеме.

На основании изложенного, просит суд обязать ответчика внести изменения в трудовой договор, заключенный с Лизуновой Маргаритой Ивановной 20 февраля 2009 года, установив размер должностного оклада не менее минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении и дал пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Лизунова М.И. поддержала заявленные в ее интересах прокурором требования, пояснив, что поскольку с 01 января 2009 года минимальная заработная плата составляет 4330 рублей, она должна получать указанную сумму, которую в настоящее время она не получает.

Представитель ответчика – Васильева Н.В. с исковыми требованиями не согласна и в судебном заседании пояснила, что Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Торопецкий психоневрологический интернат» организуется и содержится за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии со сметой ( п.3, Раздел 1 Устава Учреждения). Координацию деятельности ГСУ «Торопецкий психоневрологический интернат», а также контрольные функции в пределах своей компетенции, оказание необходимой организационно-методической помощи осуществляет Департамент социальной защиты населения Тверской области.

В связи с принятием Постановлений Администрацией Тверской области от 02.12.2008 года № 459-па, и от 02.12.2008 года № 454-па в ГСУ «Торопецкий психоневрологический интернат» проводилась работа по переходу на новую систему оплаты труда согласно методическим рекомендациям Департамента социальной защиты населения Тверской области от 09.12.2008 года № 03/354-па.

Постановлением Администрации Тверской области от 02.12.2008 года № 459-па, в соответствии со ст. 135 и ст. 144 ТК РФ п.3, предусмотрено, что введение новых систем оплаты в государственных учреждениях Тверской области, подведомственных департаменту социальной защиты населения Тверской области, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных департаментом социальной защиты населения Тверской области на оплату труда Законом Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2010 год».

На основании указанных документов, в т.ч. приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06 августа 2007 года № 526 (с изменениями от 20.11.2008 года), утверждено Положение о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в интернате.

В части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ в качестве составных частей заработной платы названы основная часть заработной платы (оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты.

ТК РФ называет компенсациями такие компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые производятся с целью компенсировать неблагоприятное воздействие тяжелых и вредных условий труда. К их числу относятся дополнительный отпуск (ст. 116 ТК) и повышение оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которая может производиться либо путем повышения основной части заработной платы (оклада), либо путем установления доплаты
компенсационного характера.

Поскольку понятие «оплата труда» является понятием, используемым не только в трудовом, но и в гражданском законодательстве, в Трудовом кодексе понятие «заработная плата» и «оплата труда» применяются как идентичные и обозначают вознаграждение за труд.

С 01 сентября 2007 года ч.2 ст. 129 ТК РФ, которая формулировала определение понятия минимальной заработной платы, утратила силу.

В настоящее время в ТК РФ такое понятие отсутствует. До 1 сентября 2007 года в величину МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Исходя из определения заработной платы сформулированного в ч.1 ст. 129, начиная с 1 сентября 2007 года величина МРОТ включает в себя не только оклад, но и стимулирующие и компенсационные выплаты. Вместе с тем размер должностных окладов не может быть ниже, чем их размер, установленный до 01 сентября 2007 года.

Работникам, чья заработная плата меньше минимального размера оплаты труда, согласно приказа директора интерната производится стимулирующая доплата до минимального размера оплаты труда

По ходатайству представителя ответчика в судебном заседании была допрошена Колчакова В.А., которая пояснила, что работает в ГСУ СО ССЗН «Торопецкий психоневрологический интернат» заместителем главного бухгалтера, в ее обязанности входят вопросы начисления заработной платы работникам интерната. Лизунова М.И.работает палатной санитаркой, согласно трудовому договору, должностной оклад у Лизуновой М.И. 3200 рублей, кроме этого Лизуновой М.И.начисляются компенсационные выплаты за вредные условия труда -15 % -, за часы работы в ночное время, за стаж работы. Если в итоге заработная плата Лизуновой М.И., с учетом компенсационных выплат будет менее минимального размера оплаты труда, то на основании приказа директора интерната, Сотниковой будет произведено доначисление ее заработной платы до минимального размера оплаты труда, т.е. до 4330 рублей. для этого в договоре предусмотрена выплата по итогам работы за месяц до 10%. В то же время, если палатная санитарка при таком же должностном окладе, либо посудомойка, работающая в менее вредных условиях труда, чем палатная санитарка работают первый год, у кого-либо из них отсутствует доплата за работу в ночное время, заработная плата таким работникам на основании приказа директора доплачивается до минимального размера до 4330 рублей, что является несправедливым по отношению к Лизуновой М.И.

Суд, выслушав пояснения сторон, свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что требования прокурора Торопецкого района, заявленные в интересах Лизуновой М.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда ( статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации ; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда ( статья 37, часть 3 ).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года № 11-П ).

На основе конституционных положений Трудовой кодекс Российской Федерации ( часть третья статьи 133 ) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом, согласно статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности ( статья 7).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основании требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. В ГСУ СО ССЗН « Торопецкий психоневрологический интернат» согласно Положению о порядке и условиях труда в государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения Торопецкий психоневрологический интернат», штатным расписанием базовый должностной оклад палатной санитарки определен в размере 3200 рублей.

Заработная плата ( оплата труда работника определена в части первой ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При этом, как следует из содержания ст. 129 того же Кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 130 ТК РФ, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом ( часть первая ); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда ( часть третья ).

В силу вышеизложенного, именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) на территории РФ в настоящее время определяется ст. 2 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В соответствии с указанной статьей МРОТ с 1 января 2009 г. составляет 4330 руб.

Лизунова Маргарита Ивановна работает в ГСУ СО ССЗН «Торопецкий психоневрологический интернат» палатной санитаркой. Согласно трудовому договору, заключенному между ею и работодателем, ее базовый оклад составляет 3200 руб. в месяц, что меньше минимального размера оплаты труда, компенсационные выплаты, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных составляет 15 % в суммовом размере 480 рублей, стажевые – 15 %, в суммовом выражении 480 рублей, ночные 20%, в зависимости от количества часов.

Согласно представленному представителем ответчика приказу № 17 –П от 21 июня 2010 «О стимулирующих ( поощрительных ) выплатах по итогам работы за июнь месяц следует, что работникам ГСУ СО ССЗН «Торопецкий психоневрологический интернат» назначена стимулирующая выплата до минимальной оплаты труда, размер которой составляет от 5,5% до 37,5%.

Из показаний свидетеля Колчаковой В.А. следует, что палатная санитарка, выполняющая более сложную работу, имеющая более продолжительный стаж работы, чем посудомойка, не имеет стимулирующих доплат к заработной плате.

В связи с признанием ч.2 ст.129 ТК РФ утратившей силу, нового понятия минимальной заработной платы не дано, однако суд считает, что под понятием минимальной заработной платы ( минимальным размером оплаты труда ) следует понимать устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В размере минимальной заработной платы отсутствует величина компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, ответчик - работодатель, включая в размер заработной платы различные выплаты, отражающие принцип дифференциации в оплате труда, например, такие как за работу с отклонением от нормальных условий, а также выплаты по другим основаниям, предусмотренным законом, нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами, трудовым договорам создаст предпосылки для дискриминации. При таком понимании размера МРОТ он может оказаться одинаковым у работников, выполняющих работы различной сложности, внесших различный личный вклад в конечные общие результаты деятельности организаций, что и является дискриминацией в оплате труда. Работники, выполняющие одинаковый обьем работ с одинаковым результатом, должны получать равную оплату труда только при совпадении прочих условий, влияющих на размер заработной платы - квалификация работника, его право на получение компенсирующих и стимулирующих выплат.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Таким образом, трудовые права истца Лизуновой М.И. на получение вознаграждения за труд установленным базовым должностным окладом, не соответствующим минимальному размеру оплаты труда, нарушены, а доводы представителя ответчика в части того, что истцу начисляется заработная плата с учетом компенсационных и стимулирующих выплат не ниже минимального размера оплаты труда нельзя признать законными, потому исковые требования прокурора в интересах Лизуновой М.И. подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Торопецкого района в интересах Лизуновой Маргариты Ивановны удовлетворить.

Обязать Государственное стационарное учреждение социально обслуживания системы социальной защиты населения «Торопецкий психоневрологический интрернат» внести изменения в трудовой договор, заключенный с Лизуновой Маргаритой Ивановной 20 февраля 2009 года, установив должностной оклад исходя из минимального размера оплаты труда в месяц в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течении 10 дней с подачей жалобы через Торопецкий районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Федеральный судья